К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Эффект Месси: аргентинец помог МЛС впервые превзойти мексиканскую лигу

Лионель Месси и Матаас Рохас из «Интер Майами» (Фото Zuma / TASS)
Лионель Месси и Матаас Рохас из «Интер Майами» (Фото Zuma / TASS)
В североамериканской Главной лиге футбола (МЛС) завершился сезон, чемпионом в шестой раз стал клуб «Лос-Анджелес Гэлэкси». Однако сезон-2024 примечателен не столько результатами, сколько тем, что МЛС побила рекорд посещаемости. И в этом очень сильно помог Лионель Месси. Forbes Sport рассказывает, как аргентинец приносит деньги своим соперникам.

Посещаемость лиги за год увеличилась более чем на 5%

Средняя посещаемость матчей МЛС в завершившемся сезоне составила 23234 зрителя, а с учетом игр плей-офф — 23279 человек. Впервые в истории лига пробила отметку в 23 тысячи, а также собрала в общей сложности свыше 12 млн зрителей на трибунах на всех встречах.

В сравнении с прошлым сезоном средняя посещаемость регулярного чемпионата увеличилась более чем на 1 тысячу зрителей (+1123 человек или на 5,08% от аудитории прошлого сезона). Для любой лиги мира это отличный показатель. При этом (в отличие от сезона-2023) в МЛС не появилось новых команд.

По оценке Forbes Sport, основанной на статистике Transfermarkt, на данный момент МЛС-2024 является девятой лигой мира по средней посещаемости. Ее опережают шесть чемпионатов из Европы (все топ-5 лиг континента плюс английский Чемпионшип), а также чемпионаты Бразилии и Аргентины. А если учитывать общее количество зрителей, что МЛС вообще стала второй лигой мира после АПЛ — правда, только из-за большого количества команд.

 

Куда важнее для МЛС тот факт, что лига во второй год подряд показала лучшую аудиторию, чем соседний чемпионат Мексики (Лига MX). Это соседство давно создает главную проблему МЛС — лига не является самой популярной в США. По данным As.com, в 2022 году девять из десяти матчей с самыми высокими рейтингами приходились именно на чемпионат Мексики.

В сезоне-2023 трансляции матчей мексиканской «Гвадалахары» смотрело в среднем 828 тысяч американцев, последнюю игру сезона посмотрело 3,3 млн человек. Для сравнения, рейтинги финала плей-офф МЛС в 2023-м составили 890 тысяч телезрителей. В 2024 году это число сократилось почти вдвое — до 480 тысяч, но следует учесть, что с этого сезона матчи транслирует еще и сервис  Apple TV, который не раскрывает данные о количестве зрителей.

 

По оценке того же As, в той или иной степени за Лигой MX следят 60 млн американцев. Большинство из них, естественно, испаноговорящие жители страны. В целом, 33-35% от общего числа телезрителей матчей мексиканской лиги приходится на американских болельщиков

Более того, МЛС по среднем ТВ-рейтингам в позапрошлом сезоне уступала еще и английской Премьер-лиге, хотя матчи в Англии начинают не в прайм-тайм для американцев. Это могло быть конкурентным преимуществом для трансляций  североамериканской лиги, но соперничать с «мексиканцами» крайне трудно.

С учетом всего этого, тот факт, что МЛС впервые смогла превзойти чемпионат Мексики хотя по показателю посещаемости — заметный успех. Хотя с учетом инфраструктуры американская лига должна была стать самой посещаемой уже давно. Но сейчас появился новый фактор, который помогает переманивать зрителя — Лионель Месси.

 

Почему увеличивается посещаемость в МЛС?

Раньше именно новые франшизы были основными драйверами роста посещаемости. Так, в пятерку команд с наибольшей аудитории входят сразу три клуба, появившиеся в лиге за 8 лет. Двое из них — «Атланта Юнайтед» Алексея Миранчука (46831 зрителей) и «Шарлотт» (33383) — лидируют в рейтинге, а «Нэшвилл» (28587), появившийся в МЛС в 2020 году, оказался пятым. Также в топ-5 попали «Сиэтл Саундерс» (30754) и «Нью-Инглэнд» (29262).

«Атланта Юнайтед» лидирует в рейтинге уже восемь лет — с самого первого сезона в МЛС. В отличие от подавляющего большинства других франшиз, команда продолжает выступать на стадионе клуба НФЛ («Атланта Фэлконс»). Такое было в первые годы существования лиги, но затем клубы начали строить собственные скромные стадионы на 20-25 тысяч человек. На то есть несколько причин. Во-первых, свой стадион позволяет клубу зарабатывать еще на сторонних мероприятиях. Во-вторых, для лиги важна возможность выстраивать календарь, не ориентируясь на то, занят ли в нужный день стадион матчем команд из НФЛ или МЛБ. Наконец, с коммерческой точки зрения полная арена на 20 тысяч человек выглядит лучше, чем 20 тысяч зрителей на стадионе в 60-70 тысяч человек, а аудитория европейского футбола в США по размерам  все еще уступает аудитории американского.

Теперь же посещаемость растет из-за политики лиги. Одно из требований по контракту с Apple TV — большинство матчей регулярного сезона должны проводиться по субботам. Раньше они могли проходить и в будние дни, что отражалось на интересе зрителей. Из-за субботних встреч увеличилось количество владельцев абонементов, как следствие, и сама посещаемость.

Всего из 29 команд МЛС посещаемость в сезоне-2024 увеличилась у 20, у одной («Остин») она осталась на прежнем уровне. Просто все матчи команды проходят при аншлаге. Так что и без «эффекта Месси» средняя аудитория матчей должна была за сезон увеличиться. Но не столь сильно.

Три клуба обновили рекорды посещаемости из-за приезда «Интера Майами»

Из десяти самых посещаемых матчей МЛС-2024 сразу шесть приходятся на гостевые матчи «Интер Майами». Рекордная аудитория собралась на игре между «Спортингом» из Канзас-Сити и командой Месси — 72610 человек. Специально из-за ажиотажа владельцы клуба перенесли встречу на «Эрроухед Стэдиум», где выступает «Канзас-Сити Чифс» из НФЛ.

 

И это была рекордная посещаемость в истории клуба, а также третья встреча по аудитории за всю историю регулярных чемпионатов лиги. Также благодаря Месси свой рекорд обновил и «Нью-Инглэнд» (65612 человек). А на матч плей-офф между «Атлантой Юнайтед» и «Интером» пришли 68455 человек — это четвертый показатель в истории клуба. И помимо этого матча, только две игры плей-офф в нынешнем сезоне смогли собрать на трибунах более 30 тысяч зрителей. 

Естественно, что повышенный ажиотаж позволяет клубам зарабатывать. Например, средняя посещаемость «Ванкувер Уайткэпс» за год увеличилась на 56% (с 16745 человек до 26121). Все благодаря резкому росту владельцев абонементов. А он, как отмечает Sportico, произошел как раз из-за гостевой игры «Интера Майами».

Календарь в МЛС устроен так, что клубы проводят регулярно по два матча только с командами из одной конференции. Приезда франшиз из другой иногда приходится ждать годами. И вот на этот раз в Ванкувер как из выпало приехать «Интеру», что и послужило драйвером интереса. Вот только сам Месси не смог прилететь в Канаду, из-за чего клубу пришлось предложить болельщикам бесплатные билеты на несколько будущих матчей.

В будущем из-за роста интереса после ЧМ-2026 посещаемость может еще сильнее увеличиться. Но для этого необходимо в том числе и успешное выступление сборной США. К этому моменту Месси уже может покинуть лигу, поэтому клубам нужно будет постараться удерживать зрительский интерес на нынешнем уровне. Но это может оказаться сложным, если МЛС решит перейти на систему «осень-весна».

 

Однако пока что Месси остается. В следующем сезоне в МЛС появится еще один новый клуб — «Сан-Диего» c Ирвингом Лосано, и 19 декабря лига объявит расписание на следующий сезон. И явно опять из-за аргентинца где-то будут побиты рекорды. По крайней мере, аншлаги на всех гостевых матчей Месси, Луиса Суареса и других звезд обеспечены. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+