Хуже, чем Катар: почему все против чемпионата мира по футболу в Саудовской Аравии
Перспектива проведения чемпионата мира по футболу в Саудовской Аравии обсуждалось с тех пор, как саудовцы проиграли матч открытия ЧМ-2018 в России нашим футболистам (0:5). Беспрецедентные инвестиции страны в спорт в последние годы, казалось, были направлены на то, чтобы приблизить этот момент. В победе заявки Саудовской Аравии на проведение чемпионата мира в 2034 году с самого начала не было никаких сомнений, и 11 декабря ФИФА ничего не оставалось, как провести формальное голосование. Формальное, потому что кандидатура Саудовской Аравии была единственной.
Почему у Саудовской Аравии не было конкурентов?
В ноябре 2022 года Саудовская Аравия сенсационно обыграла Аргентину (2:1) на чемпионате мира. В декабре того же года Криштиану Роналду покинул «Манчестер Юнайтед» и подписал контракт с саудовским «Аль-Насром», получив зарплату в размере $213 млн в год. Следующим летом Суверенный фонд Саудовский Аравии (PIF) потратил порядка $200 млн на привлечение в лигу иностранных игроков.
В том же году Яссер аль-Мисехал — президент Федерации футбола Саудовской Аравии — был назначен в совет ФИФА, центральный орган организации, принимающий решения. Спустя полгода ФИФА заявила, что дает странам месяц на то, чтобы выразить заинтересованность в проведении чемпионата мира-2034. Саудовская Аравия стала единственной, кто это сделал.
Из-за правила ФИФА проводить три цикла турнира на разных континентах, на ЧМ могли претендовать только страны из двух конфедераций: АФК (Азия) и ОФК (Океания). В то время как Саудовская Аравия, член первой, ясно проявила свой интерес, Австралия, которая успешно совместно с Новой Зеландией в 2023 году провела женский чемпионат, отказалась от идеи проводить его мужскую версию.
«Мне не нравится метать дротики в дартсе. Я люблю делать ставки наверняка», — объяснял глава Федерации футбола Австралии Джеймс Джонсон.
Наследный принц Мухаммед ибн Салман поставил перед собой задачу изменить то, как Саудовская Аравия воспринимается на международной арене и запустил Vision 2030 — направленную на это программу. Одним из ее столпов стал спорт. Согласно отчету датской организации Play the Game, Саудовский государственный инвестиционный фонд и его дочерние компании спонсируют 346 мероприятий в различных видах спорта.
В докладе также отмечается, что Саудовская Аравия заключила более 900 спонсорских контрактов в сфере спорта и подписала десятки официальных соглашений с футбольными федерациями в рамках подготовки к ЧМ-2034. В апреле Международная федерация футбола объявила, что Aramco, крупнейшая государственная нефтяная компания Саудовской Аравии с рыночной капитализацией $6,9 трлн, станет «крупным мировым партнером» организации в рамках первоначального четырехлетнего соглашения — компания уже точно проспонсирует мужской чемпионат мира-2026 и женское первенство 2027 года, выделяя ФИФА ежегодно по $100 млн.
Такое сотрудничество понравилось не всем: активисты назвали контракт «спортивным отмыванием денег», а более 100 топовых футболисток призвали ФИФА пересмотреть соглашение с альтернативными спонсорами, чьи «ценности соответствуют гендерному равенству, правам человека и безопасному будущему планеты».
Победа Саудовской Аравии выводит на первый план такие проблемы, как нарушения прав человека в стране, нарушение календаря футбольных лиг и благополучие игроков, поскольку чемпионат может пройти в зимнее время года, как это уже было в Катаре.
Что не так с заявкой Саудовской Аравии?
ФИФА дала всего 26 дней на подачу заявок (после чего в течение нескольких минут саудовцы объявили о своем предложении) и смягчила правила строительства новых стадионов — теперь участникам выборов нужно всего четыре готовых объекта, а не семь, как раньше.
В конце ноября Международная федерация оценила заявку Саудовской Аравии на 419,8 баллов из 500 возможных — самый высокий результат в истории заявок чемпионатов мира, — добавив, что проведение чемпионата в стране сопряжено лишь со «средним» риском для прав человека. Стадионы ЧМ-2034 получили такую же оценку, как и стадионы турнира в 2026 году, хотя 11 стадионов в Саудовской Аравии еще не существует.
В том же отчете ФИФА отклонила положения из доклада собственного подкомитета по правам человека и социальной ответственности, подтверждавший, что их организация «несет ответственность» за выплату компенсаций семьям тысяч рабочих-мигрантов, которые погибли при строительстве стадионов для чемпионата мира ФИФА в Катаре в 2022 году.
Как и в Катаре, в Саудовской Аравии действует жесткая система трудового договора, известная как «кафала», при которой работники-мигранты платят большие сборы за трудоустройство, у них часто забирают паспорта, они не могут свободно менять работу или покидать страну. При этом профсоюзы, забастовки и протесты в стране запрещены.
Расследование Guardian, проведенное в начале этого года, выявило свидетельства большого количества необъяснимых смертей в Саудовской Аравии среди рабочих-мигрантов из Бангладеш. В период с 2008 по 2022 год в стране умерло по меньшей мере 13 685 человек, а только в 2022 году — более 1500 (четыре человека в день).
Согласно отчету Human Rights Watch, в Саудовской Аравии насчитывается 13,4 млн трудящихся-мигрантов, что составляет около 42% населения. Ожидается, что обе цифры значительно возрастут, когда королевство приступит к строительству объектов ЧМ-2034, а нарушений прав трудящихся в Саудовской Аравии будет даже больше, чем в Катаре.
В планах саудовцев реконструировать четыре стадиона и с нуля построить 11, еще нужны 185 000 новых гостиничных номеров, а также реконструкция аэропортов и дорог. Одна из четвертьфинальных встреч может состояться в еще строящемся за $1,5 трлн городе Неом — на стадионе, расположенном на высоте 350 м над уровнем моря.
Несмотря на заявления ФИФА о «углеродной нейтральности», Катар в 2022 году стал рекордсменом по загрязнению окружающей среды во время чемпионата мира — выбросы углекислого газа составили «более 10 млн тонн». Саудовская Аравия может повторить этот рекорд.
«Саудовская Аравия — это полицейское государство, которым управляет наследный принц Мухаммед ибн Салман без каких-либо сдержек и противовесов. Он арестовывал людей за твиты, число казней достигло беспрецедентного уровня. В этом году был побит рекорд в истории Саудовской Аравии — 300 человек были казнены. Каждая страна нарушает права человека, ни одна страна не идеальна, но я думаю, что дело в красных линиях. Саудовская Аравия при Мухаммеде бин Салмане сегодня пересекла эту красную линию», — заявила Лина аль-Хатлул, глава отдела мониторинга и защиты прав ALQST.
Ее сестра была заключена в тюрьму в Саудовской Аравии за кампанию по борьбе за право женщин водить автомобили. Также в этом году другая активистка, 30-летняя Манаэль аль-Отайби, была приговорена к 11 годам за то, что с помощью социальных сетей призвала к отмене правил, согласно которым женщинам требовалось разрешение родственника-мужчины, чтобы выйти замуж или отправиться в путешествие. Студентка Университета Лидса Сальма аль-Шехаб получила 34 года тюремного заключения за твит в поддержку прав женщин.
Организация Human Rights Watch также обвинила ФИФА в игнорировании собственных правил, заявив: «Тот факт, что ФИФА может присудить Саудовской Аравии чемпионат мира 2034 года, несмотря на ужасающую ситуацию с правами человека и закрытость страны для любого мониторинга, показывает, что обязательства ФИФА в отношении прав человека являются фикцией».
У Саудовской Аравии есть 10 лет, чтобы ответить на все эти вопросы.