Самые высокооплачиваемые гонщики «Формулы-1» в 2024 году. Рейтинг Forbes
В 2023 году Макс Ферстаппен провел самый доминирующий сезон в истории «Формулы-1», одержав 19 побед в 22 гонках Гран-при, но в этом году ему пришлось столкнуться с гораздо более сложной задачей: он выиграл чемпионат пилотов с относительно небольшим отрывом в 63 очка. Однако, когда дело доходит до зарплаты, 27-летней звезде команды «Ред Булл» нет равных.
Третий год подряд Ферстаппен является самым высокооплачиваемым гонщиком «Формулы-1». По оценкам, его заработок в 2024 году составит $75 млн, включая рекордную для серии зарплату в $60 млн и $15 млн в виде бонусов за достижения. Это на $18 млн больше, чем у его давнего соперника Льюиса Хэмилтона из «Мерседеса», который в 39 лет заработал $55 млн в виде зарплаты и $2 млн в качестве премии. В 2022-м у Ферстаппена было на $15 млн меньше, чем в этом году, в 2023-м — на $5 млн.
Ландо Норрис из «Макларена», одержавший в этом году первые в своей карьере четыре победы в Гран-при и конкурировавший с Ферстаппеном в борьбе за чемпионство, поднялся на третью строчку в рейтинге с предполагаемым заработком в $35 млн. В прошлом году было шестое место и $15 млн. В январе 25-летний британец подписал соглашение о продлении контракта, которое, по оценкам Forbes, увеличило его зарплату до $12 млн, что более чем в два раза больше, чем в 2023 году, но большая разница в том, что в этом году он получил примерно $23 млн в виде бонусов.
Данные о вознаграждении гонщиков «Формулы-1» редко публикуются в открытом доступе, но, как правило, в контрактах прослеживается прямая зависимость зарплаты от результатов на трассе. Зарекомендовавший себя гонщик в топ-команде обычно получает большую гарантированную зарплату плюс бонусы за победы в гонках или в чемпионате; гонщики с меньшим опытом или выступающие за небольшие команды обычно получают меньшую зарплату, но могут получать значительные бонусы за победы в гонках или очки в турнирной таблице.
В отличие от списков самых высокооплачиваемых игроков от Forbes, скажем, в футболе или НБА, рейтинг заработков в «Формуле-1» не учитывает доходы от рекламных контрактов, фокусируясь исключительно на зарплатах и премиях. Во многом это происходит, потому что обязательства гонщиков перед своими командами и спонсорами оставляют им мало возможностей для заключения многочисленных личных сделок. Например, Ферстаппен за 12 месяцев, закончившихся в мае, заработал на своей предпринимательской деятельности примерно $5 млн, что не идет ни в какое сравнение с доходами некоторых других звезд мирового спорта, вошедших в список самых высокооплачиваемых спортсменов мира по версии Forbes за 2024 год.
Впрочем, гонщики тоже не бедствуют. По оценкам Forbes, в 2024 году 10 лучших пилотов «Формулы-1» заработают на трассе $317 млн, что на 23% больше, чем в 2023 году ($258 млн), — это лучший показатель за всю четырехлетнюю историю рейтинга Forbes по доходам в «Формуле-1».
Росту зарплат способствуют два фактора. Во-первых, «Формула-1» никогда не была такой популярной: в 2023 году выручка серии, согласно годовому отчету владельца «Королевских гонок» компании Liberty Media, составила $3,2 млрд, что на 25% больше, чем в предыдущем году. Это помогает увеличить призовые для 10 команд, участвующих в гонках, а также расширить спонсорские возможности. Приток денег также повышает стоимость команд — в среднем до $1,88 млрд, согласно последнему рейтингу Forbes, а также позволяет им тратить больше денег на своих гонщиков.
В то же время гонщики выигрывают, благодаря лимиту расходов, который был введен в серии в 2021 году. Система ограничивает сумму, которую команды могут потратить на проектирование и строительство своих болидов, но вознаграждение гонщиков не учитывается при расчете бюджета, что дает самым богатым командам возможность тратить больше, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
Ожидается, что в следующем году рейтинг «Формулы-1» продолжит тенденцию к росту после череды подписаний и продлений контрактов в паддоке. Шарль Леклер в январе заключил новое соглашение с «Феррари», предполагающее значительное повышение зарплаты к 2025 году. Его новый партнер по команде, Хэмилтона шокировал мир автогонок, объявив, что в следующем году он перейдет из «Мерседеса» в «Феррари».
Хэмилтон написал в соцсетях, что за рулем красной «Феррари» «исполнит еще одну мечту детства», но не стоит полностью исключать финансовую составляющую этого шага: по оценкам Forbes, новый контракт позволит ему обогнать Ферстаппена и установить рекорд зарплаты в «Формуле-1».
МЕТОДОЛОГИЯ
С учетом отсутствия в открытом доступе полных и верифицируемых сведений по заработной плате гонщиков «Формулы-1» Forbes сделал собственную оценку по вознаграждению за выступления на чемпионатах совместно с автором Forbes.com Кэролайн Рид из аналитического агентства Formula Money. Показатели основаны на данных финансовой отчетности, юридических документов и пресс-релизов, а также информации, полученной при общении с отраслевыми инсайдерами. Все цифры округлены до ближайшего миллиона.
Гонщики обычно получают базовый оклад, премии за набранные очки или победы на первенствах и чемпионатах, причем сумма последних зависит от величины команды и опыта гонщика. Вознаграждения за пределами трассы, включая рекламные контракты, в данный рейтинг не включены. Налоги и комиссионные отчисления не вычитаются.
Перевод Дарья Сулеймановой