К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Взяли пример с НФЛ: в «Формуле-1» больше не осталось команд дешевле $1 млрд

Фото Mark Thompson / Getty Images
Фото Mark Thompson / Getty Images
Управляющая компания «Формулы-1» объявила о заключении соглашения с General Motors и ее брендом Cadillac о присоединении к гоночной серии в качестве 11-й команды, начиная с 2026 года. Это первое с 2010 года расширение «Королевских гонок», и происходит оно на фоне резкого роста стоимости команд. Сейчас 10 команд «Формулы-1» в среднем стоят $2,31 млрд, что на 44% больше, чем в 2023 году. Forbes Sport рассказывает подробности

25 ноября «Формула-1» объявила, что достигла соглашения с концерном General Motors (GM) о включении американского автопроизводителя (под брендом Cadillac) в число участников самого престижного чемпионата по автоспорту. Новая команда, получившая название Cadillac F1, дебютирует в «Формуле-1» в 2026 году. 

«Учитывая планы «Формулы-1» по дальнейшему развитию в США, мы всегда считали, что появление на трассе такого впечатляющего американского бренда, как GM/Cadillac, и GM в качестве будущего поставщика силовых установок может повысить ценность и интерес к спорту», — говорится в заявлении Грега Маффеи, генерального директора компании Liberty Media, которая приобрела «Формулу-1» в 2017 году.

Имя бывшего американского пилота Майкла Андретти не упоминается в пресс-релизе, выпущенном «Формулой-1», хотя его фигура была ключевой для участия General Motors в этом турнире. Созданная им компания Andretti Global, операционным партнером которой является «Кадиллак», участвует в таких гонках, как IndyCar, IMSA, Формула E и Extreme E. Но прославленная американская семья, связанная с автоспортом — Марио Андретти становился чемпионом «Формулы-1» в 1978 году — уже несколько лет мечтала присоединиться к «Королевским гонкам».

 

В 2023 году проект «Андретти Автоспорт» даже получил зеленый свет от Международной автомобильной федерации (FIA). Однако руководство «Формулы-1» и другие команды заявили, что не желают делиться своим прибыльным бизнесом с другой командой, и наложили вето на проект в начале 2024 года, одновременно объявив, что участие новой команды в турнире будет невозможно до 2028 года.

Против вступления GM выступали такие гиганты «Формулы-1», как «Мерседес» и «Ред Булл» — они считали, что это может снизить доходы, которые они ежегодно получают от FIA. Но в Федерации заверили, что появление Cadillac F1 придаст спорту большее глобальное присутствие, а также увеличит доходы. Ходили слухи, что причиной отказа также была личная неприязнь Грега Маффеи к главе Andretti Global.

 

Андретти не сдался, заявив о нарушении закона о конкуренции со стороны «Формулы-1» и в конечном итоге привлек Конгресс США, что привело к тому, что Министерство юстиции взяло дело на себя. С тех пор между сторонами велись переговоры, которые закончились соглашением, объявленным 25 ноября.

В сентябре Майкл Андретти ушел из своей одноименной компании, и партнерами GM в заявке на участие в «Формуле-1» стали новые владельцы Andretti Global Дэн Таурис и Марк Уолтер. У обоих есть опыт в спорте: компания Тауриса владеет командой NASCAR Spire Motorsports, Уолтер инвестирует в футбольный клуб «Челси» из Английской премьер-лиги и владеет бейсбольной командой «Лос-Анджелес Доджерс».

Роль Андретти-младшего в жизни Cadillac F1 Team пока не ясна, а вот его отец Марио будет помогать команде в качестве консультанта. «Я очень рад, что все наконец-то встало на свои места, и все счастливы. Это главное. Я особенно рад, что мы смогли, наконец, собрать команду, в которой некоторые люди просто поверили в нас и пошли на риск, взяв на себя обязательства. И теперь у них есть будущее. Это очень важно для всех нас в данный момент.», — сказал 84-летний экс-гонщик.

 

Cadillac F1 планирует использовать силовые установки «Феррари» в сезонах 2026 и 2027 годов, а к 2028 году перейти на двигатели под брендом «Кадиллак». Согласно сведениям  BBC, новая команда заплатит $450 млн за право участвовать в чемпионате — эти средства будут разделены между существующими 10 командами в качестве компенсации за потерю призовых денег в результате того, что доходы «Формулы-1» теперь будут делиться между 11 командами, а не 10.

GM станет третьей американской командой в истории «Формулы-1», что свидетельствует о растущей популярности этого вида спорта за пределами Европы — в этом году в календаре были представлены три гонки в США, что больше, чем в любой другой стране. Это, как и другие реформы компании Liberty, купившую гоночную серию семь лет назад за $8 млрд, привели к тому, что сейчас стоимость каждой команды «Формулы-1» превышает $1 млрд, чего никогда ранее не было.

Сколько стоят команды «Формулы-1»

Liberty привлекла к «Формуле-1» новую аудиторию (в том числе и американскую), благодаря популярному сериалу «Formula 1. Драйв выживания», а также включив развлекательные программы в гоночные уик-энды. В Сингапуре с концертами выступили Кайли Миноуг и Ленни Кравиц, в Остине более 100 000 фанатов пришли посмотреть выступление Эминема. Число зрителей «Королевских гонок» выросло с 4,2 миллиона в 2018-м до более чем 6 миллионов в этом году, а еще аудитория «Формулы-1» стала моложе (42% фанатов младше 35 лет) и более женской (около 42% фанатов женского пола).

В сезоне-2024 четвертый подряд чемпионский титул в личном зачете завоевал нидерландец Макс Ферстаппен из «Ред Булл», в Кубке конструкторов за победу пока еще борются три команды, но в этом году все участники «Формулы-1» могут похвастаться выдающимися результатами. Впервые в истории, согласно оценке издания Sportico, стоимость каждой команды гоночной серии достигла 10-значной цифры. «Королевские гонки» присоединились к другим спортивным лигам где за последнее десятилетие минимальная стоимость франшиз достигла $1 млрд — НФЛ добилась этого результата первой в 2015-м, НБА в 2018-м, MLB в 2019-м и НХЛ в 2024-м.

«Мы действительно пытались взять пример, в некотором смысле, с Национальной футбольной лиги в Соединенных Штатах: усердно соревнуйтесь в воскресенье, но в понедельник думайте о лиге, — говорил Грег Маффеи. — Мы действительно хотим развивать этот вид спорта вместе. Команды воспользовались этим и получили выгоду, потому что они не только увидели рост доходов «Формулы-1» и своей доли прибыли от спонсорства, но и рост стоимости команд».

 

Liberty Media выиграла от роста популярности гонок — ее акции за последний год выросли на 33%. Стоимость «Формулы-1» в $22 млрд на 175% выше цены покупки в 2017 году. За последние пять лет доходы от спонсорства на корпоративном уровне удвоились и составили $632 млн, и наверняка еще вырастут, поскольку к числу спонсоров «Формулы-1» в 2025 году присоединяться American Express, Lenovo, LVMH и Santander.

На командном уровне результаты еще лучше. Пять лет назад стартовая цена команды «Формулы-1» составляла примерно $100 млн. Сегодня она в 10 раз выше. В 2024 году стоимость 10 команд в среднем составляет $2,31 млрд, что на ошеломляющие 44% больше, чем было год назад. С показателем $4,78 млрд лидирует «Феррари», за ней следуют «Мерседес» ($3,94 млрд) и «Ред Булл» ($3,5 млрд), последнее место с оценкой в $1,02 млрд занял «Хаас».

Как считают аналитики Sportico, фундаментальным изменением, повысившем оценку команд «Формулы-1», стало введение в 2021 году лимита расходов в размере $145 млн на команду — зарплаты водителей, поездки, маркетинг, юридические и некоторые другие расходы были исключены из лимита.

«В предыдущие годы более крупные команды тратили бы более чем в два раза больше этого лимита. Лимит дал надежду на титул командам, помимо «Феррари», «Мерседеса» и «Ред Булла», которые выиграли 23 из последних 26 чемпионатов. Он также повысил прибыльность по всей сетке», — пишет издание.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+