К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Кто ребенка не порет, тот его портит»: худшие родители в истории спорта

Гимнастка Доминик Мосеану и ее отец Домитру Мосеану (Фото Dave Black)
Гимнастка Доминик Мосеану и ее отец Домитру Мосеану (Фото Dave Black)
В мире профессионального спорта есть много историй об одержимых и властных родителях, которые пытались контролировать спортивную жизнь своих детей. Зрители любят такие сюжеты: фильм «Король Ричард» про семейную драму сестер Уильямс имел большой успех, а прямо сейчас все не отводят глаз от сериала на Netflix про братьев Менендес — несостоявшихся теннисистов, осужденных за убийство родителей. На той же платформе не так давно вышел еще один околоспортивный фильм: «Несломленная: История Елены Докич», в котором экс-четвертая ракетка мира без прикрас рассказывает о жестоких методах, которые использовал ее отец. Forbes Sport собрал истории непростых взаимоотношений родителей и детей в спорте, которые тоже достойны экранизаций
Дамир Докич
PA Images·Reuters·Елена Докич и ее отец Дамир Докич

Дамир Докич

Австралийка сербского происхождения Елена Докич два года (2001 и 2022) входила в десятку лучших теннисисток планеты, но ее славную карьеру едва не испортил отец. В спорте есть много неконтролируемых родителей, но мало кто может сравниться с Дамиром Докичем, который на протяжении всей карьеры дочери скандалил с организаторами турниров, получал дисквалификации и распускал руки. Например, во время Открытого чемпионата США его выгнали с трибун после ссоры с продавцом по поводу цены на семгу, а на Уимблдоне он разбил телефон журналиста.

Во время Открытого чемпионата Австралии 2009 года Докич и вовсе угодил в тюрьму после того, как угрожал послу Австралии в Сербии взорвать его прямо в центре Белграда. Он был приговорен к 15 месяцам тюремного заключения, из которых отбыл в заключении 12 месяцев. К тому моменту теннисистка уже не общалась с отцом и впервые рассказала австралийской прессе о его жестокости к ней. Докич-старший не стал отрицать обвинения, но преуменьшил их, сказав, что «нет ребенка, которого бы не били родители, — то же самое и с Еленой».

«Каждое утро я просыпалась и думала: «Как мне сделать так, чтобы он не причинил мне боль сегодня?» Я помню, что он так разозлился после моего поражения, что зашел со мной в ванную, запер дверь и избил меня до полусмерти. Он несколько раз ударил меня головой о стену. Он пинал меня. У меня были такие синяки на голенях, что я не могла ходить. Он ударил меня кулаком по голове и я ненадолго потеряла сознание. Потом он наступил мне на голову» — рассказывает Елена Докич в документальном фильме о себе на Netflix.

В январе этого года 41-летняя экс-спортсменка рассказала, что в последний раз видела отца 10 лет назад и даже пару раз пыталась с ним помириться. «Я думаю, что независимо от того, что происходит, ты надеешься, что сможешь спасти отношения, когда дело касается семьи», — объяснила она.

Майк Агасси
DR· Майк и Андре Агасси

Майк Агасси

Непростым характером славился и отец восьмикратного победителя турниров Большого шлема Андре Агасси. Отец будущего чемпиона Майк Агасси эмигрировал из Ирана, поселился в Лас-Вегасе и мечтал, чтобы у его детей была лучшая жизнь. Когда Андре был еще ребенком, его отец, работавший на тот момент швейцаром в казино, устраивал матчи для сына по всему Лас-Вегасу, чтобы заработать. Однажды Майк поставил $5000 долларов на то, что его девятилетний сын обыграет звезду НФЛ Джима Брауна в теннис, и Андре сделал все, чтобы угодить отцу.

Впрочем, удавалось это не всегда: в своей автобиографии Андре писал о том, как после победы в финале Уимблдона в 1992 году, его отец сказал: «Ты не должен был проигрывать тот четвертый сет». В своей книге Агасси также назвал теннис «пыткой», а корт — «тюрьмой». «Может быть, я был суровым и жестоким тираном, — признавался Майк. — Но лучше, чтобы рядом с сыном в спорте был отец, а не тренер».

Показательно, что спустя много лет Андре женился на другой суперзвезде тенниса — немке Штеффи Граф, чей отец Петер был еще более требовательным и властным. Его обвинили в незаконном присвоении средств дочери, в итоге он был осужден за уклонение от уплаты налогов и провел два года в тюрьме. Андре Агасси и Штеффи Граф завоевали в общей сложности 30 титулов Большого шлема. А еще самая знаменитая теннисная семья рада,  что их дети не занимаются теннисом.

Рой Джонс-старший
DR·Рой Джонс-старший с сыном

Рой Джонс-старший

Часто именно отцы становятся причиной того, что их сыновья становятся великими боксерами, но иногда эти отношения бывают особенно сложными. Известна, например, история Мэнни Пакьяо, чей отец Розалио, разозлившись на сына, убил его собаку и подал ее на стол. Болельщики помнят и драматичные сцены, которые устраивали Флойд Мейвезер-младший и его отец перед каждым боем. Не всем бойцам в итоге удалось вырваться из-под опеки деспотичных папаш, но у Роя Джонса-младшего это получилось.

Рой Джонс-старший с детства сам тренировал сына: он соорудил спортивную площадку на задворках своей маленькой фермы в Пенсаколе, нагружал Роя-младшего полным камней рюкзаком и заставлял его быть бегать, используя пластиковую трубу, чтобы поколотить ребенка, если тот был недостаточно усердным (по мнению отца).

«Я спросил Роя: «Кем ты хочешь быть? Участником или лидером?» Он сказал, что хочет быть лидером. Чтобы быть лидером, нужно быть жестким. Я заставлял его тренироваться в постоянной напряженной обстановке», — гордо рассказывал отец будущего абсолютного чемпиона в полутяжелом весе.

Сам Джонс-старший был уверен, что его сын всеми своими успехами обязан ему, но некоторые утверждали, что Рой-старший только мешал карьере своего сына. Джонс-младший уволил отца в 1992 году, а в 1993 году победил Бернарда Хопкинса и завоевал вакантный титул чемпиона в среднем весе. С тех пор Джонс-младший отдалился от отца и почти с ним не общался.

«Мне было больно весь день, каждый день, я так боялся своего отца, — рассказывал Рой-младший. — Он подъезжал на своем грузовике и начинал искать, что я сделал не так. Не было ни спасения, ни оправдания, ни выхода. Каждый день было одно и то же: школа, домашние задания, работа на ферме, тренировки. Получить травму или умереть было бы лучше, чем жить так, как я жил».

Джим Пирс
Ken Levine·Allsport·Отец Джим Пирс (в центре) и мать Янник Пирс (слева)

Джим Пирс

В женском теннисе полно властных отцов, манипулирующих карьерами своих дочерей, но, возможно, американский отец французской звезды Мэри Пирс был худшим из них. Он тренировал дочь с тех пор, как она проявила интерес к теннису и вскоре стал требовать от нее совершенства. Инциденты, когда разъяренный Джим Пирс кричал на свою дочь, вписаны в историю тенниса: она покидала корт в слезах во время матча на Олимпийских играх 1992 года — с трибун на нее кричал отец. Он бил ее за поражения, нападал на ее двоюродную сестру за то, что она посмела рассмеяться вместе с Мэри после матча, и однажды кричал «убей сучку» с трибун во время матча в адрес ее соперницы.

В 1993 году Женский теннисный совет запретил Джиму посещать турниры, его фотографию раздали охранникам и разместили в билетных кассах на теннисных стадионах. Джим все равно следовал за ней по пятам, поселяясь в отелях, где она останавливалась, поэтому Мэри приставили телохранителя. С одним из них он однажды подрался, забрызгав кровью коридор итальянского отеля, в то время как его дочь заперлась в соседнем номере.

После многих лет молчания Пирс рассказала о физическом насилии отца, которому она подвергалась в статье Sports Illustrated: «Одна из причин, по которой я не решалась разорвать с ним отношения, заключается в том, что никогда не знаешь, что он может сделать. Он всегда был очень жестким, но чем больше и чаще я выигрывала, чем лучше у меня получалось, тем жестче он становился».

Избавившись от отца, Мэри выиграла Открытый чемпионат Австралии и Франции и дошла до четырех финалов турниров Большого шлема. Пирс смогла простить своего отца и восстановить с ним отношения незадолго до его смерти в 2017 году.

Карл и Бонни Линдрос
Rick Eglinton·Toronto Star via Getty Images·Карл и Бонни Линдрос; с детьми Бреттом и Робином

Карл и Бонни Линдрос

«Мы ни за что не будем извиняться за то, что у нас такой исключительный сын, — сказала однажды Бонни Линдрос. — Позвольте мне сказать вам, что его было трудно воспитывать, потому что он исключительный».

Эрик Линдрос мог бы стать одним из лучших в истории хоккеистом, если бы череда тяжелых сотрясений мозга не оборвала его карьеру. Но самой большой его проблемой, возможно, были родители, которые пытались контролировать каждый шаг. Карл, отец Эрика, был его агентом, а Бонни — голосом на заднем плане, который отчитывал репортеров, руководителей команд и всех, кто вставал на пути ее сына.

Пока Линдрос играл в «Филадельфии», его родители обвиняли команду в том, что она неправильно лечила его сотрясений мозга, и даже утверждали, что «Флайерз» пытались убить его, когда у него случился коллапс легкого. Ходили слухи о том, что Карл и Бонни следили за тем, какие игроки чаще всего отдавали шайбу их сыну, и убеждали генерального менеджера команды искать игроков, которые, по их мнению, больше подошли бы Эрику.

Впрочем, в отличие от других героев нашей подборки, сам Эрик Линдрос никогда публично своих родителей не критиковал и даже поблагодарил их за поддержку во время включения в Зал славы НХЛ.

Домитру Мосеану
Karen Warren·Houston Chronicle via Getty Images·Думитру Мочану и его жена Камелия

Домитру Мосеану

В 14 лет Доминик Мосеану вошла в состав первой женской сборной США по спортивной гимнастике, которая в 1996 году завоевала олимпийское золото, став самой молодой олимпийской чемпионкой в истории страны. Уже через два года ей пришлось столкнуться с сущим кошмаром: ее отец Домитру Мосеану растратил средства ее трастового фонда на финансирование чудовищно большого гимнастического комплекса за пределами Хьюстона и предположительно пытался нанять киллера, чтобы убить двух людей, которые помогали Доминик избавиться от его контроля.

Доминик подала иск и получила разрешение на эмансипацию от родителей, когда ей исполнилось 17 лет. Десять лет спустя она публично обвинила тренеров Белу Кароли и Марту Кароли в эмоциональном и физическом насилии, но ее откровенность дорого ей обошлась: Мосеану на десять лет отстранили от спорта и обвинили в том, что она искала денег и внимания.

Спустя годы все вспомнили, что именно Мосеану предупреждала всех о систематическом насилии, которое процветает в спортивной гимнастике США, ее слова получили кошмарное подтверждение, когда всему миру стали известны преступления врача сборной Ларри Нассара, осужденного на пожизненный срок за домогательства к спортсменкам. Расследование этих преступлений привело к отставкам чиновников федерации и увольнению Белы и Марты Кароли, чьи методы были признаны недопустимыми.

«Я двигалась дальше, строила семейную жизнь, работала тренером с юными гимнастками. Но я не могла смириться с мыслью, что этим девочкам придется пройти через то, что пришлось пережить мне. При поддержке моего мужа Майка и еще нескольких человек я взяла на себя миссию предупредить людей о том, что система гимнастики США небезопасна», — делилась Доминик.

Гьерт Ингебригтсен
NTB

Гьерт Ингебригтсен

Якоб, Хенрик и Филип Ингебригтсен — опытные бегуны на средние дистанции, а Якоб еще и двукратный олимпийский чемпион — в прошлом году выступили с сенсационным заявлением. Их отец и по совместительству бывший тренер Гьерт, с их слов, использовал физическое насилие и угрозы в процессе воспитания. Братья обратились в Норвежскую федерацию легкой атлетики с просьбой помочь им избежать общения с отцом.

«Мы до сих пор чувствуем дискомфорт и страх, которые были с нами с детства. Каким-то образом мы смирились с этим. Мы жили с этим, а повзрослев, пошли дальше. По крайней мере, мы так думали. Оглядываясь назад, мы понимаем, что это было наивно. Но два года назад та же агрессия и физическое насилие проявились снова. Это был тот самый переломный момент», — признались братья.

Гьерт отверг эти обвинения, отметив, что заявления его сыновей безосновательны: «Я никогда не применял насилие в отношении своих детей. То, что у меня были недостатки как у отца и что я был слишком строгим наставником, — это осознание, к которому я тоже пришел, хотя и слишком поздно». Другой брат Ингебригтсенов, Мартин, который не является профессиональным спортсменом, выступил в защиту Гьерта, сказав: «К счастью, страх мне неведом. Я никогда не боялся отца».

Семейный конфликт достиг апогея недавно, когда Гьерту запретили посещать тренировочный лагерь Норвежской легкоатлетической ассоциации на чемпионате мира по легкой атлетике на открытом воздухе в Будапеште. Гьерту также отказали в аккредитации на чемпионат мира по легкой атлетике в помещении в Глазго в 2024 году, чемпионат Европы в Риме и Олимпийские игры в Париже в 2024 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+