Игра на повышение: почему российский вратарь отказался от контракта на $88 млн
Шестеркин зарабатывает $5,6 млн в год — вдвое меньше самого высокооплачиваемого вратаря лиги
«Шестеркин — лучший вратарь в лиге, и он всегда готов дать бой», — сделал комплимент соотечественнику нападающий «Вашингтон Кэпиталз» Александр Овечкин. В нынешнем сезоне Игорь подтверждает свой высочайший уровень, отражая в среднем за матч 92,3% бросков. С сезона-2020/21, когда воспитанник московской хоккейной школы «Крылья Советов» стал основным вратарем «Рейнджерс», он в среднем пропускает 2,43 шайбы за игру. Этот показатель идентичен великому голкиперу команды Хенрику Лундквисту, который отыграл за «синерубашечников» 15 потрясающих сезонов. В прошлом году швед стал членом Зала славы НХЛ, а его 30-й номер был выведен «Рейнджерс» из обращения командой и поднят под своды «Мэдисон-сквер-гарден».
У Игоря есть все шансы провести в Нью-Йорке не менее выдающуюся карьеру и даже превзойти Лундквиста, ведь «Рейнджерс» в последний раз выигрывали Кубок Стэнли еще в 1994 году, а до финала не могут добраться вот уже 10 лет. Помимо выдающейся игры, Игорь обладает огромным уважением и статусом в НХЛ, заслуженно завоевав в 2022 году «Везина трофи» — награду, ежегодно вручаемую лучшему вратарю лиги, которого определяют голосованием главных тренеров команд. Отменные показатели игрока «Рейнджерс» в нынешнем сезоне сделали его фаворитом новой гонки за «Везина трофи». По данным NHL.com, согласно предварительному опросу, он получил большинство голосов.
«Вратари нужны для того, чтобы совершать важные сэйвы, а Шестеркин действительно хорош в этом. Не все голкиперы способны показывать такой высочайший уровень игры. В прошлом году Игорь блистал в плей-офф и продолжает спасать в текущем сезоне. Вратарская позиция очень важна для любой команды, и я рад, что в «Рейнджерс» не приходится много говорить о проблемах на этом участке площадки», — доволен тренер команды Питер Лавиолетт.
С сезона-2020/21 Шестеркин занимает четвертое место среди вратарей по числу побед (125), пятое по сыгранным матчам (201) и делит третье место в лиге с 15 сухими поединками. Потрясающая игра голкипера явно не соответствует его зарплате в $5,6 млн в год. Для сравнения, самый высокооплачиваемый вратарь НХЛ, 37-летний Кэри Прайс из «Монреаль Канадиенс», зарабатывает почти в два раза больше ($10,5 млн), но из-за травм не играет уже два года. «Игорь очень важен для нашей команды. Мы сделаем все возможное, чтобы он остался здесь надолго», — пообещал генеральный менеджер «Рейнджерс» Крис Друри.
В топ-100 НХЛ по зарплатам всего шесть вратарей, менеджеры опасаются травм
Агент россиянина Рик Комаров обсуждал условия нового контракта вратаря последние полгода и в начале октября сообщил, что Шестеркин отклонил предложение «Рейнджерс» на $88 млн по рассчитанное на восемь сезонов сделке, пишет Sportico.
Зарплата в $11 млн в год выглядит шикарно даже по меркам самого высокооплачиваемого игрока НХЛ среди всех амплуа — центрфорварда «Торонто Мейпл Лифс» Остона Мэтьюза ($13,250 млн). Однако один из лучших вратарей лиги хочет большего. В случае, если руководство «Рейнджерс» не найдет новых аргументов, следующим летом Игорь станет свободным агентом.
«Очевидно, что звездные вратари хотят изменить парадигму в отношении своих зарплат. Они утверждают, что в течение многих лет им недоплачивали, в то время как звезды нападения продолжают выбивать себе соглашения на улучшенных условиях, — отмечает автор The Athletic Джеймс Миртл. — Посмотрите на контракты Коннора Макдэвида, Натана Маккиннона и Леона Драйзайтля. Когда этой осенью 25-летний Джереми Суэйман подписал соглашение с «Бостон Брюинз» на $8,25 млн в год, то стал всего лишь пятым действующим вратарем с зарплатой свыше $6,4 за сезон. Для сравнения, столько зарабатывают 81 нападающий и 42 защитника». В текущем сезоне в топ-100 самых высокооплачиваемых игроков НХЛ входят лишь шесть вратарей.
Менеджеры опасаются выписывать вратарям огромные зарплаты, что отчасти предопределено частотой получения ими травм. По данным World Metrics, средняя продолжительность карьеры игрока в НХЛ составляет 5,5 года. И это не так уж и мало в сравнении с показателями Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) в 4,8 года и особенно Национальной футбольной лиги (НФЛ) — 3,3 года, отмечает Statista. Среди игроков НХЛ дольше всех в среднем держатся защитники (6,6 сезона), а раньше других амплуа заканчивают вратари — 4,2 сезона.
Вратари находятся в повышенной зоне риска получения травмы, потому что, в отличие от полевых игроков, преимущественно проводят полные матчи, которых только в регулярном сезоне насчитывается 82. «Если голкиперы играют слишком много, что присуще почти каждому высококлассному вратарю, то у них возникают проблемы с бедрами, — поделился с The Buffalo News своей оценкой ситуации хирург из ортопедической клиники Twin Cities в Миннеаполисе Роберт ЛаПрад. — Все начинается с детства и подросткового возраста, когда происходят скачки роста. Юные вратари очень часто падают на колени, вследствие чего вдоль головки бедренной кости образуется дополнительная кость, и это в будущем приводит к операции. Но тренеры не предоставляют необходимый отдых своим лучшим вратарям».
Ситуация обострилась после 2005 года, когда произошла минимизация вратарской экипировки – сегодня щитки меньшего размера обеспечивают меньшую амортизацию и меняют способ поворота ног игроков в нужное положение. Кроме того, к травмам приводит один из самых популярных вратарских стилей в НХЛ — «бабочка», когда колени голкипера постоянно согнуты, и он размахивает руками, как крыльями. «Этот стиль очень сложен и приводит к повреждениям, — цитирует The Globe and Mail бывшего вратаря НХЛ, а ныне эксперта ESPN Кевина Уикса. — Тренеры лишь недавно начали разрабатывать эффективные программы, которые подготавливают вратарей к падению на лед по 300 или 400 раз в день на тренировках и играх».
После 30 лет у большинства вратарей НХЛ происходит резкий спад
Изменить подход менеджеров к зарплатам вратарей в лиге не смогли даже завоевания «Везина трофи» двумя возрастными вратарями – 36-летним фином Пекке Ринне из «Нэшвилл Предаторз» (2018 год) и канадцем Марком-Андре Флери, который в таком же возрасте сиял в 2021 году в воротах «Вегас Голден Найтс». Особенно показательна история еще одного российского вратаря Сергея Бобровского, который завоевал «Везину» в 2017 году в составе «Коламбус Блю Джекетс» и спустя два года заключил 10-летнее соглашение с «Флоридой Пантерз» на $10 млн в год. Но вскоре последовал длительный спад, который сменился таким же неожиданным воскрешением в сезоне-2023/2024, когда сумасшедший перфоманс Бобровского принес его команде Кубок Стэнли.
Менеджеры воспринимают такие истории как исключение из правил, и ряд аналитиков подтверждает их правоту. «Большинство игроков в НХЛ достигают пика к 24-25 годам. Затем до 30 лет происходит постепенный спад, после чего их эффективность может начать падать более заметно с риском полного краха к 34 или 35 годам», — констатирует автор книги «Статистический удар: Полное руководство по хоккейной аналитике» Роб Воллман. Еще один статистический эксперт Кэм Лоуренс утверждает, что у большинства вратарей пик длится не более двух-трех лет, а далее фиксируются более стремительные спады, чем у полевых игроков.
По данным New York Post, Шестеркин намерен добиться увеличения зарплаты до $12 млн в год, но это очень рискованная игра. 30 декабря россиянину исполнится уже 29 лет, поэтому даже при нынешней выдающейся форме у его работодателей гораздо больше аргументов ему отказать, чем у Игоря добиться желаемого. В нынешних условиях единственным рычагом давления вратаря на клуб является ожидаемое через два года увеличение потолка зарплат в НХЛ с нынешних $88 млн до $100 млн. Это означает, что «Рейнджерс» и другие клубы в будущем смогут предлагать игрокам более выгодные новые соглашения. Но удастся ли именно Шестеркину извлечь пользу из будущего роста зарплат, предсказать невозможно.