Амбиции, финансы и связи: почему Индия — главный претендент на Олимпиаду 2036 года
Индия сделала первый большой шаг на пути к своей мечте — принять у себя Олимпийские игры. Страна официально направила «письмо о намерениях» в комиссию Международного олимпийского комитета по будущему месту проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2036 года. Последнее международное мультиспортивное мероприятие в стране датируется 2010 годом, когда в Нью-Дели прошли Игры Содружества. Олимпиаду же через 12 лет хотят провести в Ахмадабаде.
Прежде чем принять такое решение, представители влиятельных кругов Индии провели несколько неформальных диалогов с МОК и успели заручиться поддержкой действующего президента комитета Томаса Баха.
«Наши двери и сердца широко открыты. У Индии есть веские аргументы: она цветет и развивается, в ней осваиваются новые олимпийские виды спорта. Существует большой потенциал для обеих сторон. Индия может играть гораздо более важную роль в олимпийском движении, а для МОК Индия является хорошей площадкой для роста», — говорил Бах год назад.
Срок полномочий Баха у руля МОК истекает в июне следующего года, в марте будет избран новый глава комитета. Он, безусловно, повлияет на выбор комиссией будущего города-хозяина Игр-2036. Если победа зависит от амбиций, финансов и налаживания связей, то проект Индии, поддерживаемый богатейшей семьей Амбани и премьер-министром Нарендрой Моди, имеет все шансы на успех.
Поддержка МОК и самой богатой семьи Индии
Недавние решения МОК продемонстрировали, что организация склоняется в сторону Индии при выборе хозяйки Олимпиады-2036. Проведение сессии МОК — крупнейшего мероприятия в олимпийском календаре после самих Игр — в Мумбаи в 2023 году стало важным шагом в демонстрации доверия. Еще более неожиданным стало включение крикета и сквоша в программу Игр 2028 года в Лос-Анджелесе. Популярные в стране виды спорта, как правило, включаются принимающими странами в качестве дополнительных видов спорта, но крикет не входит в число популярных в США, и, вероятно, его включение в программу Игр-2028 нацелено на повышение популярности Олимпиады в огромной Индии.
Если страна победит на выборах, то в программу Олимпиады могут включить йогу, крикет в формате Twenty20, кабадди, шахматы, сквош и кхо-кхо.
МОК заявлял, что у него есть «двузначное» количество городов и стран, которые ведут переговоры по проведению летних Игр 2036 года. Как минимум три страны, не считая Индию, уже подали заявки — Чили (Сантьяго), Индонезия (Джакарта, Бали и строящаяся новая столица Нусантара) и Турция (Стамбул). Катар и Саудовская Аравия находятся на разных стадиях внутренней подготовки и обсуждений с МОК.
С тех пор как в 2019 году вступили в силу реформы, связанные с подачей заявок, решения о выборе места проведения Олимпиады принимаются узким составом Исполнительного комитета при содействии специально подобранной комиссии будущих организаторов. Например, по такому принципу принимающей стороной Игр-2032 был выбран австралийский Брисбен: обсуждения были настолько закрытыми, что объявление о городе-хозяине в 2021 году (за 11 лет до соревнований, чего ранее никогда не было) стало полной неожиданностью для большинства заинтересованных в Олимпийских играх сторон, не входящих в тот самый узкий круг.
Такой процесс, по мнению критиков, слишком непрозрачен. Однако он может завершиться выбором победителя гораздо быстрее, чем раньше, и, соответственно, дать городу-победителю больше времени на подготовку. Старый способ проведения голосования позволял определить страну-хозяйку за семь лет до открытия Игр. Ожидается, что организатор Олимпиады-2036 будет назван уже в следующем году.
МОК рекомендует странам подавать заявки в сдержанном стиле, чтобы сократить расходы и избежать неловких ситуаций в случае проигрыша. Индия не стала придерживаться этой рекомендации и запустила кампанию задолго до подачи официальной заявки.
Во время визита в США в сентябре этого года премьер-министр Нарендра Моди воспользовался встречей с индийской диаспорой в Колизее Нассау в Нью-Йорке, чтобы повторить фразу, сказанную годом ранее на 141-й сессии МОК в Мумбаи.
«Совсем скоро вы станете свидетелями Олимпийских игр в Индии. Мы прилагаем все усилия, чтобы провести здесь Олимпиаду 2036 года», — сказал он. Это не первое публичное заявление Моди об олимпийских амбициях его страны. Впервые он высказал их в октябре прошлого года в своем обращении к нации по случаю 78-й годовщины Дня независимости.
На открытии «Дома Индии» на Играх в Париже в июле этого года член МОК Нита Амбани заявила, что проведение Олимпийских игр — это «мечта 1,4 млрд индийцев». Амбани — самая богатая семья Индии, владеющая конгломератом Reliance Industries — известна во всем мире своей щедростью: на празднование свадьбы их сына Ананта в Мумбаи, длившееся несколько месяцев, приехали мировые лидеры, артисты первой величины и несколько членов МОК. Нита Амбани является членом комитета с 2016 года и первой индийской женщиной, вошедшей в его состав.
Заявка Ахмедабада, столицы штата Гуджарат, а не Нью-Дели, не случайна: городом когда-то управлял Моди, именем которого там назвали стадион для крикета, а еще оттуда родом семья Амбани. Сможет ли город за 11 лет подготовиться к Олимпийским играм — вопрос открытый. В Ахмедабаде всего чуть более 4000 гостиничных номеров, и его мощностей недостаточно для размещения ожидаемого числа посетителей — нужно увеличить количество отелей и гостиничную инфраструктуру как минимум в пять раз.
Кроме того, эксперты выразили обеспокоенность тем, что спортивная культура в Ахмадабаде недостаточно развита: «Несмотря на то что здесь находится крупнейший в мире стадион для игры в крикет, заявленная вместимость которого составляет 130 000 человек, трибуны были пустыми даже во время церемонии открытия чемпионата мира по крикету. На большинстве других матчей заполнялось лишь около 10% мест».
Опасения вызывают и другие спортивные пробелы Индии
Самую густонаселенную страну в мире, в которой проживает более 1,4 млрд человек, нельзя назвать олимпийским гигантом. От Индии в Париже-2024 выступили 117 спортсменов в 16 дисциплинах, но в их копилке оказалось всего шесть наград — с одной серебряной и пятью бронзовыми страна оказалась на 71-м месте в медальной таблице между Литвой и Молдовой.
Индийские власти намерены наверстать упущенное: с 2016 года в стране действует национальная программа «Кхело Индия», целью которой является подготовка олимпийских медалистов, которых так не хватает стране. Заявленная цель: добиться первого прорыва на Играх в 2036 году, воспользовавшись домашним преимуществом, а затем войти в пятерку лучших стран в 2047 году.
«Мы разработали проект под названием KIRTI (Khelo India Rising Talent Identification). Он помог нам выявить более 100 000 талантливых молодых спортсменов. Из этого списка мы отбираем самых перспективных. Им оказывается специальная поддержка в рамках целевой олимпийской программы (TOPS). Если мы выиграем право на проведение летней Олимпиады 2036 года, мы надеемся войти в десятку лучших по количеству медалей», — заявлял премьер-министр Моди.
Согласно Оксфордскому исследованию, средняя стоимость проведения Олимпийских игр составляет $8 млрд. По данным Mint, три Олимпиады — Лондон-2012, Рио-2016 и Токио-2020 — в общей сложности обошлись в $50 млрд, что на 185% превышает озвученную Оксфордом сумму. Согласно исследованию американского аналитического центра Council on Foreign Relations, стране-хозяйке Игр необходимо иметь спортивную и не спортивную инфраструктуру мирового уровня, которая может обойтись от $5 до $50 млрд. Олимпийские игры 1976 года в Монреале легли огромным долговым бременем на канадскую экономику, а в греческом долговом кризисе отчасти можно винить Олимпийские игры 2004 года в Афинах.
Индия провалила Игры Содружества, которые проходили в Нью-Дели в 2010 году. В 2003 году, когда было принято решение о проведении Игр, все радовались, что это станет возможностью «продемонстрировать прогрессивную политическую систему и экономический рост Индии» всему миру, что стало бы прелюдией к заявке Индии на проведение Олимпийских игр. Но деревни для спортсменов оказались «непригодными для жизни», а стадионы были построены плохо. Несколько команд отложили свое прибытие, а некоторые спортсмены объявили об отказе от участия по соображениям здоровья и безопасности.
По информации Business Standard, в Индии прямо сейчас только 10,4% объектов соответствуют олимпийским стандартам: из более чем 35 000 объектов спортивной инфраструктуры, охватывающих 737 округов, таких только 4118. Бадминтон занимает первое место по количеству спортивных сооружений олимпийского уровня — 314 площадок, за ним следуют футбол (301), волейбол (270) и легкая атлетика (221).
Ранее в этом году Олимпийская ассоциация Индии (IOA) предупредила журналистов о необходимости избегать негативных репортажей, которые могут «испортить имидж» IOA и в конечном итоге «сбить с толку участников заявки». Причины на это у ассоциации, которая в течение последнего десятилетия сталкивалась с проблемами управления, были: в 2022 году МОК пригрозил приостановить деятельность IOA, что привело к переносу сессии комитета в Мумбаи с мая на октябрь.
«Если вы посмотрите на ситуацию в разных отраслях, то увидите, что в Индии все очень хорошо... В экономическом плане мы занимаем пятое место, а в ближайшие пять лет станем третьим по величине государством», — сказал министр спорта Анураг Тхакур. «За последние 10 лет бюджет на спорт был увеличен в три раза. Мы потратили 3 млрд рупий (€33 млн) на создание 300 объектов спортивной инфраструктуры. Я думаю, что пришло время изменить мышление страны. У нас 1,4 млрд населения, из которых 65% моложе 35 лет. В Индии проживает 1/6 часть всего населения мира, так что это крупнейший рынок для Олимпийских игр».