К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Swarovski и принцесса Диана: как игроки МЛБ зарабатывают после отмены «правила 51%»

Хулио Родригес (Фото Adidas)
Хулио Родригес (Фото Adidas)
В 2018 году Главная лига бейсбола (МЛБ) отменила правило, согласно которому 51% бутс игроков должен был соответствовать цветам их команды. Это не только способствовало самовыражению бейсболистов, но и помогло им заключить выгодные контракты с производителями обуви. Forbes Sport рассказывает о бурном развитии отрасли, которая вышла за рамки профессионального бейсбола

До 2019 года МЛБ штрафовала игроков за несоответствие экипировки и даже учредила Обувную полицию лиги

Руководство большинства спортивных лиг, федераций и комитетов всегда очень щепетильно относятся к проявлениям индивидуальности игроков и атлетов, а также внедрению различного рода инноваций. К примеру, Международный олимпийский комитет (МОК) большую часть ХХ века не только запрещал соревноваться на Играх профессионалам, но и пресекал ношение на одежде логотипов спонсоров. Знаменитый теннисный Уимблдон долгие годы настаивал, чтобы спортсмены носили только одежду белого цвета и лишь недавно британцы пошли на некоторые уступки. 

В богатых американских лигах боссы также всегда ревностно относились к отстаиванию установленных ими правил, даже несмотря на несоответствие их духу времени или другим причинам. Самый состоятельный спортсмен в истории — $3,75 млрд по версии Sportico — баскетбольная икона Майкл Джордан достиг таких показателей во многом благодаря судьбоносному контракту с Nike в 1984 году. На тот момент правила Национальной баскетбольной лиги (НБА) требовали, чтобы обувь баскетболистов была более чем на половину белой, но Джордан начал играть в красно-черной модели Air Ship Bred и за каждую игру компания платила штраф в $5 000. В итоге событие привлекло огромное внимание со стороны болельщиков и стало своеобразной рекламной кампанией кроссовок, а запрет вскоре сняли. 

У входящего в тройку самых популярных видов спорта в Северной Америке бейсбола сразу несколько похожих историй. В 2006 году Главная лига бейсбола (МЛБ) оштрафовала левого филдера «Сан-Франциско Джайентс» Барри Бондса на $5 000 за ношение браслетов, которые нарушали правила бейсбольной экипировки из-за своего размера и дизайна логотипа. И все же большинство нарушений правил экипировки касается обуви — руководство требовало, чтобы бутсы игроков во время матчей минимум на 51% повторяли фирменные цвета команды. При этом строго запрещалось нанесение на обувь и другие части формы любых иллюстраций. Лига так яростно отстаивала свои позиции, что даже учредила специальное подразделение — Обувную полицию МЛБ.

 

Примечательно, что руководство шло на уступки и разрешало бейсболистам носить альтернативную форму и обувь с использованием любых цветов в знаковые для американцев праздники — День матери, День отца, День памяти, День Джеки Робинсона и 4 июля (День независимости). Как известно, запреты порождают желания, поэтому возможности самовыражения лишь несколько раз в год оказалось недостаточно. В мае 2018 года МЛБ вынесла предупреждение питчеру «Кливленд Индианс» Майку Клевинджеру по прозвищу Солнечный свет, который выходил на игры в бутсах с принтом ярких подсолнухов и цветов лотоса. 

Два дня спустя прилетело аутфилдеру «Чикаго Кабс» Бену Зобристу — он сыграл в черных бутсах, отдав дань уважения легендарным игрокам прошлого, Эрни Бэнксу и Стэну Мьюзайлу, которые носили такую же обувь. Оба обвиненных в нарушении правил игрока написали гневные комментарии в своих соцсетях и получили огромную поддержку коллег. «Обувь — это личность, — цитирует USA Today реливера «Тампа-Бэй Рейс» Серхио Ромо. — Для нас это способ показать наш стиль. Пришло время что-то менять». 

 

После отмены «правила 51%» игроки носят бутсы с оригинальными принтами и зарабатывают

Люди в высоких кабинетах лиги осознали, что в условиях массового недовольства притеснениями не могут больше попросту ссылаться на регламент, поэтому осенью 2018 года МЛБ смягчила правила. «Высшая лига бейсбола и ее клубы признают желание игроков иметь больше гибкости в этой области и рады объявить о смягчении правил, которое позволит носить более персонализированную и стилизованную обувь, — отметил комиссар Роб Манфред. — Мы считаем, что это соглашение обеспечивает надлежащий баланс между общей целью — позволить игрокам выражать свою индивидуальность». 

Согласно новому соглашению, «правило 51%» было отменено. Игрокам разрешили носить обувь, отображающую в любой пропорции: цвета черный, белый или серый; любые цвета, отображаемые на форме игрока (и определенные вариации этих цветов); и любые дополнительные цвета, указанные клубом игрока. Другими словами, цветовая палитра бутс была значительно расширена. МЛБ стала последней лигой, смягчившей требования. В Национальной футбольной лиге (НФЛ) это сделали годом ранее, а в НБА игроки получили свободу носить кроссовки любых цветов с сезона-2018/19. 

У оттепели в отношениях лиги и игроков существует еще одна причина — стремительно стареющая аудитория МЛБ. Согласно проведенному в 2017 году исследованию компании Magna Global эксклюзивно для Sports Business Journal, средний возраст телезрителя бейсбола в США составляет внушительные 57 лет. Для сравнения, у НФЛ этот показатель равняется 50 годам, Национальной хоккейной лиги (НХЛ) — 49 лет, НБА — 42 года. Самая молодая аудитория у Главной лиги футбола (МЛС) — 40 лет. 

 

Привлечь молодежь способны только необычные и яркие ходы, поэтому в МЛБ теперь действует почти полная свобода самовыражения. В сентябре этого года во всех смыслах блеснул доминиканский аутфилдер «Сиэтл Маринерс» Хулио Родригес, презентовавший модель фиолетового цвета, украшенную мерцающими кристаллами. Обувь является совместным произведением его спонсора Adidas и знаменитой австрийской компании Swarovski, восхитился ежемесячный мужской журнал GQ. Модель выпущена в ограниченном количестве (44 пары) стоимостью $440. Игровой номер Хулио — 44, и он посвятил бутсы легенде 1950-х Хэнку Аарону, который также носил этот номер. 

Стоимость соглашения Родригеса с Adidas не разглашается, но другой модник и звезда лиги Брайс Харпер из «Филадельфия Филлис» зарабатывает по 10-летней сделке с Under Armour $1 млн в год. Летом 2024 года Брайс презентовал уже девятую модель под названием Harper 9 Gem Mint, выпущенную в бирюзовом цвете в коллаборации с Under Armour и производителем спортивных карт PSA, пишет Sports Illustrated. Предыдущую модель с синими складками и кожаными заплатками Харпер показал на День отца. «Посвящается отцам, которые не могут жить без своих любимых джинсов», — написал игрок в одной из соцсетей. 

Брайс Харпер (Фото Rob Tringali·MLB Photos via Getty Images)

На 2025 год у Харпера множество задумок для новых моделей, включающих нанесение на бутсы Филадельфийского художественного музея, Nintendo 64, браслетов дружбы, американского франчайзера фургонов с мороженым Mister Softee и принцессы Диану в университетской куртке «Филадельфия Иглз». 

Перчатки с изображением Дракулы и ковбойским стилем, контракт МЛБ и Nike стоимостью $1 млрд

Если раньше лига запрещала проявления моды, то теперь всячески поощряет, особенно после заключенного в 2020 году 10-летнего контракта с Nike на поставку комплектов формы для всех команд — сделка оценивается в $1 млрд, зафиксировала SportsPro Media. Год спустя МЛБ и производитель одежды и обуви представили серию City Connect с внесением кардинальных изменений в форму ряда команд — к примеру, на майках «Чикаго Кабс» был изображен район Wrigleyville, а на джерси «Сан-Франциско Джайантс» появился принт моста «Золотые Ворота». 

Изменение правил насчет обуви спровоцировало полет фантазии и относительно других игровых аксессуаров. Так аутфилдер «Нью-Йорк Метс» Харрисон Бейдер стал первым игроком лиги, подписавшим контракт с небольшой семейной компанией Bruce Bolt, которая специализируется на перчатках для бит. Прежде он играл в моделях Nike, но они натирали ему руки. Теперь с 2021 года он выпускает новую расцветку. В прошлом году, когда Харрисон выступал за «Нью-Йорк Янкиз», его перчатки были черными с зеленой отделкой, чтобы соответствовать Статуе Свободы. В этом году «Метс» дали ему карт-бланш, и Бейдер выбрал розово-лавандовую серию.

 

Инновации коснулись и перчаток для ловли мяча, в чем особенно преуспела компания Absolutely Ridiculous — ею руководит анонимный художник, выступающий под псевдонимом X, пишет Front Office Sports. Его фирма выпускает перчатки с тематикой мороженого — концепция вдохновлена отцом художника, который говорил, что мяч на кончике перчатки выглядит как шарик мороженого на вершине рожка. Однако цена таких перчаток ($375) кусалась, поэтому для промышленного производства Absolutely Ridiculous выбрали скользящие перчатки — в них игроки ныряют за мячом. Их стоимость составляет $75-85. 

Новичок «Техас Рейнджерс» Эван Картер носил одну из скользящих перчаток от Х с изображением Дракулы в Мировой серии 2023 года, а сейчас играет с перчаткой, вдохновленной ковбойским стилем. Несмотря на плодотворную работу с профессионалами, X говорит, что его основной рынок — это 8-15-летние юные бейсболисты. Как и дети любого поколения, они хотят подражать своим спортивным кумирам, поэтому носят скользящие перчатки в заднем в правом кармане. Совсем скоро эти дети подрастут и значительно омолодят аудиторию МЛБ. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+