К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Игра на деньги: сколько футбольные клубы в Европе и России зарабатывают на зрителях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Доходы европейских футбольных клубов с матчдэй никогда не могли сравниться с поступлениями от продажи медиаправ или от спонсоров. Но во времена, когда телеконтракты практически достигли потолка, а правила финансового фэйр-плей заставляют отчитываться за каждое спонсорское соглашение, доходы в дни матчей пока ограничиваются только вместимостью стадионов и платежеспособностью болельщиков. Именно поэтому в топ-лигах Европы цены на билеты, абонементы и атрибутику постоянно возрастают. Болельщики, конечно, ропщут, но продолжают заполнять трибуны и тратить деньги. Forbes Sport изучил, болельщиком какого клуба и в каком чемпионате быть особенно накладно, а заодно сравнил траты зрителей и доходы клубов с Российской премьер-лигой

В последние два сезона суммы, которые тратятся в летнее (более активное в отличие от зимнего) трансферное окно на покупку футболистов, возросли примерно в полтора-два раза. Если в 2020 году, согласно отчету ФИФА, выплаты за международные трансферы в мире составляли $4,05 млрд, в 2021 — $3,85 млрд, в 2022 также были менее $5 млрд, то в прошлом сезоне клубы установили рекордную планку в $7,43 млрд, а в этом немного до нее не добрались — $6,46 млрд.

Естественно, львиная доля из этих сумм (если быть точнее, более половины) тратится всего лишь в пяти европейских чемпионатах: летом 2024 года в английской АПЛ общая сумма трансферов составила $1,69 млрд, в итальянской Серии А — $825 млн, во французской Лиге 1 — $697 млн, в испанской Ла Лиге — $599 млн, в немецкой Бундеслиге — $572 млн. Годом ранее за весь 2023-й было потрачено $9,63 млрд — и это, согласно данным ФИФА, рекорд.

Но трансферы — это лишь одна статья расходов, а есть еще зарплатная ведомость, траты на инфраструктуру, академии, агентские выплаты и прочие операционные расходы.

 

При этом АПЛ по новому соглашению c 2025 года будет получать по €1,95 млрд ($2,2 млрд) в год от внутреннего телеконтракта — соглашение рассчитано на четыре года. Выплаты клубам из этого источника осуществляются дифференцированно. Например, в сезоне 2022-2023, когда общий ежегодный доход АПЛ от внутренних медиаправ составлял €1,9 млрд ($2,12 млрд), самый крупный транш получил «Манчестер Сити» — 166,75 млн фунтов стерлингов ($221,28 млн, €198 млн), но в эту сумму вошли и выплаты за международные медиаправа.

Ла Лига по телеконтракту получает €990 млн в год ($1,1 млрд), Бундеслига — €1,1 млрд (1,23 млрд), Серия А — €933 млн ($1 млрд), французская Лига 1 — €500 млн ($559 млн). Почти у всех наблюдается существенное снижение по сравнению с предыдущими контрактами, и даже несмотря на рекордную сумму соглашения АПЛ со Sky Sports и TNT Sports, с учетом инфляции и увеличения числа матчей, которые предусмотрены к показу, рост не является впечатляющим.

 

Если говорить о спонсорстве, то восьмерка клубов, которые могут похвастаться высокой «ценностью футболки» (совокупная стоимость сделок с техническим и титульным спонсорами), выглядит так (по данным за 2023 год):

При этом, продление сделки «Манчестер Юнайтед» и adidas с 2025 года предполагает €100 млн в год, а мадридский «Реал» еще в феврале объявил о том, что у них впервые в истории появится еще один титульный спонсор — HP. Техногигант с начала нынешнего сезона платит €70 млн за то, что на рукаве Килиана Мбаппе (не только его, конечно) находится их логотип. Место на груди осталось за Emirates.

Но возможность получать такие внушительные доходы от спонсорства есть далеко не у всех, тем более, от контрактов с экипировщиками. Спортивные гиганты — Nike, adidas или Puma — делят все команды на несколько групп: от элиты с большими контрактами до клубов, которые оплачивают всю экипировку сами. Некоторые из них разве что могут получить скидку. Чем больше у команды болельщиков, магазинов по всему миру и, что очень важно, звезд в составе, тем солиднее будет соглашение. Экипировщики же второго эшелона (Castore, Joma, Macron и т.д.) имеют меньше амбиций, но и платить много не могут.

 

При этом от каждой проданной футболки клуб получает только 7,5% — 30% уходит производителю, остальное — себестоимость, налоги, маркетинговые расходы и так далее. Правда, есть пример «Ливерпуля», который договорился об особых условиях в рамках своего контракта с Nike: экипировщик меньше платит по контракту, а клуб забирает 20% от реализации футболок.

Согласно финансовому отчету УЕФА, все клубы топ-чемпионатов в 2022 году получили доход от мерчендайзинга в размере €1,2 млрд, а к 2023 году рост этой статьи дохода составил около 26%. Если же сравнивать с допандейминым 2019 годом, то был отмечен рост в 60%. Платит же за все это болельщик. При этом растет не только процент продаж, но и цены, как на футболки, так и на абонементы.

АПЛ — дорогие абонементы

Английская премьер-лига — это чемпионат с самыми высокими доходами, но и обходится он своим болельщикам все дороже и дороже. По данным Sportcal, в момент основания АПЛ в 1992 году средняя стоимость футболки составляла 30 фунтов стерлингов ($39). В сезоне же 2024/2025 цены варьируются от 58 фунтов стерлингов ($75) за изделие до 85 фунтов стерлингов ($111). Причем, даже если учитывать инфляцию (30 фунтов стерлингов тогда — это 64,13 фунта стерлингов, или $83,72, сейчас), только четыре клуба продают свои футболки дешевле.

Количество проданных футболок в лиге сильно различается. «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед», имеющие две самые большие фан-базы в мире, на конец сезона 2022/2023 продали 1,81 млн и 1,8 млн футболок соответственно, заработав на этом более $187 млн. Самые низкие продажи показал «Брайтон энд Хоув Альбион» — всего 43 000 экземпляров и $3,83 млн выручки.

Совокупные продажи экипировки клубами всей лиги составляют чуть менее $1,09 млрд. Это ниже, как говорилось ранее, чем спонсорские $1,682 млрд на всю лигу и сумма по телеконтракту, но контраст будет еще более разительным, если вспомнить, что в казне клубов остается лишь 7,5% от реализации футболок — то есть всего $81,75 млн или по $4,08 млн в среднем на клуб.

 

Чтобы купить новую коллекцию формы себе, жене и двоим детишкам, придется потратить в среднем $659 — детские футболки стоят чуть дешевле.

Однако в четыре-пять раз больше английским любителям футбола обошлись абонементы на всю семью в сезоне 2024/2025. Причем, если по части футболок самыми высоко себя ценящими оказались «Тоттенхэм» и «Челси», то самые дорогие абонементы (средняя цена) продает «Арсенал».

Сообщается, что купить абонемент на первый сезон АПЛ (1992/1993) болельщик «Ливерпуля»,    например, мог всего за 250 фунтов стерлингов (по курсу 1992 года — $476). С учетом инфляции в 2024 году такой абонемент должен был бы стоить 534,45 фунта стерлингов ($706,77). Однако средняя цена сезонного билета на «Ливерпуль» сейчас составляет $1048.

Бундеслига — самый доступный футбол

Немецкая пресса уже несколько лет подряд отмечает тенденцию роста цен в клубных магазинах первой Бундеслиги. Три года назад сразу три клуба перешли психологический Рубикон в €100 («Айнтрахт», «Унион» и «Герта»), но эти цены хотя бы включали в себя нанесение номера и фамилии игрока — обычно это стоит дополнительных денег.

 

На старте же нового сезона 2024/2025 к отметке €100 уже приблизились магазины сразу нескольких клубов, и теперь это стоимость пустой футболки — за нанесение дополнительных элементов придется заплатить. Ближе всех к трехзначным цифрам подобралась «Бавария» — впрочем, мюнхенцы сделали это годом ранее, повысив цену сразу на €10, что вызвало недовольство болельщиков. А вот в этом году взвинтили цены почти половина клубов Бундеслиги: дортмундская  «Боруссия» всего на 1 цент, а «Аугсбург» сразу на €10.

Рост цен обычно объясняют повышением стоимости сырья, поскольку ценообразование зависит и от производителей. Но эта версия не выглядит убедительной, потому что футболки одного и того же производителя могут сильно различаться по цене в зависимости от того, эмблема какого клуба на них нанесена. Например, Puma в высшем немецком дивизионе одевает «Хайденхайм» и «Санкт-Паули», которые продают свои футболки дешевле всего, и одновременно «РБ Лейпциг», чья экипировка уходить по третьей во всей лиге цене.

Все возрастающими расходами на эксплуатацию стадиона клубы объясняют и постепенное увеличение стоимости абонементов. В принципе, средние цены на абонементы и билеты в Германии считаются самыми низкими, однако в позапрошлом году на старте сезона фанаты «Боруссии Дортмунд» вывесили баннер с надписью: «Здесь самые дорогие абонементы на сезон в Бундеслиге».

В Германии существует система стоячих мест — на секторах активной поддержки фанаты все равно обычно болеют стоя.  Именно там самые дешевые билеты и абонементы. Правда, по правилам УЕФА стоячих трибун быть не должно, поэтому на матчах еврокубков они превращаются в обычные сектора с креслами. Разница между стоячим местом и самым дорогим (не считая VIP) обычно внушительна. В сезоне 2022/2023 средняя стоимость сезонного абонемента на стоячие места в Бундеслиге составляла €196,8, а то время как дортмундская «Боруссия» продавала их за €240, так что возмущение фанатов понятно. Правда, ответом стало очередное повышение на €10 — до €250 в сезоне 2023/2024. В новом сезоне цену вновь подняли — до €258.

 

При этом, «Боруссия Дортмунд» все равно осталась на первом месте по числу проданных абонементов — 55 000 при вместимости «Сигнал Идуна Парка» в 81 365 человек. На втором месте мюнхенская «Бавария» (38 000 абонементов), на третьем — «Штутгарт» (36 000, что на 2800 больше, чем в прошлом году).

А вот у «РБ Лейпциг» число владельцев абонементов резко сократилось — около 3500 человек не продлили свои абонементы, а других желающих не нашлось. Кроме того, клуб сам забанил для продления владельцев тех сезонных билетов, которые посетили в прошлом сезоне менее 6 матчей.

В нижней части списка «Хоффенхайм» и 12 000 проданных абонементов, «Унион» и 11 500, «Хайденхайм» — 9000 и «Хольштайн» — 6100.

В прошлом сезоне средняя цена на стоячие места составляла €205,47, в этом — €213,3. Самые дешевые — у «Хоффенхайма» (€150), самый дорогой — у «Хольштайна» (€272).

 

Серия А — в Италии не жалеют денег на внешний вид

Доходы от стадиона и матчдэй в Италии ниже, чем в АПЛ, Ла Лиге или Бундеслиге, но выше, чем во французской Лиге 1. Если англичане на этом в среднем зарабатывают €50 млн, испанцы и немцы — по €30 млн, а французы — €14 млн, то в Италии средний доход от стадиона — €20 млн. Это примерно 11% от оборота всей Серии А. Учитывая, что совокупный доход Серии А составляет €3,5 млрд, то матчдэй приносит клубам €401,8 млн.

При этом, аутентичные игровые футболки в клубных магазинах стоят дороже, чем в Англии и Германии, и их стоимость постоянно растет. Если еще два сезона назад средняя цена на футбольные джерси составляла €88, то в этом году она уже достигла €105. Речь здесь про футболки аналогичные игровым — реплики стоят дешевле на 30-50%.

Иногда в стоимость, указанную на сайте клубного онлайн-магазина, не входит не только нанесение фамилии игрока и номера, но и наклейки спонсоров — их нужно оплачивать отдельно.

Но если на стадионы итальянские фанаты ходят в дорогих футболках, то за абонементы они платят меньше, чем в Англии, но больше, чем в Германии. Впрочем, ежегодное повышение цен никак не сказывается на посещаемости, тем более, что клубы стараются не менять все цены разом, а делить на категории: в одном сезоне подорожают еще больше самые дорогие, чтобы в следующем немного поднять цену на самые дешевые. Кроме того, в Италии существует не только детская и молодежная скидка, но скидка для женщин, а также для людей старше 60 лет.

 

В прошлом сезоне чемпионат Италии зафиксировал почти такую же высокую среднюю посещаемость, как в сезоне 1997/98 — 30 911 зрителей за матч. 27 лет назад Серия А насчитывала 18 команд, и тогда средние показатели равнялись 31 223 человек на матче, с тех пор таких цифр в Италии не видели.

За месяц до старта Серии А, первый тур которой был сыгран 17-18 августа, некоторые клубы уже прекратили продажу абонементов, а общее количество проданных всеми клубами составило 300 000 сезонных билетов.

Больше всего абонементов продал «Интер» — 40 000, следом идет «Милан» (39 000), на третьем месте «Рома» (38 000). Интересно, что самый титулованный клуб страны «Ювентус» отстал по продажам от «Дженоа», «Лацио», «Наполи», «Лечче» и «Болоньи», реализовав на старте сезона только 18 500 сезонных билетов. Замыкает список новичок высшего дивизиона этого сезона «Комо» с 1200 проданных абонементов. Впрочем, и вмещает стадион «Джузеппе Синигалья» незначительные 13 000 зрителей.

Вообще, у больших итальянских команд доход от продажи абонементов составляет около 3% от общего оборота, в сезоне 2022/2023 у «Интера» он достигал 5% (€22,1 млн из общих €425 млн), у «Ювентуса» и «Милана» — по 4%(€19,5 млн и €16,2 млн соответственно из €507 млн и €404 млн). 

 

Интересно, что английскому болельщику, учитывая среднюю зарплату в стране, для покупки абонемента необходимо почти 2% годового дохода, итальянскому и испанскому — около 1%, а французскому и немецкому хватит и 0,5%. Правда, если говорить о самых дорогих категориях абонементов (не считая лож и VIP-трибун), то итальянец потратит на такой 6,6%, а немец всего 2%. 

Ла Лига — «Барселона» дорого берет с фанатов

Одной из популярных тем в испанских СМИ на старте сезона стало повышение стоимости карточек Panini. За 23 года в Испании цена на пакетик карточек с игроками Ла Лиги выросла на 300% — с 40 песет (24 цента) в 2001 году до €1 в нынешнем. Точно так же в Испании растут цены на остальные обязательные атрибуты футбольного сезона — футболку из новой коллекции и абонемент. Однако спрос на текстильные изделия все равно не снижается. Согласно финансовому отчету УЕФА за 2023 год, самый большой доход от продажи клубной атрибутики получили два испанских гранда — «Барселона» и «Реал». «Барса» вообще оказалась единственной, кому удалось преодолеть барьер в $200 млн — их доход составил €179 млн или $200,27 млн. У «Реала» этот показатель равнялся €155 млн ($173,4 млн).

Согласно порталу Transfermarkt, в последние два полностью свободных от пандемии сезона общая посещаемость Ла Лиги выросла на 1 млн зрителей по сравнению с последними допандемийными сезонами. А первые семь туров нынешнего сезона прошли со средней посещаемостью одного матча, превышающей почти на 2000 среднюю посещаемость прошлого сезона, — 30 917 против 29 076 (и это еще «Барселона» играет не на «Камп Ноу», поскольку арена на реконструкции).

При этом испанские СМИ отмечают, что  большинство команд в новом сезоне не стали резко повышать стоимость абонементов, но многое в их ценовой политике зависит от участия команды в еврокубках. «Реал» и «Атлетико» предлагают два вида абонементов — только на Ла Лигу и полную вместе с Лигой чемпионов. В то же время «Бетис» в один абонемент включает и матчи Лиги конференций.

 

Лига 1 — отстает по доходам, но не по расходам болельщиков

Согласно исследованию, компании PR Marketing для издания Sportune, на французском рынке по продаже клубных футболок доминируют три команды — «ПСЖ», «Олимпик Марсель» и «Олимпик Лион». Они реализуют колоссальные 92% джерси от всех проданных остальной Лигой 1 — 1,725 млн из 1,868 млн. Остальные 14 команд лиги продали только 139 000 футболок в течение 2022-2023 финансового года. В хвосте идет «Лилль» — 4000 штук.

При этом отмечается, что продажи этого сегмента футбольной экономики в Лиге 1 выросли за последние 10 лет на 40%, несмотря на постоянно растущие цены. В нынешнем сезоне почти все клубы, кроме «Лиона», подняли цены на свою продукцию. Больше всего повышение ударило по карманам болельщиков «Марселя», «Монако» и «ПСЖ», а «Гавр», например, сделал чисто символическое увеличение — всего на €1.

Доходы от продажи билетов и абонементов в основном генерируются от продажи лож, билетов на места премиум-класса и программ гостеприимства, хотя хорошая посещаемость стадиона и атмосфера на нем напрямую влияет на ценообразование в премиальном сегменте. Французский «ПСЖ» сумел извлечь максимальную пользу от абонементной программы в прошлом сезоне, заняв второе место по совокупному доходу от матчдэй среди всех европейских клубов, хотя в предыдущем сезоне он занимал только 26-е место.

Парижане и без Лео Месси и Килиана Мбаппе сумели продать те же 36 000 абонементов на сезон на старте чемпионата Франции в этом году. В целом же французские клубы бьют рекорды по числу продаж сезонных билетов — максимальный прирост показали «Анже» и «Сент-Этьен», число зрителей, намеревающихся в этом сезоне регулярно посещать матчи, увеличилось у этих клубов на 60%, согласно данным RMC Sport. В средней по всей лиге рост был зафиксирован на уровне 15%, при том, что в прошлом сезоне количество зрителей уже приросло на 19%.

 

РПЛ — идет своим путем

Российская премьер-лига в последнее время столкнулась с трудностями в обоих рассматриваемых в данном материале сегментах. 

Весной 2022 года с российского рынка ушли главные футбольные экипировщики — Nike, adidas и Puma. Еще в 2019 году эти три спортивных гиганта одевали 10 команд РПЛ, игравших в высшем дивизионе на тот момент. Пять клубов имели контракт с adidas, три — с Nike, два — c Puma. Еще две работали с Jako, у Kelme, Joma и Umbro было по одной команде.

После ухода Puma стала поставляться в страну с помощью сети мультибрендовых магазинов Amazing Red, продукция adidas появилась в Lamoda Sport, онлайн-ритейлер Wildberries помогал привозить Joma, таким же путем попадали и другие бренды, однако ситуация с экипировщиками кардинально изменилась к сезону 2024-25.

Российские команды и раньше не входили в элитный пул, имевший право на большие контракты с экипировщиками. Правда, по данным Footy Headlines, «Зенит» и «Спартак» были включены Nike во вторую по значимости премиальную группу. Российские топ-клубы, тем не менее, как правило, получали эксклюзивный дизайн формы, которая потом также продавалась в клубных магазинах. И это касалось не только «Зенита» и «Спартака». 

 

В этом же сезоне у команд появились новые экипировщики, а некоторые вообще играют в форме с неустановленным брендом. «Спартак» и новичок РПЛ «Акрон» представлены российским брендом Jogel, уже ставшим техническим партнером РФС. Красно-белым подготовили форму с жаккардовым узором с ромбами, тольяттинцам — с узором, отсылающим к майолике, украшающей местный культурный центр «Автоград».

Фото ТАСС

Еще один отечественный продукт продается в магазинах воронежского «Факела»— форму им поставляет собственный бренд «Спортмастера» Demix. Испанская Joma, которая в последнее время очень полюбилась российским клубам, резко сократила свое присутствие в РПЛ. Этому предшествовал громкий скандал: в марте 2023 года Украинская федерация футбола, также имеющая испанцев в технических спонсорах, потребовала объяснить, почему «Зенит» (а экипировку Joma носили также ЦСКА и другие клубы) презентовал новый комплект бренда с индивидуальным дизайном, на что в головном офисе заявили об отсутствии какого-либо отношения к разработке формы, а комплекты санкт-петербуржцам были поставлены компанией Wildberries, имеющей возможность получать продукцию из каталога Joma на открытом рынке.

Сейчас из клубов РПЛ в Joma играют только «Ахмат»и махачкалинское «Динамо». И если в прошлом сезоне этот бренд еще носили футболисты ЦСКА, то теперь на трех комплектах с индивидуальным дизайном (например, в гостевом комплекте использованы песчаный узор и оттенок, отсылающий к названию 3-й Песчаной улицы, на которой находится «ВЭБ Арена») вместо логотипа производителя красно-синий флаг.

Под неизвестным брендом также в этом сезоне выходят игроки «Локомотива». На форме казанского «Рубина» также нет логотипа, хотя на официальном сайте техническим партнером все еще значится Jako.

 

«Краснодар» уже второй сезон играет в форме собственного бренда, стиль которой был разработан клубными дизайнерами.

«Зенит» в этом сезоне выступает с новым экипировщиком Kelme, и новым эксклюзивным дизайном с львами. В прошлогодних комплектах от Puma играют «Ростов» и московское «Динамо», правда, у бело-голубых кошачий силуэт на форме сохранится только до весны 2025 года, когда официальным экипировщиком команды станет Bosco. Форма от adidas осталась только у «Оренбурга», но команда использует подходящие по цветам модели из обычной коллекции, которую можно найти в каталоге.

Что касается цен, то учитывая изменения в пуле производителей, футболки в клубных магазинах практически не подорожали за четыре года. Самое значительное повышение произошло в онлайн-магазине «Спартака» с 7290 рублей до 10 000 рублей , а игровые майки «Зенита» так и вовсе подешевели: с 8499 рублей до 6999 рублей.

На билетную и абонементную политику влияние оказало внедрение “Карты болельщика” в сезоне 2022/2023. С весны 2023 года такую карту необходимо было иметь каждому, кто хотел посетить матчи РПЛ всех 16 участвующих в соревновании клубов. Фанатские активы — а именно они чаще всего приобретают абонементы — большинства клубов приняли решение бойкотировать игры, что не могло не сказаться на посещаемости российских стадионов, и клубы вынуждены были как-то реагировать: снижать цены, привлекать новых болельщиков яркой программой матчдэй и так далее.

 

Аудитория стадионов действительно меняется. Новые болельщики пока не готовы покупать абонементы, зато, судя по повышению цен на трибуны VIP-класса, клубам удалось сделать пребывание премиальных болельщиков на стадионе комфортным. Такие абонементы у «Спартака», например, подорожали к новому сезону с  224 000 рублей до 253 000 рублей, у ЦСКА — со 184 000 рублей до 220 000 рублей.

Кроме того, некоторые клубы стали продавать билеты сразу на все домашние матчи до конца сезона. Такая опция есть, например, у «Зенита» и «Рубина», когда уже в сентябре ты можешь онлайн приобрести билет на майский домашний матч. Многие клубы также включают посещение всех кубковых матчей в один абонемент.

Российская премьер-лига долгое время строилась совсем не по примеру европейских чемпионатов. Клубам, находящимся на бюджете регионов, подчас было проще проводить матчи и вовсе без болельщиков — не приходилось бы платить штрафы за их поведение. Кроме того, если солидная доля доходов европейских лиг приходит от продажи медиаправ, то в России по предыдущему контракту «Матч ТВ» платил лиге ежегодно скромные 1,7 млрд рублей. Однако с появлением конкурентов в виде ОТТ-платформ, в 2021 году сумму пришлось повысить. Онлайн-кинотеатр Okko предлагал РПЛ 6 мдрд рублей в год, но в итоге права до 2026 года остались у «Матча» — правда, уже за 7,15 млрд рублей в среднем за год. Это вывело российский чемпионат на девятое место по стоимости медиаправ в Европе, но к пяти топ-лигам по финансовым показателям не приблизило.

Что касается спонсоров, то российские клубы в последние годы получили хороший источник — букмекеров. Контракт московского «Динамо» с BetBoom на 3,5 млрд рублей за 3,5 года стал одной из самых громких сделок 2023 года.

 

Но насколько успешно клубы научились зарабатывать на матчдэй?

В финансовом отчете УЕФА за 2023 год говорится, что первое место в Европе по среднему заработку за один домашний матч занимает «Барселона» — каждый матчдэй приносит ей €7,5 млн. Второе место у «ПСЖ» — €6,6 млн и третье место у «Тоттенхэма» — €5,6 млн.

Худший показатель из изученных в отчете клубов у «Валенсии» — всего €800 000 за матч.

Подсчитали аналитики УЕФА и сколько тратит один болельщик за матчдэй. Здесь на первом месте «ПСЖ» — зрители в Париже выкладывают за игру по €140. Лондонцы на матчах «Тоттенхэма» вынуждены тратить по €92, а болельщики «Барсы» (и она на третьем месте) — по €91 за матч.

 

Дешевле всего на футбол могут сходить поклонники «Лацио» — всего за €20 в среднем.

Ориентируясь на финансовый отчет РФС по клубам за 2023 год, мы посчитали, сколько в среднем приносит российским клубам один матчдэй и один болельщик на матче, поделив показатели на среднюю посещаемость в сезоне 2023/2024.

Получается, что «Спартак» зарабатывает больше всех российских клубов как на матчдэй, так и на одном болельщике в среднем. Меньше всего денег приносит проведение матча «Оренбургу», а самые экономные болельщики у «Рубина». Но если «Спартак» на матчдэй зарабатывает в 6,5 раз меньше «Барселоны», то по доходам с одного зрителя отстает не так сильно — всего на €14.

«Зенит» с одного матчдэй зарабатывает на уровне «Валенсии», но зато болельщики сразу шести российских клубов тратят на футболе больше, чем один лациале.

 

В ходе исследования удалось выяснить, что самые дорогие футболки в Европе у «Барселоны» ($184), а самые дешевые — у «Леганеса» ($64) или, если брать РПЛ, то у воронежского «Факела» — $38.

Самая дорогая средняя стоимость абонемента — у лондонского «Арсенала»($1791), самая дешевая — у «Вольфсбурга» ($334), или, если брать РПЛ, то у «Химок» ($63 — дешевле, чем самая дешевая футболка в Европе).

В среднем, самые дорогие абонементы в Англии — $1033, на втором месте Италия — $802, на третьем Испания — $722, потом идет Франция — $565,5, и самый доступный футбол из первой пятерки чемпионатов — в Германии ($530,6). В России же средний абонемент стоит $156.

При этом самые дорогие футболки в Италии — их средняя цена составляет $117 и во Франции — $116. В РПЛ игровую майку можно купить за $67 в среднем, и это самый низкий показатель.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+