«Момент для чего-то большего»: как зарабатывают и развиваются российские фигуристы
В прошлогодний рейтинг Forbes Sport топ-30 спортсменов с самым ценным личным брендом вошли семь фигуристов. Это самое большое представительство наравне с футболистами, которых тоже было семеро. Причем, это было чисто женское представительство, что вполне логично: женское фигурное катание забурлило, закипело с самого начала противостояния Евгении Медведевой и Алины Загитовой, а затем успех перешел по наследству к королевам ультра-си элементов Анне Щербаковой, Александре Трусовой, Камиле Валиевой, у которых тоже было свое противостояние со слезами и войной фандомов.
В рейтинге 2024 года фигуристов — а точнее, фигуристок — всего трое. Впрочем, расклады в российской фигурке изменились. Долгое время остальные виды находились в тени женского, куда уходили популярность, участие в шоу, контракты и спонсоры. Однако после Олимпиады в Пекине, отстранения российского спорта и дисквалификации Камилы Валиевой сменились лидеры, мужское одиночное катание начало набирать обороты, а в парном катании утвердились два самобытных дуэта, способных конкурировать на самом высоком международном уровне — воспитанники Тамары Москвиной Анастасия Мишина и Александр Галлямов, а также их прямые соперники, переехавшие от Москвиной под крыло Этери Тутберидзе, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский.
Не так давно чемпионка России в танцах на льду Елизавета Худайбердиева в социальных сетях упрекнула медиа в том, что для них «парных видов не существует». О том, что парные виды, в том числе и танцы на льду, уступают одиночному в популярности и зрительском интересе, говорят давно. Кто-то связывает это с легендой, что в пары идут только те, кто не потянул в одиночном. Кто-то объясняет отсутствием большого числа харизматических личностей в парном катании на данный момент. Александр Галлямов пытается оспорить оба утверждения — и своей работой и успехами на льду, и грамотной стратегией по популяризации парного катания. Начинать в любом случае надо с себя, поэтому Александр завел телеграм-канал и стал одним из самых цитируемых фигуристов в стране.
Его письмо президенту МОК Томасу Баху с фотографией пустого футляра от олимпийской медали, которую российской команде так и не вручили, разлетелось по рунету и стало мемом. Многократные попытки «познакомиться» с бельгийской фигуристкой Луной Хендрикс, которой «повезло, что русские не выступают», вызвали в социальных сетях живейший отклик. Но прорыв случился в другой момент.
В середине июня этого года Спортивный арбитражный суд (CAS) проводил слушания по апелляции российской стороны о перераспределении медалей олимпийского командного турнира Пекина-2022. После дисквалификации Камилы Валиевой российской сборной пересчитали баллы и присудили бронзу вместо золота. Арбитры CAS заслушали выступавших за российскую команду фигуристов по видеосвязи, и скриншоты этих выступлений Галлямов выложил в своем канале с подписью: «Слушания прошли. Все были максимально собраны и настроены. Надеемся на справедливое решение. Лед не врет». Эта последняя фраза с тех пор стала практически визитной карточкой Александра Галлямова и Анастасии Мишиной, поэтому теперь они хотят зарегистрировать на эту фразу авторские права.
«Идея слогана родилась очень спонтанно, — рассказывает Александр Галлямов Forbes Sport. — Сам пост разлетелся в сети, собрав почти 50 000 просмотров. Весь фандом тогда ждал решения — спасибо им всем за то, что волновались за нас. Я подумал, что аудитория должна знать, что происходит, поэтому и выложил принтскрин. Не все тогда поддержали мой поступок, были, например, юристы, осудившие и считавшие, что это разглашение персональных данных, которое может повлиять на ход дела. Но друзья в Европе сказали, что лично поедут в суд и оплатят штраф, если за этот принтскрин мне что-то предъявят».
Удачный слоган в конце поста кто-то из комментирующих превратил в хэштег, кто-то выложил фото с этими словами, еще кто-то написал фразу на песке и зивирусил в соцсети, а потом постепенно флешмоб «лед не врет» вышел за пределы рунета. «Фанатка из Венгрии прислала фоточку с такой табличкой в центре Будапешта, американская фанатка просила перевести это выражение на английский, чтобы было яснее. В общем произошло все как-то хаотично, но очень душевно», — говорит Галлямов.
Слоган за Галлямовым и Мишиной застолбили в эфире «Русского Радио», где встретили с такой же табличкой вместо каравая. «Очень хотел бы отметить, что это не только моя с Настей история. Это история всей команды, штаба, федерации, страны. Что написано коньком, то не вырубить CASом. Такой лозунг, кстати, тоже был».
Но именно «лед не врет» так и просится на грудь, и по словам Галлямова, к одному из этапов Гран-при России они хотят сделать мерч с этой надписью. А это уже первый шаг к дополнительным доходам.
«В фигурном катании спонсоры в большинстве своем просят эксклюзивных условий»
В фигурное катание не приходят за миллионами. Это не футбол, не хоккей, не баскетбол и не теннис, и ни один фигурист никогда не попадал в главный список самых высокооплачиваемых спортсменов по версии Forbes. В 2010-е годы, как раз после победы на ванкуверской Олимпиаде, в список самых высокооплачиваемых спортсменок наряду с Сереной Уильямс и Марией Шараповой входила Юна Ким — южнокорейская фигуристка, зарабатывающая около $10-16 млн в год.
Это колоссальный доход для фигурного катания, но, во-первых, мало какой фигурист мог мечтать о такой же национальной любви, в которой купалась Юна, а во-вторых, спортсмены из Азии имеют преимущество в маркетинговом плане, поскольку представляют рынки с огромным потенциалом. Выступающая под японским флагом бывшая первая ракетка мира Наоми Осака после депрессии и декрета с трудом выигрывает матчи, не говоря уже о титулах, но в 2024 году все еще входила в топ-10 самых высокооплачиваемых теннисистов мира, правда, ее рекламный доход сократился с $50 млн до $14 млн.
Согласие выступать за Китай живущей в США фристайлистке Эйлин Гу помогло ей заработать в 2023 году $22 млн только на спонсорских и рекламных контрактах. Так что финансовый успех фигуристки Юны Ким из этого же разряда. В далеком 2010 году она запустила свое шоу All That Skate, билеты на которое распродавались за 30 минут, а в спонсорском портфеле имела более десяти брендов.
С другой стороны, мегазвезда, «король четверных» и олимпийский чемпион Пекина-2022 американец Натан Чен в том же году на пике своего успеха, по оценкам американского Forbes, сумел заработать на контрактах около $1 млн, а призовые вряд ли сильно увеличили бы сумму годового дохода. Это далеко от самого высокооплачиваемого спортсмена мира 2022 года Лионеля Месси с его заработком в $130 млн и даже от занимающего десятое место в списке баскетболиста Янниса Адетокумбо с доходом $80,9 млн, хотя у Чена имелись долгосрочные контракты с 11 партнерами, включая Bridgestone, Comcast, Nike, Toyota и Visa.
Сложности у фигуристов и со спонсорами, и с суммами контрактов еще и потому, что у них мало возможностей (а особенно их мало было до появления и развития социальных сетей) «выгуливать» логотипы спонсоров. У теннисистов Новака Джоковича и Даниила Медведева эксклюзивные контракты с Lacoste, потому что они практически каждую неделю выходят на корт в форме с крокодилом, и это видят миллионы телезрителей по всему миру. Фигуристы выходят в костюмах, соответствующих их программе, и клеить нашивки спонсоров им просто некуда.
«Нам действительно нужно искать способы, а в фигурном катании спонсоры в большинстве своем просят эксклюзивных условий, — говорит Александр Галлямов. — Самый распространенный способ — это клеить логотип на кофту и выходить в ней под камеры в зону Kiss-and-Cry, на пресс-конференции, если попал в тройку лучших, в микст-зону или на шестиминутную раскатку».
Но нашивку на кофту надо согласовывать, и Александру даже удалось обговорить вариант нанесения нашивки от Федерации фигурного катания на коньках России, когда возникла идея сотрудничества с футбольной командой медиалиги «Чисто Питер».
«Чисто Питер» — это медиа-команда «Зенита», и Галлямов иногда за нее играет. Любитель футбола и болельщик питерского клуба Александр выходил на поле достаточно много раз, чтобы, как он говорит, «прочувствовать атмосферу».
«Любой выход на поле для меня очень важен, и даже просто присутствие на матче приносит кучу положительных эмоций. Однажды я даже мог забить гол! Жаль, удар получился не плотным, потому что помешал свой же игрок. Вратарь достаточно легко парировал», — с удовольствием рассказывает о своих впечатлениях Саша. При таком отношении неудивительно, что изначально в разговорах о сотрудничестве никакие финансовые условиях не обсуждались. Однако в прошлом сезоне выйти с нашивкой «Чисто Питера» фигурист так и не смог, потому что пока все стороны согласовывали условия, сезон, собственно, закончился. «Но зато в эфире «Первого канала» я подарил футболку «Чисто Питер» Максиму Транькову (двукратный олимпийский чемпион Сочи-2014, также болеющий за «Зенит» — Forbes Sport). Только пришлось закрывать название букмекерской компании, потому что у федерации другой партнер в этой категории», — вспоминает Александр.
С 1 октября 2024 года, говорит собеседник Forbes Sport, они продлили контракт с клубом, прописали в нем все обязанности и возможные активации. «Сотрудничество продолжается, и идти вперед мы продолжаем вместе», — Галлямов удовлетворен.
«Кататься надо будет так, чтобы быть на две головы выше остальных»
Между тем, о том, чтобы у фигуристов было больше возможностей заключать спонсорские контракты, заговорили и в Международном союзе конькобежцев. ISU в рамках программы развития «Видение-2030» предложил разрешить рекламу на ботинках фигурных коньков и даже на костюмах фигуристов. «В каком еще виде спорта камеры направлены на спортсменов постоянно, но их костюмы не несут никакой рекламы, из-за чего атлеты не получают доходов от спонсоров»? — заявил генеральный директор ISU Колин Смит на конгрессе ISU в Лас-Вегасе летом этого года. Правда, изначально речь шла только о рекламе модных домов, в которых фигуристы могут шить костюмы для выступлений.
Александр Галлямов во время разговора с Forbes Sport какое-то время раздумывает, будет ли эстетично смотреться такая реклама на костюмах. «Наверное, это все-таки хорошо, потому что расширяет возможности, ведь для заработка на соревнованиях вот только кофта и есть. С коньками, правда, не очень понятно. Во-первых, если у фигуриста есть контракт с компанией по производству этих самых коньков, нужно думать, как она отреагирует на такое сотрудничество. А во-вторых, в телетрансляции логотип на коньке и нереально будет увидеть. Значок самого производителя наносится на пятку конька, и его тоже можно разглядеть разве что на фотографиях хорошего качества», — объясняет Александр.
В любом случае, все эти международные изменения пока не касаются российских фигуристов. На мировой лед в ближайший сезон они не вернутся — в конце сентября ISU продлил отстранение, и пока под вопросом остается участие наших в Олимпийских играх-2026 в Милане. Но даже если что-то изменится и допуск к отборочным турнирам будет получен, российские фигуристы, привыкшие за счет высокого рейтинга ездить на Олимпиаду большой делегацией, получат максимум по одной квоте в каждом виде, потому что пока россияне отсутствовали, потеряли все позиции. Нас там забыли, а некоторых вылетевших за годы отстранения из юниорского гнезда даже и не знали никогда. В таком субъективном виде спорта как фигурное катание, в котором значение имеют даже выбор музыки, костюм и умение улыбаться, все это обязательно скажется на оценках. «Будет так же, как если бы мы выходили из юниорского катания во взрослое — абсолютно без рейтинга, зарабатывать очки придется с нуля, а оценки будут выставляться с учетом рейтинга, поэтому кататься надо будет так, чтобы быть не на голову, а на две выше, чем все остальные», — иллюзий Галлямов не питает, об Олимпиаде пока не думает — впереди очередной сезон, в течение которого российская фигурка будет вариться в собственном бульоне, а российские топ-фигуристы пытаться обрести отечественного спонсора или… китайского.
«Поклонники поверят, только если ты будешь искренним»
Прошли времена, когда Евгения Медведева была послом красоты Pantene Pro-V и амбассадором Nike в России, а Алина Загитова после золотого для себя Пхенчхана-2018 заключила контракт с японской косметической компанией Shiseido. Настали времена китайских возможностей, и этим летом Александр Галлямов вел предметные переговоры с китайским автомобильным брендом Exceed. «В итоге они остановились на другом амбассадоре, но мы на связи, следим за их присутствием на рынке», — Саша дает понять, что история пока не закрыта. Судя по всему, автомобильные бренды тяготеют к Галлямову, потому что своим партнером его хотели видеть и российский автопроизводитель, но предлагал не самые приемлемые условия: 3 млн рублей в год при загруженном графике акций и активаций. При этом требовалось частое присутствие в Москве.
Проживая и тренируясь пусть и всего в четырех часах езды от столицы, все равно довольно сложно ухватить все возможности. «Конечно, в Москве гораздо больше площадок для сотрудничества, — признает Александр. — Я, разумеется, часто езжу в Москву. Когда играю в футбол на гостевые матчи, например, или на сборы в Новогорск, да и вообще. Но на это тоже нужны время и силы, а находить их в своем плотном тренировочном графике очень сложно. Было дело, одна столичная стоматологическая клиника предлагала сотрудничество — пришлось отказать именно из-за необходимости частых разъездов».
Фигурист признается, что запросы на сотрудничество есть и даже много — на невнимание брендов жаловаться не стоит, но в большинстве своем это разовые контракты и акции, а они, по словам мудрого Галлямова, не являются ни эффективными, ни стратегически верными: «Мы придерживаемся мнения, что все должно быть качественно и надолго. Кроме того, смотрю я на то, как сейчас продвигают продукт в социальных сетях и прямо считываю, что делается это только в коммерческих целях. Мне такой подход не нравится. Мне нужно, чтобы было не все равно, чтобы мы с партнерами по ценностям совпадали, по взглядам. В общем, чтобы это была не просто работа, но и душу затрагивало. Кроме того, ты же все это в свои социальные сети выкладываешь, это видят твои подписчики, поклонники, они же знают тебя, они поверят только в том случае, если ты будешь искренним. А если они не поверят, то какой смысл в таком охвате? Была у меня активация со спортивной сетью Desport, было хорошо. Еще было предложение по созданию онлайн-курсов по фигурному катанию, но это такая тема, где быстро вопросы не решаются».
«Девушка сказала, что я очень похож на фигуриста Галлямова»
Для брендов, разумеется, важна и активность спортсмена в социальных сетях, и если раньше все активно осваивали Instagram (принадлежит компании Meta, признала экстремистской и запрещена в России), то сейчас российские спортсмены внимание уделяют другим платформам. С 2023 года Александр Галлямов ведет свой телеграм-канал, активно его развивает и имеет на него стратегические планы.
«Когда Instagram (принадлежит компании Meta, признала экстремистской и запрещена в России) закрыли, рассчитывать на его уже нет никакого смысла. Когда я начал активно вести свой канал в октябре 2023 года, там было примерно 1600−1700 подписчиков. К марту же 2024 года, когда сезон подошел к концу, перепрыгнул за 11 000 фолловеров. Честно говоря, не припомню такого активного прироста ни у кого из действующих фигуристов. Конечно, и популярность повысилась, постоянно журналисты звонят за комментариями, когда на «Зенит» хожу, часто просят сфотографироваться. На улицах подходят. Однажды даже в Абхазии подходили — оказалось, подписчики. Был на отдыхе в Эмиратах, поплыли на экскурсию на корабле в Оман. Так даже там девушка подошла и сказала, что я очень похож на фигуриста Александра Галлямова. Я, правда, не признался, так она просила капитана корабля показать ей фото моего паспорта. Там система такая, что при посадке твой паспорт фотографируют. Но капитан судна ее аккуратно остановил».
Перед стартом нового сезона Галлямов надеется, что к концу увеличит число подписчиков, как минимум, в два раза. «И чтобы в конце сезона было хорошее предложение о сотрудничестве — такая цель», — признается он.
Увеличить число подписчиков и взорвать свою популярность можно с помощью спортивного противостояния. Так было у Медведевой и Загитовой, когда борьба на льду вылилась в медийное пространство, напряжение и конфликт сделали из великолепных фигуристок не просто титулованных спортсменок, но и мегазвезд.
Есть такое противостояние и между парами Мишина/Галлямов и Бойкова/Козловский. Наверное единственное сейчас громкое противостояние в фигурном катании. Правда, не до конца раскрученное, хотя предпосылки были. Александра Бойкова и Дмитрий Козловский с 2015 года тренировались вместе у Тамары Москвиной, куда спустя несколько лет перешли вчерашние юниоры Мишина и Галлямов. Конкуренция между двумя сильными парами возникла прямо на родном питерском льду, а когда «новенькие» вдруг на одном из этапов Кубка России в 2020 году обыграли соперников, на сезон раньше перешедших во взрослое катание, разгорелась особенно остро. На следующих соревнованиях — это был этап Гран-при Rostelecom Cup — победили уже Бойкова и Козловский, а после проката Козловский вдруг выкрикнул: «Это наше место! В очередь!»
Помнит мир фигурного катания, как Мишина и Галлямов стали чемпионами мира в 2021 году в Стокгольме, а Бойкова и Козловский заняли третье место, и как после объявления результатов Александра бросила Москвиной: «Поздравляю, у вас есть чемпионы мира». А в конце сезона 2022/2023 Бойкова и Козловский перешли к Этери Тутберидзе.
Болельщики уже несколько лет как поделились на два лагеря, а пары соперничают до сих пор — на первом соревновательном старте нынешнего сезона, Мемориале Панина-Коломенкина, эта дуэль до последнего держала в напряжении. Победили Галлямов и Мишина.
Но парам не хватает медиа-баттлов, хотя на прыжковом турнире в этом году организаторы сталкивали Галлямова и Козловского — именно Александр и Дмитрий были капитанами команд, но оба тогда сказали, что до драки дело не дойдет, они, мол, уже взрослые, с определенными регалиями, а соперничество у них интересное. Если же спросить у людей на улице про главные соперничества в фигурном катании, то Медведеву и Загитову назовут, Ягудина и Плющенко назовут, а вот про «Мишек» и «Кисиков» вспомнят разве что глубоко погруженные в фигурку болельщики.
«Чего только по юниорке не происходило»!
«А я, кстати, в детстве бегал за автографом Плющенко, — вдруг говорит Галлямов. — Мне было лет 9-10, и он приехал на соревнования в наш ледовый дворец. Это был фурор! У нас были дневники для тренировок, куда тренеры оценки ставили. Схватил я этот дневник и попросил его там расписаться. Глаза у меня горели, а родители даже смогли меня с Плющенко сфотографировать. Тот день я хорошо помню».
Дневник, говорит Саша, лежит дома у родителей. Когда-то они вместе с сыном из Екатеринбурга переехали в город на Неве, чтобы Саша мог прогрессировать в спорте. «Сначала мы квартиру снимали, а еще большие суммы уходили на оплату подкаток — это любые дополнительные занятия на льду, помимо тренировок. На детей вообще в фигурное катании очень много денег нужно потратить. Не только коньки, тренировочные костюмы и костюмы для выступлений, но и частные занятия, подкатки и так далее, — на все это родителям нужны деньги», — объясняет спортсмен.
Когда ты вырастаешь и попадаешь в обойму, то большую часть расходов берет на себя федерация. Но это в России — во многих других странах фигуристы едва окупают свою подготовку.
«Если вы не входите в шестерку лучших в мире, вы не выйдете даже в ноль», — рассказывал пять лет назад в интервью USA Today бронзовый призер Пхенчхана-2018 в командном турнире американец Адам Риппон. В США, по его словам, затраты даже топ-фигуристов за сезон могут составить $70 000 — $120 000.
Около $12 000 в год на оплату времени на льду, от $12 000 до $36 000 — тренеру, постановка каждой программы (короткой и произвольной) — от $3500 до $10 000, костюм (их нужно два) — каждый в среднем по $2000, плюс пара коньков с лезвиями — около $1100. Правда, если ты фигурист высокого уровня и у тебя контракт с производителем коньков, ты получаешь их бесплатно.
В российской фигурке все эти расходы у сборников оплачивает федерация — и коньки, и программы, и костюмы. Постановка программы может стоить от 50 000 рублей до 300 000. Считается, что в стране два топовых и самых дорогих постановщика — Илья Авербух и Даниил Глейхенгауз. Но и стоимость их услуг может отличаться в два-три раза — все зависит от отношений между постановщиками и фигуристами.
Внимание к костюмам обусловлено тем, что фигурное катание, по словам Галлямова, граничит с искусством. «Тут важны детали, а отношение к ним уже зависит от желания и возможностей. Стандартный костюм, думаю, будет стоить от 40 000 до 60 000 рублей, а если какой-то специфический, то и до 90 000 рублей цена может доходить. С постановками номеров приблизительно такая же ситуация, но тут почти все зависит от тренера — Тамара Николаевна сама со всеми договаривается, с чем нам невообразимо повезло».
Коньки, по словам Александра, сейчас стоят около 130 000 рублей: ботинки — 60 000 рублей, лезвия — более 70 000. «Странно, но раньше ботинки стоили дороже лезвий», — удивляется он.
«Сколько вам нужно пар на сезон? Две? Пять?» — спрашиваем мы. Галлямов практически шокирован. «Пять?! Да вы что! Мне одну-то пару приходится раскатывать недели две, — смеется он. — Если их украдут? Каждый спортсмен знает, что коньки надо всегда носить с собой — не только на соревнования и тренировки, но и на разминку, перекусить и так далее. Это наш главный рабочий инструмент, его надо беречь. Ну и потом, чтобы его не испортили. По юниорке чего только не происходило! Воды могли залить полный ботинок. Конькам от этого не очень хорошо. Правда, если в новые залить горячую воду, то наоборот — будет лучше».
«Мы только заработали себе имя и нас сразу отстранили»
Но костюмы, коньки и постановка программ — это еще не все необходимые расходы, и вот оставшиеся-то уже не всегда входят в зону ответственности федерации. В спорте зачастую принято платить тренерскому штабу процент с призовых — все это очень индивидуально и оговаривается в момент, когда спортсмен приходит в группу к тренеру.
Плюс не всегда есть в академии, клубе, школе профессионалы, без которых невозможна полноценная подготовка спортсменов топ-уровня — массажисты, физиотерапевты, тренеры по физподготовке, диетологи и так далее.
«Массажист у нас есть, есть тренер по скольжению, тренера по физподготовке нет и диетолога нет, — рассказывает Александр. — Я сам хожу в фитнес-клуб и слежу за весом. В спортивных парах ведь есть такой нюанс — сильно худеть нельзя, потому что прыгать тебе, конечно, будет легко, но вот поддержки делать уже сложнее. Но и слишком тяжелым тоже быть плохо — пострадают прыжки. Так что приходится балансировать».
Для каждой программы еще нужна музыка, и зачастую приходится решать проблемы с авторскими правами. «Однажды к нам приходил человек от автора музыки, которую мы выбрали для одной из программ. Просили свой процент», — рассказывает Галлямов. И добавляет, что сейчас к музыкальным сложностям добавилась еще одна — нужно проверять, не включен ли композитор, автор слов или исполнитель в список иноагентов.
Расходов хватает, несмотря на финансирование со стороны федерации. И когда российских спортсменов отстранили, встал главный вопрос — где они будут зарабатывать, ведь достойные коммерческие доходы есть не у всех. В фигурном катании тогда резко подняли призовые за российские турниры — победителям чемпионата России, например, вручали по 2,5 млн рублей, создали внутреннюю серию Гран-при, где чемпионам каждого этапа выплачивали по 500 000 рублей, придумали несколько шоу-турниров — например, «Русский вызов» с 5 млн рублей за первое место.
Пара Мишина и Галлямов были практически непобедимы в прошедшем сезоне и сумели заработать около 8 млн рублей на двоих: 2,5 млн рублей они заработали только за победу на чемпионате России, по 500 000 рублей — за победу на двух этапах Гран-при России, 1 млн рублей — за победу на Спартакиаде сильнейших, которая в прошедшем сезоне заменяла финал Гран-при, ну и плюс призовые на других турнирах.
«Сезон действительно получился хорошим, поэтому на соревнованиях мы заработали больше, чем за участие в шоу. Вообще, ледовые шоу — это довольно новый для нас опыт, — признается Галлямов. — Обычно мы все лето готовимся к сезону, а тут целый месяц провели в туре у Ильи Авербуха. Правда, выступали там не с обычным показательным номером, а с нашей новой короткой программой. Получилось, что там мы ее и накатывали к сезону. Еще один новый опыт — это новогодний тур. Сразу после чемпионата России мы поехали сначала в Москву на шоу, а потом дальше — по Сибири».
Раньше российские чемпионы могли получать дополнительный доход за участие в мировых турах и мастер-классах, но Саша с Настей этот период не застали. Известность пришла к ним в 2021-2022 году, когда Мишина и Галлямов стали чемпионами мира, победили в командном чемпионате мира, стали чемпионами Европы и сразу после — двукратными бронзовыми призерами Пекина-2022. Какое-то время даже были олимпийскими чемпионами в командном турнире, пока золото не превратилось в бронзу.
«Мы только заработали себе имя и нас сразу отстранили, а до этого не было ни результатов, ни популярности, чтобы получать международные предложения. После отстранения мы только дважды ездили в другую страну — сначала на шоу в Монголии, открывали там новую арену, а затем еще были в Китае на олимпийском катке», — рассказывает Александр.
А до того, как стали выигрывать в мире и Европе, и призовые у спортивного дуэта были скромными. «Да и те не всегда платили, — со смехом вспоминает Саша. — Выиграли в 2021 году турнир Finlandia Trophy, чек нам показали на €4000 на двоих. Мы уехали, но денег так и не дождались. Когда решили узнать, в чем дело, ответили, что чек потеряли и заплатить ничего не могут. Мне еще раньше посоветовали фотографировать чеки с призовыми, видимо, прецеденты были, но я с подобным ни до, ни после никогда не сталкивался. Но с того турнира только фото и осталось».
«Все началось с игрушек»
Александр Галлямов признается, что деньгами не сорит, но ему важно чувствовать себя комфортно и защищено в финансовом плане. Но еще важно делать что-то большее, что могут дать деньги. Поэтому в марте 2024 года они с партнершей взяли опекунство над бакланом в Ленинградском зоопарке. «На самом деле, опеку осуществляем не только мы, а все наши болельщики. Мишки Forever — это не только Мишина и Галлямов, это весь наш фандом, все МиГалики», – объясняет Александр.
Примерно в это же время пришла идея и создать собственный благотворительный фонд. «Все началось с игрушек, которые нам дарят на соревнованиях. Раньше что-то домой забирали, что-то разыгрывали среди фанатов, что-то оставляли на катке. А совсем недавно пришла в голову другая мысль — мы стали переправлять их в детские дома. На недавних контрольных прокатах сборной в Санкт-Петербурге, например, собрали все игрушки — получилось 3 больших пакета. Андрей Мозалев, кстати, тоже просил «пристроить». Его пакет доверху завален лисичками. Цели у нас просты и понятны — развитие фигурного катания и помощь начинающим. Идею подкинул один бизнесмен, который поддерживает спорт и искусство в Санкт-Петербурге. Сначала хотим закупать «фигурнокатательную» экипировку для малоимущих детей или тех же детдомов, а затем дойти до укладки мобильных уличных катков. Как будем собирать деньги? Для начала хотим сделать большой аукцион с привлечением друзей из мира спорта. А дальше посмотрим. Просто чувствуем, что настал момент для чего-то большего».