30 самых ценных персональных брендов российских спортсменов — 2024. Рейтинг Forbes
После двух лет санкций можно считать доказанной теорию о том, что массовой аудитории в России спорт интересен прежде всего в контексте противостояния «наших» и «ненаших» на международной арене. Новый рейтинг личных брендов спортсменов это подтверждает: лишь треть участников нашего топ-30 составляют те, кто выступает и соревнуется внутри страны, причем большинство из «внутренних» героев представляют футбольную лигу РПЛ.
Еще пять лет назад биатлон и фигурное катание собирали лучшие рейтинги на ТВ, но стоило этим видам спорта замкнуться на внутреннем рынке, и интерес к ним снизился. Сейчас в общем рейтинге упоминаемости в социальных сетях самый популярный из биатлонистов оказывается только на 71-м месте, а среди фигуристов самыми узнаваемыми по-прежнему остаются те, кто успел подтвердить свой статус, завоевав медали в борьбе с сильнейшими конкурентами еще до февраля 2022 года.
Изменить ситуацию для многих могло бы участие в летних Олимпийских играх 2024 года в Париже, но на Игры решились поехать только 15 российских олимпийцев. Они и получили свою награду в виде зрительского признания, Даниил Медведев даже без единого выигранного турнира возглавляет наш рейтинг, а серебряные медалистки Игр-2024 Мирра Андреева и Диана Шнайдер совершили самый заметный подъем — первая взлетела с 25-го места на седьмое, а вторая и вовсе впервые попала в топ-30.
Как мы считали
В рейтинг ценности личных брендов российских спортсменов были включены только действующие спортсмены, выступавшие в официальных соревнованиях в течение последних 12 месяцев и выступающие в видах спорта, признанных Министерством спорта РФ.
Российскими спортсменами считались атлеты, представляющие Россию или выступающие в нейтральном статусе (но не в составе национальных сборных других стран) на международных соревнованиях.
Первоначальный лонг-лист был сформирован редакторами рейтинга. В него вошли 303 спортсмена, представляющих 23 вида спорта.
Все участники рейтинга сравнивались между собой по нескольким параметрам.
Популярность в соцмедиа (вес — 50%)
Количество упоминаний участников лонг-листа в русскоязычном сегменте социальных сетей подсчитано по данным системы «Медиалогия». Обсчитывались упоминания в постах русскоязычных пользователей VK, OK, Telegram, YouTube, Rutube, Twitch, X (ранее Twitter), а также Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена). По результатам исследования составлен шорт-лист из 50 спортсменов, чаще всего упоминаемых в соцмедиа.
Присутствие в СМИ (вес — 20%)
Количество упоминаний участников лонг-листа в российских средствах массовой информации подсчитано по данным системы «Медиалогия». По результатам исследования был составлен первый шорт-лист из 50 спортсменов с самым высоким уровнем упоминаемости в СМИ и в социальных сетях.
Экспертная оценка уровня маркетинговой привлекательности бренда спортсмена (вес — 30%)
Каждый из участников экспертного совета оценивал личные бренды спортсменов, попавших в шорт-лист самых популярных в СМИ и в соцмедиа. Баллы, выставленные экспертами, суммировались при составлении списка 50 спортсменов с самыми высокими экспертными оценками.
Все данные рассчитаны за период с 1 октября 2023 года по 1 октября 2024 года.
Над рейтингом работали:
Редакторы:
Евгений Зуенко, Сергей Погребняк, Дарья Сулейманова, Ульяна Урбан
Эксперты:
Сергей Алтухов, профессор, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ
Дарья Арсланова, PR-агент профессиональных спортсменов, руководитель агентства PR EVENTO Sport
Михаил Демин, президент Медиа-коммуникационного союза, профессор ВШЭ
Анна Дунаева, генеральный директор маркетингового агентства Heartbeat
Константин Клюшев, генеральный директор агентства спортивного маркетинга DoubleDouble
Влад Красавин, продюсер, основатель KRASAVIN MEDIA GROUP
Алексей Савула, руководитель центра спортивного маркетинга АО НСПК