Дорогой «Золотой мяч»: сколько потерял Винисиус и может получить Родри после победы
Родри увез из Парижа не только новый уровень медийности, но и приз за $13 000
Как и многие личные награды в спорте, сама победа на «Золотом мяче» ничего не приносит футболисту. Это просто опрос 100 журналистов со всего света, по итогам которого France Football награждает победителя. В этом году с организацией помогал УЕФА, но большая часть выручки от продажи ТВ-трансляции и рекламы достается изданию. Есть быть точнее, то компании Éditions Philippe Amaury, которая владеет France Football и порталом L’Equipe.
Футболистам ничего не перепадает, кроме престижа и самой награды. Трофей стоит $13 800, и его создают примерно за шесть месяцев, или 100 часов постоянной работы. Естественно, что если какой-то игрок выставит «Золотой мяч» на продажу, то он будет стоить намного дороже.
Каждый победитель премии может запросить копию «Золотого мяча». Например, так сделал Криштиану Роналду. В 2017 году он попросил сделать копию выигранного за четыре года до этого трофея, а после выставил ее на благотворительный аукцион. Израильский бизнесмен Идан Офер приобрел лот за $600 000, а оригинальный «Золотой мяч» остался у Роналду.
Подобные аукционы проходят крайне редко, но всегда привлекают внимание. Так, в 2021 году на продажу выставили два «Золотых мяча» Альфредо Ди Стефано, выигранные в 1957 и 1959 годах. Дети футболиста выручили за лоты €129 000. А «Суперзолотой мяч», который форвард выиграл в 1989-м, был продан за €212 000. Цена объяснима: за всю историю этот трофей был разыгран лишь однажды.
В 2024 году на аукцион Aguttes мог попасть «Почетный Золотой мяч» Диего Марадоны. Потенциально он мог стать самым дорогим лотом в истории спорта — ожидалось, что владельцы выручат за него несколько миллионов долларов. Но торги отменили по решению суда, так как семья Марадоны сообщила, что приз был украден у них в 1989 году.
То есть цена самого приза может быть в сотни раз дороже трофея. Если в ближайшие дни Родри выставит «Золотой мяч» на продажу, то он сможет получить огромные деньги. Но все равно главная выгода от титула — медийная. Спонсоры и клубы готовы заплатить намного больше.
Винисиус мог бы получить €1 млн от «Реала» за «Золотой мяч»
У многих футболистов есть специальный бонусный пункт в контракте за «Золотой мяч». Как сообщает Cadena SER, такой был и у Винисиуса. По информации издания, если бы трофей вручили бразильцу, то «Реалу» пришлось бы заплатить €1 млн. Неизвестно, прописан ли этот пункт и на следующие сезоны, но с большой вероятностью да.
Также нет информации, сколько бонусов от «Манчестер Сити» заработает Родри за «Золотой мяч — 2024». Сейчас 28-летний испанец зарабатывает около 180 000 фунтов стерлингов в неделю. Однако в апреле стало известно, что клуб хочет перезаключить контракт на выгодных для игрока условиях, чтобы он остался.
Для «Ман Сити» это первый «Золотой мяч», поэтому клубу крайне важно будет удержать Родри. Тем более что в команде считают его «важнейшей частью проекта». Поэтому есть большая вероятность, что клуб увеличит зарплату более чем в 2 раза (до 375 000 фунтов стерлингов в неделю), что сделает испанца одним из самых высокооплачиваемых игроков Европы, и это огромные деньги для опорного полузащитника.
Однако помимо бонусов из клуба, благодаря «Золотому мячу» резко увеличивается маркетинговая привлекательность футболиста. Компании хотят хотя бы на время «получить» лучшего футболиста планеты. И здесь либо перед игроком выстраиваются новые рекламодатели, либо он получает бонус от нынешних.
Например, по данным испанского El Confidencial, Лука Модрич в 2018 году получил бонус от Nike за «Золотой мяч». Компания не только поставила хорвату новые бутсы, выполненные в уникальном дизайне (естественно, используя образ игрока для их продвижения), но еще и выплатила $800 000 за «Золотой мяч».
С большой вероятностью Винисиус также мог получить миллионные бонусы от Nike. В сентябре появилась информация, что американский производитель готовит большую маркетинговую кампанию в честь «Золотого мяча» бразильца. Nike разработал специальную серию бутс, выполненных в золотом цвете.
Причем ожидалось, что магазин Nike на улице Гран-Виа будет покрыт золотом в честь Винисиуса. Однако теперь планы изменились. Возможно, бразилец сможет получить бонусы, а рекламодатели — успешный образ в январе, когда ФИФА огласит победителя премии The Best 2024.
Родри вряд ли сможет получить по максимуму
За последние годы ценность «Золотого мяча» резко возросла. По мнению Оуэна Лаверти, директора по инновациям в Ear to the Ground, одного из ведущих маркетинговых агентств Манчестера, раньше к премии относились иначе. Основной категорией ценности футболиста были победы в Лиге чемпионов и чемпионатах мира.
Теперь же, после резкого роста соцсетей, футбольные болельщики обратили намного большее внимание на награду. А противостояние между Лионелем Месси и Криштиану Роналду вывело «Золотой мяч» на пик популярности. Ведь неслучайно фанаты аргентинца регулярно говорят о количестве призов, когда заходит спор с болельщиками португальца.
Фактически, теперь культ личности в футболе достиг максимальных показателей. Это чисто американская история, где помимо чемпионских титулов указывается количество выигранных MVP. Многие эксперты в материале для The Athletic отметили, что футбол движется и продолжит двигаться в сторону НФЛ или НБА, где намного более важны личные награды и статистика.
Компании видят этот тренд. По мнению генерального директора международного маркетингового агентства B-Engaged Эсхина Шаха, победа на «Золотом мяче» в среднем может увеличить доходы игрока от спонсоров минимум на 25%. Куда более важна эта награда для женского футбола, так как приз резко увеличивает узнаваемость спортсменки.
Но интерес рекламодателей — это не всегда долгосрочная история, например рекламодатели довольно скоро потеряли интерес к Кариму Бензема после его победы. Однако во многом из-за «Золотого мяча — 2022» в Саудовской Аравии готовы платить по $100 млн за сезон, а вот на рекламе нападающий зарабатывает в 25 раз меньше.
Однако в ситуации с Родри все несколько иначе — он совсем не медийный футболист. Многие болельщики вряд ли узнают его лицо, что уж говорить о массовой аудитории. У Родри нет социальных сетей, а значит, нет постоянной многомиллионной личной аудитории. И это огромный минус для спонсоров. А вот у Вини все есть — популярность, образ и известность на нескольких континентах.
Так что иногда эта «американская система», где спонсоры готовы платить огромные деньги за уникальные личные достижения, может сбоить. В Северной Америке вокруг такого скромного парня, как Родри, уже появился бы культ. А следом и очередь от рекламодателей. Но вряд ли такой кейс возможен в Европе.