К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Мало избранных: «Формула-1» атакует рынок США, но не принимает американскую команду

Фото Mark Thompson / Getty Images
Фото Mark Thompson / Getty Images
Американская корпорация Liberty Media, являющаяся владельцем коммерческих прав на «Формулу-1», проводит активную экспансию «королевской серии» в Штатах — в минувший уик-энд в Техасе прошел вот уже третий за сезон североамериканский этап. В то же время Liberty Media отказалась допускать в свой чемпионат самую знаменитую американскую гоночную команду. Forbes Sport рассказывает подробности

Андретти — главный автогоночный бренд Америки

Для болельщиков автоспорта имя Андретти обладает особым статусом — это одна из самых знаменитых династий в истории гонок. Ее основал Марио Андретти, который выиграл за свою гоночную карьеру практически все что можно. Он становился чемпионом мира в классе «Формула-1» (1978) и четыре раза выигрывал чемпионат серии IndyCar (1965, 1966, 1969 и 1984). У него на счету победы в легендарных гонках «Индианаполис 500» (1969) и «Дайтона 500» (1967), в гонках на выносливость он выигрывал титулы на «12 часов Себринга» (1972), «6 часов Уоткинс-Глен» (1970) и «24 часа Ле-Мана» (1995). Он единственный гонщик в истории, которого в США признавали «Гонщиком года» в трех разных десятилетиях — в 1967, 1978 и в 1984 годах. Его сын Майкл и племянник Джон тоже собрали собственные коллекции титулов в разных сериях (хотя и значительно меньшие), а внук Марко еще продолжает выступать в IndyCar. 

Марио Андретти (Фото EPA·TASS)

Сын Марио Андретти — Майкл — с карьерой гонщика покончил, и в последние годы успешно руководит одноименными командами в различных сериях, таких как «Формула-Е», «Суперкарс», IMSA. Видя успехи своего бренда в различных гоночных сериях, семья Андретти захотела попробовать себя в «Формуле-1».

Как Андретти хотели зайти в «Формулу-1»

Первоначальный план Андретти состоял в том, чтобы купить швейцарскую команду Zauber, и на ее основе (со всем ее персоналом, базой в Хинвилле и интеллектуальной собственностью) сформировать команду, способную побеждать. Но сделка сорвалась — швейцарцы уже вели переговоры с Audi, и немецкий концерн предлагал больше. Тогда семейство Андретти изменило концепцию: было решено создать команду с нуля, а не покупать уже существующую.

 

В октябре 2023 года всемирный совет по автогонкам Международной федерации автоспорта (ФИА) одобрил заявку Андретти на участие в чемпионате «Формула-1». По установленному регламенту в чемпионате допускалось участие одновременно двенадцати команд (сейчас их десять), американская команда должна была стать одиннадцатой.

Марио и Майкл активно взялись за создание команды, чтобы выйти на старт в 2026 году, — в первый год нового технического регламента чемпионата. Было нанято на работу несколько сотен сотрудников из действующих команд «Формулы-1», арендована база в Европе, даже нашли аэродинамическую трубу, в которой собирались продувать машину в течение нескольких лет. В качестве одного из партнеров привлекли Cadillac (входит в General Motors).

 

«Создание американской команды — момент гордости для нас. Мы считаем, что серьезные гоночные компетенции Andretti – Cadillac и технологические достижения, ставшие возможными благодаря участию в гонках, понравятся нашим клиентам и увеличат узнаваемость «Формулы-1» по всему миру», — говорилось в официальном заявлении на сайте Andretti Global после утверждения заявки на участие в «Формуле-1.»

Вам здесь не рады

Однако отбор ФИА — это только первая фаза переговоров, необходимых для попадания в чемпионат. Чтобы получить место на стартовой решетке, команда-аппликант должна добиться одобрения заявки со стороны владельцев серии — компании  Liberty Media — и всех 10 действующих участников чемпионата.

Дело в том, что в «Формуле-1» раз в несколько лет подписывается так называемый «Договор Согласия», согласно которому команды обязуются участвовать в чемпионате до окончания Договора, а все призовые за год делятся между всеми участниками (размер доли соответствует занятому месту в предыдущем чемпионате, а также есть отдельные доплаты некоторым командам за историю).

 

После подписания Договора–2022 владельцы серии получили 10 финансово обеспеченных команд, каждая из которых получает приличные призовые выплаты и покидать «Ф-1» не собирается.

Приход новой команды, не важно, «Андретти» или любой другой, по мнению владельца коммерческих прав, способен нарушить баланс. В предыдущие годы количество участников не имело значения: призовые распределялись только среди 10 лучших команд, так что лидерам и крепким середнякам было безразлично появление новичков. Теперь же схема распределения средств изменилась.

Какое бы место не занимала новая команда, она все равно будет откусывать куски призовых от общего фонда (и чем лучше она будет выступать, тем большую долю средств отберет). Кроме того, важны и маркетинговые мотивы: в чемпионате сейчас доминируют европейские бренды — «Феррари», «Макларен», «Мерседес», «Астон Мартин», «Ред Булл». Успешная американская команда (да еще и с такой популярной в Штатах фамилией, как Андретти) может сильно потеснить остальных в борьбе за внимание публики и спонсоров в Северной Америке. Чтобы убедить потенциальных соперников, Andretti Global предложила в качестве вступительного взноса выплатить $200 млн, которые будут распределены между остальными командами, но этого оказалось недостаточно. 

Фото Alex Bierens de Haan·Getty Images

После консультаций и переговоров управляющая гоночной серией компания Formula One Management (FOM), принадлежащая Liberty Media, объявила об отказе допускать команду Андретти к участию в чемпионате мира. «Добавление одиннадцатой команды создаст дополнительную нагрузку на организаторов гонки, потребует от некоторых из них значительных затрат и сократит технические, операционные и коммерческие возможности других участников», —  говорится в заявлении FOM.

Кроме того, FOM смутило стремление Андретти заявить команду для участия в чемпионате уже в сезоне–2025, хотя через год технический регламент будет изменен. «Мы не видим оснований для допуска нового участника в 2025 году, ведь новичку придется за два первых года своего существования спроектировать и построить две совершенно разные машины. И тот факт, что заявитель говорит о своей готовности это сделать, вызывает у нас сомнения, что он понимает масштабы задач», —  говорится в заявлении FOM.

 

Наконец, в руководстве серии также дали понять, что еще одной причиной, по которой заявка получила отказ, является использование командой клиентских силовых установок под брендом Cadillac. Серии интересно появление нового автопроизводителя, но именно как полноценного участника, а не как поставщика двигателей, разработанных для других заказчиков. Так что шансы на будущее одобрение вырастут, если Андретти договорятся с General Motors о полноценном партнерстве.

Не все потеряно

Для Андретти после всех усилий, которые они предприняли, и тех инвестиций, которые уже были совершены, отказ FOM стал шоком. Глава династии, который выигрывал титул в «Формуле-1», когда у чемпионата еще не было ни FOM, ни Договора Согласия, не выбирал выражений. 

«На самом деле я оскорблен. Честно говоря, я не думаю, что мы этого заслужили. Это большие инвестиции в чемпионат, и можно было ожидать, что наш приход будут приветствовать. Ценность чемпионата только повышается с присоединением 11-й команды, так что я не понимаю. Расскажите нам, что на самом деле не так», — заявил Марио Андретти AP News. И добавил угрожающее: «Здесь есть скрытый смысл, которого я, честно говоря, не понимаю. Но если они хотят крови, что ж, я готов».

Что именно имел в виду кумир всей автоспортивной Америки, стало ясно очень скоро. В августе 2024-го Министерство юстиции США начало расследование в отношении Liberty Media из-за отказа принять заявку Andretti Global на участие в чемпионате мира: владельцы гоночной серии обвиняются в нарушении антимонопольного законодательства.

 

Вскоре после появления сообщений о начале расследования Минюста позиция Liberty стала формулироваться намного мягче: «Разумеется, мы не имеем ничего против увеличения количества участников. Если заявки от новых команд будут соответствовать стандартным параметрам, существует вероятность, что они будут одобрены».

Так что дверь в «Формулу-1» для Andretti Global все еще не закрыта. В сезоне–2025 команды в чемпионате уже точно не будет, но Андретти продолжают подготовку к сезону–2026 — тому самому, в котором будет введен новый регламент, и прежние лидеры утратят преимущество. Будущая машина успешно продувается в аэротрубе, штат команды пополняется новыми сотрудниками (в том числе перешедшими из доживающего последний сезон моторного подразделения Alpine). Американцы все еще надеются выйти на старт через год с небольшим. Или же зрители увидят другое шоу — самый необычный антимонопольный спор в мировом автоспорте.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+