Институт травмы: каждый третий элитный спортсмен пережил опыт насилия в детстве
Дело бывшего врача сборной США по спортивной гимнастики Ларри Нассара, жертвами которого, по разным данным, было от трехсот до пятисот спортсменок, в 2015 году всколыхнуло весь международный спорт. Нассара признали виновным в домогательствах к несовершеннолетним гимнасткам, среди которых были будущие олимпийские чемпионки Симона Байлз и Александа Райзман, и приговорили к нескольких пожизненным срокам. Это стало самым громким делом о насилии детей в спорте не только в США, но и во всем мире.
Дело Нассара вызвало шок во всем мире не только из-за того, что в числе потерпевших оказались известные всему миру спортсменки. Поражал масштаб преступлений (пострадавшими были признаны более 300 женщин и девочек) и их продолжительность — Нассар совершал свои действия в течение 14 лет. Однако, вскоре выяснилось, что Ларри Нассар был не единственным подобным преступником в детском спорте. Посчти столь же масштабным оказался скандал из-за дела бывшего главного тренера и директора спортивного клуба в Мюнхене, который в этом году предстал перед судом по обвинению в сексуальном насилии в общей сложности над примерно 30 мальчиками в возрасте от 13 до 19 лет в течение нескольких лет, начиная с 2016 года. 47-летнего тренера обвинили в более чем 200 эпизодах изнасилования.
В пережитом опыте жестокого обращения со стороны тренеров, врачей, партнеров по команде, все чаще стали признаваться и титулованные спортсмены. В прошлом году двукратный олимпийский чемпион в беге Якоб Ингебригтсен из Норвегии и два его брата Хенрик и Филип рассказали о том, что их отец-тренер «был очень агрессивным» и «использовал физическое насилие и угрозы как часть воспитания». А в Эстонии в этом году начали расследование в отношении тренера по фигурному катанию Анны Леванди, которую бывшие ученики и родители обвинили в психологическом и физическом насилии.
«Спорт высоких достижений расширяет пределы человеческой выносливости и требует чрезвычайно больших физических и эмоциональных затрат. Иногда в этой высокоэффективной команде спортсменов, тренеров и родителей возникают разногласия. Иногда ошибки совершаются из-за усилий, усталости или эмоций. Я искренне приношу извинения за любые оскорбления, которые у кого-либо могут ассоциироваться со мной, и я постараюсь извлечь уроки из этих ошибок», — оправдывалась Леванди.
Под термином «насилие» комитет ООН по правам ребенка подразумевает не только физическое или сексуальное преступление, но также «травмы, жестокое и халатное обращение, пренебрежение и эксплуатацию». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разделяет насилие на три отдельные категории: самоуправное, межличностное и коллективное.
Более 2000 человек признались в контактном сексуальном насилии
От Норвегии и Эстонии до Великобритании и Германии — случаи жестокого обращения с детьми в спорте зафиксированы по всей Европе. Очевидно, насилие в детском спорте случалось и ранее, но первое масштабное общеевропейское исследование было проведено только в 2021 году. Майк Хартилл и Университета Эдж-Хилл (Великобритания) и Беттина Рулофс из Университета Вупперталя (Германия) при содействии коллег со всей Европы собрали данные от 10 302 респондентов в Великобритании, Австрии, Бельгии, Германии, Румынии и Испании.
Они выяснили, что частота случае межличностного насилия в отношении детей в спорте была несколько ниже, чем в обществе в целом: 65% опрошенных ими взрослых людей в возрасте 18-30 лет сообщили, что в детстве подвергались психологическому насилию, 44% — рассказали, что подвергались насилию именно в спорте. 35% из них поведали о бесконтактном сексуальном насилии, 20% — о контактном. В другом глобальном исследовании 2021 года говорилось, что каждый третий элитный спортсмен в детстве подвергался насилию во время тренировок или соревнований, каждый второй не знал о существовании профсоюза или ассоциации игроков, и почти 70% не знали, что у них есть права до достижения 18-летнего возраста.
Спустя три года, в 2023-м, Хартилл и Хилл провели новое исследование под названием «Распространенность межличностного насилия в отношении детей в спорте в шести европейских странах». Исследователи снова опросили 10 302 человек из Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Румынии и Испании — в этих странах с разной степенью успешности созданы группы по защите детей в спорте. Например, в Великобритании она была организована в 1999 году, в Австрии, Бельгии и Германии они созданы значительно позже, а в Румынии и Испании возникли совсем недавно.
Результаты исследования вновь стали неутешительными: с какой-либо формой насилия в процессе занятий спортом в возрасте до 18 лет столкнулись 75% опрошенных. Среди видов спорта, которыми занимались пострадавшие, среди женщин наибольшее число было выявлено в танцах (12,8%), затем следовали плавание (9,9%), футбол (7,9%) и волейбол (7,1%). Среди мужчин выделялись футбол (27,5%), баскетбол (9,7%), теннис (7,5%) и плавание (6%).
Большинство (70,6%) из опрошенных занимались в спортивных клубах и лишь 2,1% становились профессиональными спортсменами или выходили на международный уровень соревнований. Наиболее распространенным опытом насилия среди респондентов стало психологическое насилие, в котором призналось 64,8%, еще 43,8% рассказали об опыте физического насилия, затем шли пренебрежение (36,8%) и бесконтактное сексуальное насилие (34,6%).
В контактном насилии призналось 20% опрошенных — 2060 человек. Из шести стран, участвующих в онлайн-опросе, больше всего с сексуальным контактным насилием столкнулись в Германии (25,5% или 376 человек), следом идет Бельгия (25,4% или 374 человека). В Германии также была обнаружена самая высокая распространенность психологического насилия (70,5% или 1038 человек).
При этом с насилием в детском спорте чаще всего сталкивались юноши, чем девушки. Особенно заметен разрыв между ними в физическом насилии (51,6% против 36,1%) и контактном сексуальном насилии (26,3% против 13,7%).
«Это первое исследование с таким обширным набором данных, позволяющее сравнить опыт внутри и вне спорта. Наше исследование показало, что молодые люди, занимающиеся спортом, чаще сталкиваются с физическим насилием внутри спорта, чем вне его. Это говорит о том, что телесно-ориентированная система спорта сопряжена с более высоким риском для детей и молодежи подвергнуться физическому насилию, чем не спортивные занятия.
Наши результаты также показывают, что дети, которые подвергаются насилию вне спорта, подвергаются гораздо более высокому риску насилия в сфере спорта, и наоборот. Этот вывод подчеркивает необходимость развития особой чувствительности у тех, кто несет ответственность в детско-юношеском спорте, по отношению к детям, которые могут быть особенно уязвимыми. Как и в более широком секторе услуг для детей, это потребует гораздо большей «совместной работы». Иными словами, для того чтобы спортивный сектор служил наилучшим интересам детей, ему необходимо сотрудничать внутри спорта и за его пределами, а также взаимодействовать с официальными и добровольными службами гораздо эффективнее, чем это делается в настоящее время» — говорится в выводах авторов исследования.