К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Маленькая лошадка: как благополучная девочка Алекс Морган стала звездой поколения

Алекс Морган (фото Brad Smith / ISI Photos / Getty Images)
Алекс Морган (фото Brad Smith / ISI Photos / Getty Images)
Алекс Морган — одна из самых звездных футболисток мира — в воскресенье, 8 сентября, играет свой последний матч в карьере. Она в последний раз выйдет в футболке «Сан-Диего Уэйв» и с капитанской повязкой, но чествовать ее будут не только на стадионе, но также в Орландо, Портленде, Сиэтле и во всех других американских городах, в клубах которых она играла и в которых за нее болели, как за игрока национальной сборной. Вспомнят свою знаменитую легионерку в Лионе и Лондоне, хотя на самом деле точек на карте наверняка будет больше, ведь имя Алекс Морган давно вышло за рамки футбола. Forbes Sport рассказывает, как во всех отношениях благополучная американская девочка сумела сломать стереотипы и стать ярчайшей звездой своего поколения

Двукратная чемпионка мира, олимпийская чемпионка Лондона-2012, дважды признававшаяся футболисткой года в США — все эти титулы многое говорят о карьере и достижениях футболистки, однако они не скажут, какое влияние Алекс оказала на женский футбол и на женщин в спорте.

Идеальный конский хвост, узнаваемая розовая повязка на голове (которую в детстве она носила, чтобы на поле ее узнавали родители, а потом — в поддержку свекрови, заболевшей онкологией), красивое лицо, а также невероятные успехи в спорте, счастливое замужество и благополучное материнство — Алекс Морган просто создана для того, чтобы спонсоры караулили у дома, подсовывая под дверь все более жирные рекламные контракты. По сути, так и было, потому то в разное время Морган сотрудничала с Coca-Cola, Panasonic, McDonald's, Bank of America, AT&T и рядом других менее глобальных компаний. Все это делало ее самой высокооплачиваемой футболисткой не только США, но и мира — в списке самых высокооплачиваемых спортсменок по версии Forbes за 2023 год Алекс заняла 14-е место с заработком $7,8 млн, при том, что пик карьеры уже был позади.

В 2024 году «маленькую лошадку» (Baby Horse — так прозвали спортсменку на заре карьеры, что ей, кстати, не нравилось) не взяли на Олимпиаду в Париж, поэтому Морган так и не удалось стать двукратной олимпийской чемпионкой. Спустя месяц футболистка объявила, что ждет второго ребенка и завершает карьеру.

 

Играла с корсетом, как Робокоп

История спорта знает много биографий с трудным детством, нищей юностью и бесконечным преодолением, которые закаляют характер и четче обрисовывают цели. Считается, что успеха чаще всего достигают те, кому он тяжело дается. Но Алекс Морган родилась в благополучной семье и выросла в пригороде Лос-Анджелеса под названием Даймонд-Бар с населением чуть более 60 000 человек со средним доходом семей в $93 000 в год. Местная школа, множество возможностей заниматься спортом, сестры Дженни и Джерри, с которыми девочка бегала наперегонки и играла в «Монополию». Согласно стереотипам, ее характеру негде было закаляться, однако упорство и самоконтроль Алекс можно ставить в пример целому поколению спортсменов.

В пять лет она написала на бумажке желание, что хочет стать профессиональной спортсменкой. Эта записка до сих пор хранится у матери. Сестра Дженни рассказывала, что когда Алекс было девять лет, она, во время просмотра телевизора делала скручивания, приседы и выпады, считала их, а потом записывала в блокнот. Обычная история, если не забывать, что будущая чемпионка в то время ходила в начальную школу.

 

Со своим мужем Сервандо Вердаско — тоже футболистом — Морган познакомилась во время учебы в Калифорнийском университете. Оба играли за студенческие футбольные команды, и Вердаско уже тогда поразился ее трудолюбию. «У нее была травма передней крестообразной связки, после которой она восстановилась за шесть месяцев.  Если вы хоть что-то знаете о спорте, то поймете, что это довольно безумно. В первой игре сезона она играла с корсетом, как Робокоп, но ее никто не мог остановить», — рассказывал Вердаско.

Если характер не закаляют жизненные обстоятельства, то это могут сделать родители. Опять же существует стереотип, что без жесткой руки ребенок ничего не добьется. На Алекс Морган никто не давил. Ей позволяли выбирать занятие по душе, поэтому она делила время между софтболом, легкой атлетикой, баскетболом, волейболом и футболом, и выбирать не собиралась. «Мне просто нравилось заниматься несколькими видами спорта, потому что я видела много девушек, которые выгорали к моменту поступления в колледж — они ведь соревновались с восьми лет. А мои родители никогда не давили на меня, не торопили, они даже не думали о том, чтобы я играла профессионально в футбол. Но когда я выбрала этот вид спорта, отец отвел меня в AYSO (American Youth Soccer Organization, организация, занимающаяся детским футболом в США — Forbes Sport). Когда я почувствовала себя готовой перейти на новый уровень, родители помогли мне найти лучшие клубы в Южной Калифорнии, в которые можно было попробовать вступить. Когда я стала играть в клубе Cypress, отец выходил со мной на тренировку, как минимум, дважды в неделю, купил ворота с быстрой установкой и мы с ним били по ним по полтора часа. Мои родители очень поддерживали меня и очень помогли с моим развитием», — вспоминала Алекс.

Она считает, что тренировки с папой помогли ей филигранно завершать удары, а отсутствие давления и стресса оказало влияние на то, что она всю карьеру была довольно спокойна и уравновешена в штрафной.

 

Заниматься всерьез футболом она стала довольно поздно — в 14 лет. Обычно к тому времени талантливые девочки уже все на карандаше у тренеров университетских команд, а остальным уже сложно словить свой шанс. Но Морган и это опровергла.  

«Я даже не попадала в их поле зрения до 16 лет, хотя обычно перспективных замечают уже в 12. Но я считаю, что это, во-первых, рано — ведь к 14 ты можешь достичь пика, а к 18 годам, когда придет время поступать в колледж, оказаться в яме. Или наоборот. А во-вторых, главное, верить в себя и не верить тренерам, которые пугают, что у вас может не быть шанса в дальнейшем получить стипендию, если вы не воспользуетесь таковым прямо сейчас. Это неправда. Они все равно будут следить за вами каждый год и видеть, как вы совершенствуетесь», — объясняла она.

Такие важные слова для всех американских девчонок, которые стрессуют и боятся упустить свой шанс. Алекс Морган сказала их в 2011 году, тогда она уже была восходящей звездой сборной США, но пока еще не примерила на себя чемпионские медали. Это первое, что она сделала для девочек и женщин в спорте.

Играть, как девчонка, круто

В 2011 году женская сборная США дошла до финала чемпионата мира — нация жаждала повторения успеха 1999 года, и 22-летняя Алекс Морган стала одной из тех, кто подарил им надежду, забив гол в полуфинале против Франции. Поражение в финале от Японии в серии пенальти (основной матч закончился со счетом 2:2, и открыла его тоже Морган) уже ничего не решало — Алекс стала любимицей тех, кто собрался у телевизора.

Одним из таких телезрителей стал издатель Джеймс Фрей, смотревший матчи вместе с шестилетней дочерью. «Когда турнир закончился, моя дочь хотела почитать книги о футболе, в которых изображались бы сильные женщины, добивающиеся успеха, никогда не сдающиеся, но в которых обязательно бы присутствовала искренняя женская дружба. К своему удивлению, в этом возрастном сегменте я не нашел ни одной подходящей книги. И тогда решил издать такую сам, причем в тандеме с любимой футболисткой своей дочери Алекс Морган», — рассказывал потом Фрей.

 

В 2012 году Морган подписала контракт с издательством Simon & Schuster на написание серии из четырех книг про девочек-футболисток. Серия называлась «Kicks» и повествовала историю 12-летней футболистки Девин, которая переезжает из Коннектикута, где ее собирались назначить капитаном школьной футбольной команды, и вынуждена начинать все заново в Лос-Анджелесе. Дебютная книга в первую неделю продаж оказалась на седьмом месте в списке бестселлеров детской литературы по версии New York Times.

Когда сборная США выиграла чемпионат мира 2015 года, звезда Алекс Морган уже сияла негасимым светом, а авторитет был практически непререкаемым. Вместе с подругами по сборной Алекс посетила Белый дом в ранге чемпионки, а Барак Обама заявил, что эта команда научила детей Америки: играть, как девчонка, означает быть крутым. Футболисткам вот только казалось несправедливым, что титулы выигрывают они, а денег от федерации больше получают их коллеги-мужчины, чьи самым большим достижением последних лет было серебро Кубка конфедераций 2009 года. Поэтому в 2016 году пять игроков женской сборной США — Карли Ллойд, Хоуп Соло, Меган Рапино, Бекки Зауэрбрунн и Алекс Морган — подали жалобу в Комиссию по равным возможностям при трудоустройстве.

Алекс Морган получает награду как лучшая спортсменка года ESPY 2019 (Фото Chris Pizzello/Invision/AP)

Ссылаясь на годовые финансовые отчеты US Soccer, футболистки утверждали, что первоначально в бюджет были заложены убытки как для мужской, так и для женской команды, но именно успех женской национальной сборной принес прибыль в размере $17,7 млн.

Как женская, так и мужская команды обязаны играть минимум 20 товарищеских игр в год, заявляли игроки в своей жалобе, но если женщины получают бонус в размере $1350 только в случае победы, то мужчинам гарантированы $5000 независимо от результата. Другими словами, если мужчины проиграют все 20 матчей, они все равно получат больше, чем женщины, которые все эти 20 матчей выиграли.

 

Спустя год US Soccer согласилась на некоторое улучшение условий, но не гарантировала полного равенства с мужской командой. Тогда в 2019 году уже 28 игроков женской сборной подали иск о гендерной дискриминации в Окружной суд Лос-Анджелеса. В иске говорилось уже не только о деньгах, но и об условиях тренировок и поездок.

К окончательному соглашению стороны пришли только в 2022 году, подписав новый коллективный договор, согласно которому уравниваются компенсации, бонусы и условия труда.

Золотое кольцо со словом «Mама»

Алекс Морган так и не удалось получить ни женский «Золотой мяч» — в 2019 году она оказалась на третьем месте в голосовании после подруги по сборной Меган Рапино и англичанки Люси Бронз, ни стать Игроком года ФИФА — она дважды была второй и один раз третьей. Но в первый раз на церемонию награждения Морган приехала в 2012 году. «На мероприятии меня чествовали как третьего лучшего игрока мира, а Зепп Блаттер (президент ФИФА с 1998 по 2015 годы — Forbes Sport) даже не знал, кто я такая», — рассказывала спортсменка в интервью Time. 

Алекс Морган на церемонии вручения премии Игрок года ФИФА (Фото EPA)

Выдающихся спортсменок должны знать, и если СМИ не всегда справляются со своей задачей, то Алекс Морган решила помочь. В компании с другими незаурядными атлетками — баскетболисткой Сью Берд, пловчихой Симоне Мануэль и сноубордисткой Хлоей Ким она основала коммерческую медиакомпанию TOGETHXR,чьей задачей стал контент о женщинах, причем, необязательно спортсменках.

 

«В детстве стены моей комнаты не были украшены плакатами с изображением спортсменок, но не потому, что я не смотрела спорт по телевизору. Просто я мало знала о них, чтобы повесить на стену и боготворить. У нас, спортсменок, нет $40 млн, накопленных за карьеру, нет спонсоров, которые бы платили миллионы за контракты. Поэтому каждая из нас должна быть больше, чем просто спортсменкой», — объясняла Морган свое решение.

Первым проектом TOGETHXR, в который инвесторы из Magnet Companies вложили семизначную сумму, стал видеосериал о 17-летней чемпионке по боксу Шантель Наварро.

Позже Морган запустила собственный фонд для создания равных возможностей для девочек и женщин в спорте, а также несколько раз инвестировала в женские спортивные проекты — в футбольный клуб «Энджел Сити», в женскую баскетбольную лигу 3х3, в гольф-клуб Los Angeles Golf Club, а также во франшизу в лиге гольфа Monday Night TGL, запуск которой запланирован на 2025 год.

Как мама дочери Чарли, которую Алекс родила в 2020 году, Морган ощущает свою ответственность за подрастающее поколение. Малышка Чарли, в свою очередь, помогает маме оставаться любимицей публики — невозможно без слез умиления смотреть, как после матчей Алекс берет дочь на руки или позволяет ей резвиться на траве, пока фанаты чествуют команду.

 

Морган решила не ждать, когда ей исполнится 40 лет, как Карли Ллойд, и не замораживать яйцеклетки, как Бекки Зауэрбрунн. Она собиралась вернуться в строй как раз к Олимпиаде в Токио, и ей было только на руку, что Игры перенесли на 2021 год.

Вообще, под давлением ставших мамами футболисток сборной US Soccer стала субсидировать оплату нянь, которые помогали бы спортсменкам с уходом за детьми во время международных турниров и тренировочных лагерей. Но после подписания нового коллективного договора в 2022 году, к которому Морган также приложила руку, условия для матерей в национальной сборной стали еще лучше. Когда в апреле 2023 года в тренировочном лагере перед чемпионатом мира собралось рекордное количество матерей (пятеро), к обеденным столам были придвинуты высокие стульчики для кормления, а по дорожкам в отеле ездили коляски. Мало того, во время товарищеских матчей у детей был свой номер, на двери которого висела табличка «USA NANNIES» (Няни США).

Алекс Морган часто возила с собой Чарли и с гордостью носила золотое кольцо со словом «Mама», которое купила себе в качестве напоминания о своих приоритетах. Но когда мать и дочь были в разлуке, она могла отпроситься у репортеров прямо во время интервью, чтобы успеть застать малышку до сна. Иногда не успевала и очень расстраивалась.

Теперь Алекс и Сервандо Карраско ждут второго ребенка. И если первая беременность у некоторых болельщиков вызвала вопросы — зачем делать что-то подобное на пике карьеры, то со второй спортсменка решила эту карьеру закончить. «Дело не в том, что женщины не могут и делать карьеру, и рожать детей — наши тела способны на многое. Дело в том, что этот мир на самом деле не создан для того, чтобы женщины процветали», — сказала как-то Алекс Морган. Но даже закончив с профессиональным спортом в 35 лет, она все равно будет пытаться это изменить.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+