$375 млн за пять лет: как «Манчестер Юнайтед» богатеет, даже не выигрывая трофеи
«МЮ» — один из самых дорогих клубов мира, его стоимость превысила $6 млрд
«За последние 10 лет «МЮ» превратился в место, где игроки могут получать фантастические зарплаты, ничего не выигрывая. Некоторые футболисты присоединились к клубу, не имея должного настроя и желания, а другие больше озабочены тем, чтобы клуб был на их страницах в соцсетях! Это не то отношение, на котором строился «Юнайтед», – сокрушается экс-игрок «дьяволов» Гордон Стракан. В прошлом сезоне команда финишировала лишь восьмой в английской Премьер-лиге (худший результат с 1990 года), и только выигрыш Кубка Англии позволил манкунианцам принять участие в еврокубках в новом сезоне.
Несмотря на то, что клуб уже 11 лет не может вернуть себе титул сильнейшей команды Англии, а также огромные проблемы с инфраструктурой и наличие нуждающегося в реконструкции стадиона, «красные дьяволы» сохраняют привлекательность у спонсоров и инвесторов. В опубликованном в мае 2024 года рейтинге самых дорогих футбольных клубов мира от Sportico, «Юнайтед» оказались на первом месте с оценочной стоимостью в $6,2 млрд, а по оценке Forbes, стоимость манчестерского клуба еще выше и составляет $6,55 млрд (правда, в рейтинге Forbes «Манчестер Юнайтед» оказался лишь вторым, уступив лидерство мадридскому «Реалу», который оценен в $6,6 млрд).
Неудачи на поле не мешают клубу из Манчестера входить в пятерку наиболее рентабельных футбольных клубов мира. Deloitte Football Money League-2024 оценил по итогам сезона-2022/23 доход «МЮ» в €746 млн (пятое место), из которых большую долю составили поступления от коммерческой деятельности — €355 млн. Отставание от лидирующего в этом рейтинге мадридского «Реала» по поступлению от спонсоров и маркетинга совсем невелико — всего €48 млн.
Такие показатели позволяют «МЮ» жить на широкую ногу и выделять огромные суммы на усиление состава. Пока английские болельщики в основном обсуждают превысившие 1 млрд фунтов расходы «Челси» на трансферы (с 2022 года), «Юнайтед» за тот же период тоже потратил огромную сумму – €610 млн, по данным Transfermarkt. Пока что этого хватило лишь на выигрыш Кубка английской лиги-2023 и Кубка Англии-2024. Сколько бы денег ни выделило руководство команды на усиление, тренер Эрик тен Хаг остается недовольным: «Чемпионат начинается, а команда все еще не готова. Дело не в игроках, которые травмированы — не готовы те, кто доступен».
Пока команда и ее игроки безуспешно прожигают деньги, руководство клуба не особо переживает — линейка крутых спонсоров только расширяется и не зависит от результатов команды. В середине августа «Юнайтед» продлил заключенное в прошлом году и вступившее в силу с сезона-2024/25 соглашение с компанией Qualcomm (ей принадлежит бренд Snapdragon) до 2029 года, сообщил The Athletic. Инвестиции американцев в английский клуб составят $375 млн за пятилетний период. Предыдущий титульный спонсор «Юнайтед», компания-разработчик программного обеспечения TeamViewer, платила клубу 47,5 млн фунтов в год.
Snapdragon сможет размещать на задней части футболок «Юнайтед» логотипы своих партнеров
Qualcomm активировал двухлетнюю опцию продления сделки на год раньше запланированного срока после удачной презентации 1 июля трех комплектов новой формы клуба на сезон-2024/25 с логотипом Snapdragon. По данным SportsPro Media, контент с логотипом компании, которая производит использующиеся примерно в трех миллиардах устройств по всему миру чипы и процессоры, собрал более 2 млрд просмотров в цифровых медиа. Это лучший показатель в истории спонсорства «Юнайтед». Кроме того, в июле Snapdragon Insiders, представляющее собой глобальное сообщество поклонников Snapdragon, показало рост на 256% и теперь насчитывает более 16 миллионов участников — оценить, каким был вклад в этот результат сделки компании с “МЮ”, довольно сложно, однако аналитики отмечают, что никаких других громких событий, связанных с Snapdragon, не происходило.
В начале августа новый генеральный директор «МЮ» Омар Беррада встретился с директором Qualcomm по маркетингу Доном Макгуайром в Лос-Анджелесе, а руководство клуба посетило штаб-квартиру Qualcomm в Сан-Диего в ходе предсезонного летнего тура первой команды по США. Стороны договорились, и новый контракт на $75 млн в год предусматривает спонсорство мужской и женской команд «красных дьяволов», а также клубной академии. Менеджеры английского клуба оценили продление сделки и расширили круг возможностей для Snapdragon — спонсор в избранных матчах «Юнайтед» сможет размещать на задней части футболок еще один логотип одного из партнеров Qualcomm – бренда Copilot+ PC, принадлежащего Microsoft.
Передовая для спортивного спонсорства «сублицензия» выгодна основному партнеру манкунианцев, потому что Copilot+ PC (класс устройств с Windows 11, работающих на нейронном процессоре с искусственным интеллектом) включает в себя новый процессор Snapdragon X Series. Copilot+ PC дебютировал на форме «МЮ» 10 августа во время матча за Суперкубок Англии против «Манчестер Сити», информирует Sports Business Journal. Microsoft не станет партнером «Юнайтед» по этому соглашению и не получит никаких дополнительных прав. В дальнейшем клуб и Qualcomm будут отдельно определять, в каких поединках использовать такую опцию, предполагающую и другие связанные с компанией бренды, не только Copilot+ PC.
Также соглашение о размещении рекламы на передней части футболок «красных дьяволов» предоставляет Snapdragon возможность один раз в сезоне поместить на это место название благотворительной организации, которую укажет спонсор. «Мы поставили перед собой цель выстроить бренд Snapdragon на глобальном уровне, – рассказывал в интервью Sportico Макгуайр. – Когда мы задумались о реальном масштабировании бренда, то, прежде всего, обратили внимание на АПЛ и «Юнайтед», у которого 1 млрд болельщиков в мире. Их футболки продаются каждые 15 секунд, а матчи на «Олд Траффорд» стоят, как реклама во время Супербоула».
adidas выплатит «Юнайтед» $1,1 млрд, Snapdragon готов купить название стадиона клуба
В прошлом году «МЮ» заключил не менее знаковую и очень выгодную сделку, продлив до 2035 года соглашение с производителем спортивной одежды и обуви adidas. Стоимость контракта составила $1,1 млрд, сообщило Reuters. Руководство немецкой транснациональной компании все же учло в контракте неудачи манкунианцев на футбольном поле — в случае непопадания команды в Лигу чемпионов в течение двух и более сезонов подряд, годовые выплаты сократятся на 30%.
В будущем Snapdragon готов еще больше расширить сотрудничество с «Юнайтед» – бренд заинтересован в приобретении прав на название стадиона «Олд Траффорд», если клуб решится на такую опцию. В настоящее время руководство клуба рассматривает вариант сноса старой арены и строительства на ее месте нового ультрасовременного стадиона стоимостью $2,6 млрд, отмечает Sporting News. «Олд Траффорд» всегда должен иметь аутентичное название, но что если добавить к нему Snapdragon? Это же касается и тренировочной базы клуба в Кэррингтоне», – мечтает Макгуайр.
Для «Юнайтед» сотрудничество со Snapdragon имеет не только финансовый интерес: британцы надеются за счет американского бренда увеличить влияние и способность зарабатывать в США. Неудивительно, что именно Snapdragon выступил спонсором двух последних предсезонных туров «МЮ» по Штатам — этим летом команда провела здесь три матча.
Новый спонсор «МЮ» продвигает свой бренд не только через футбол. В 2022 году Snapdragon приобрел за $45 млн права на название стадиона в Сан-Диего – соглашение рассчитано на 15 лет. В прошлом году Qualcomm подписал «долгосрочное соглашение» с командой Формулы-1 Mercedes-AMG.