К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Не промахнулись: как стрельба внезапно завоевала популярность на Олимпиаде в Париже

Стрелки из сборной Турции Севвал Илайда Тархан (слева) и Юсуф Дикеч во время соревнований (фото AP/TASS)
Стрелки из сборной Турции Севвал Илайда Тархан (слева) и Юсуф Дикеч во время соревнований (фото AP/TASS)
Среднестатистический спортивный болельщик ничего не знает о спортивной стрельбе, правилах, особенностях или звездах в этом виде спорта. Максимум интереса — раз в четыре года сесть у телевизора и поболеть за своих. Однако на Олимпийских играх в Париже стрелки взорвали социальные сети и повысили популярность своего вида спорта исключительно благодаря ледяной ауре, брутальности и шикарной экипировке. Forbes Sport рассказывает, как сильно снайперы «завирусились» во время Олимпиады, откуда у них костюмы из Fortnite и сколько они стоят

Возможно, американка Кимберли Роуд, которая сумела завоевать награды (в том числе, три золотых) на шести Олимпийских играх и была одним из топов в стендовой стрельбе десять лет подряд, могла бы претендовать на мировую популярность, будь 15-20 лет назад так же развиты социальные сети. Однако перед своими последними Играми в Рио-2016 Кимберли была представлена менеджерам из 20 компаний, способных выступить в качестве спонсора, но ни один из них не заинтересовался. Причину тогда видели в самом виде спорта. Фигура Роуд имела потенциал для таких глобальных олимпийских спонсоров, как Coca-Cola или Procter & Gamble, но рост насилия с применением огнестрельного оружия и малая популярность спортивной стрельбы сделали свое дело и оставили Кимберли коммерческих партнеров исключительно из оружейной промышленности.

На парижских играх кореянка Ким Йеджи, турецкий стрелок из пистолета Юсуф Дикеч и китайский смешанный дуэт в стрельбе из пневматических винтовок Хуан Юйтин и Шэн Лихао стали настоящими звездами социальных сетей, и спустя годы их появление в инфопространстве будет сопровождаться такими комментариями, «я его/ее/их помню»! Потому что забыть будет сложно.

Муза Дюплантиса

Фотография Ким Йеджи с олимпийских соревнований в пулевой стрельбе из пистолета на 10 м, где она завоевала серебро, завирусилась, благодаря аккаунту в X (бывший Twitter, заблокирован в России) «Women Posting Ws». Снимок, на котором кореянка, буквально источающая ледяное спокойствие, встала в позу стреляющего супергероя и небрежно засунула руку в карман, из которого свисал плюшевый слоненок, стал настолько популярным, что эту позу повторил Арман Дюплантис после того, как установил в Париже очередной мировой рекорд в прыжках с шестом.

 
Ким Йеджи (фото IOC)

Немедленно во всех соцсетях в топ ворвалось и видео двухмесячной давности с Кубка мира в Баку с Ким, которая побивает мировой рекорд и невозмутимо опускает пистолет. За время Олимпиады оно набрало более 1,5 млн лайков только в TikTok, а про саму Ким написали в GQ, Glamour и других изданиях, называя самой крутой представительницей киберпанка.

Экипировка Йеджи была рассмотрена вплоть до шнурков. Черный спортивный костюм от Fila стал объектом вожделения множества новых поклонников, правда, оказалось, что он сшит по индивидуальному заказу (что не мешает предприимчивым компаниям продавать в интернет-магазинах экипировку сборной Южной Кореи под видом «куртки Ким Йеджи») .

 

Но пока спонсоры готовят свои предложения, 31-летняя корейская спортсменка стала героиней фан-арта — ее изобразили в комиксах, анимэ и даже в редакторе файтинга Tekken 8, причем работа удостоилась репоста от главы команды разработчиков видеоигры Кацухиро Харада.

Человек-мем

Коллега Ким Йеджи — турецкий стрелок Юсуф Дикеч — также стал серебряным призером в смешанных парах в стрельбе из пистолета на 10 м, но имена олимпийских чемпионов Парижа в этой дисциплине приходится гуглить (это были сербские стрелки Зорана Арунович и Дамир Микец), а Юсуфа теперь знают все — как минимум, в лицо.

Число мемов с его участием зашкаливает, игрок турецкого клуба «Фенербахче» Ирфан Кахведжи повторил его позу после забитого года в квалификации Лиги чемпионов, и испанский клуб «Реал Бетис» пошел еще дальше и «одел» Дикеча в зеленую футболку клуба, анонсируя трансфер Рикардо Родригеса в Instagram (принадлежит компании Meta, признана экстремистской и запрещена в России). Ничего о коммерческих подробностях такого шага и переговорах с самим Дикечем по поводу использования его образа пока не известно. А ведь именно своим брутальным образом без всяких ухищрений 51-летний стрелок и покорил сердца интернет-пользователей.

 
Юсуф Дикеч (кадр из телетрансляции)

Никакой спецэкипировки и шумоподавляющих наушников — обычная белая футболка, простые очки и невидимые беруши. Юсуф Дикеч выглядел так, словно мимо проходил и зашел пострелять.

Позже он объяснил, что ему комфортнее в легком снаряжении, потому что только так он может сосредоточиться.

Китайский секрет

Но, похоже, в стрельбе из винтовки легкое снаряжение невозможно. Олимпийские чемпионы Парижа-2024 в смешанных парах Хуан Юйтин и Шэн Лихао в своей кожаной экипировке выглядели персонажами игры Fortnite и тоже привлекли невероятно много внимания.

Призеры соревнований в стрельбе из пневматической винтовки Хуан Юйтин (Китай), Бан Хедзин (Южная Корея) и Одри Гонья (Швейцария). Фото AP/TASS

Куртки оказались с секретом, о которых знают только те, кто регулярно интересуется спортивной стрельбой. Они должны быть достаточно жесткими и тяжелыми, чтобы, во-первых, защитить плечо спортсмена от многократной отдачи при выстрелах, а, во-вторых, максимально стабилизировать верхнюю часть туловища, что для меткой стрельбы очень важно.

Главным производителем таких курток считается индийская компания Capapie — в Париже 90% всех стрелков были одеты в их экипировку. В Токио-2020 было около 70%, и восемь из 15 медалей были выиграны именно в Capapie.

 

Основатель бренда Нилеш Рейн сам когда-то занимался стрельбой. Причем, начал стрелять только потому, что так было быстрее получить разрешение на ружье, доставшееся ему от деда. Но дело пошло — в 2001 году он установил национальный рекорд. Он рассказывал, что с экипировкой и снаряжением в Индии тогда было туго. Топовые стрелки использовали куртки немецких производителей, но у остальных на них не было денег. Одну и ту же экипировку использовали сразу несколько спортсменов, и однажды эта ситуация Рейну надоела — он решил сам сделать куртку под себя. В 1997 году пришел в кожевенную мастерскую, объяснил, что конкретно хочет, потом усовершенствовал получившееся изделие и совершенно не думал о том, что когда-то это превратится в бизнес.

Вот только успехи после этого пошли в гору, остальные стрелки стали замечать преимущества и просить сшить им что-то подобное. В какой-то момент ему стали воспринимать не как хорошего стрелка, а как человека, способного изготовить качественную экипировку.

Уникальность предложения Нилеша Рейна оказалась в том, что он не только производил индивидуальную качественную вещь, но делал так, чтобы ее можно было переделать под изменившиеся физические параметры стрелка — поправился, похудел, вырос. Одно такое изделие стоит около €2000, к нему нужно прибавить стоимость оружия (от $8000 до $20 000) и остальные расходы, и все это делает пулевую стрельбу довольно дорогим видом спорта — ну разве что не дороже конного и автоспорта. Учитывая эти факторы, возможность не покупать новую стрелковую куртку становится весомым преимуществом.

По сравнению с обычной спортивной одеждой хорошая куртка сковывает движения примерно на 80–90%, но последняя модификаций добавляет еще несколько процентов — винтовка при стрельбе не двигается больше, чем на 10-15 мм. Кроме того, она снижает нагрузку на кости, мышцы и позвоночник.

 

Завоевание китайского рынка, кстати, было самой сложной задачей для компании, потому что там не хотели ничего менять. И только когда соперники в бренде Capapie начали демонстрировать успех, вся китайская команда по стрельбе из винтовки перешла на куртки Рейна. И уже через два года в Токио они выиграли три золотые медали из пяти возможных. В Париже «винтовочного» золота было столько же.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+