К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пляска призраков: как звезда НБА продвигает китайский бренд вопреки мнению Конгресса

Кайри Ирвинг (слева) обыгрывает Майка Конли (Фото Matthew Stockman / Getty Images)
Кайри Ирвинг (слева) обыгрывает Майка Конли (Фото Matthew Stockman / Getty Images)
В разгар противостояния между «Даллас Маверикс» и «Бостон Селтикс» в финале НБА нынешнего сезона всеобщее внимание привлекли кроссовки разыгрывающего техасцев Кайри Ирвинга. Обувь коричневого цвета с уникальной индейской бахромой специально для баскетболиста создал его технический спонсор — китайский бренд Anta. Forbes Sport узнал, почему американец расстался с Nike и причем тут индейцы

Nike платил Кайри $11 млн в год, пока он не оскорбил евреев

Ирвинг — одна из действующих легенд НБА, чемпион 2016 года в составе «Кливленд Кавальерс», восьмикратный участник Матча всех звезд, победитель и лучший игрок ЧМ-2014, золотой медалист Олимпиады в Рио в составе сборной США. Став в один год чемпионом НБА и олимпийским чемпионом, Кайри повторил достижения таких легенд, как Майкл Джордан, Скотти Пиппен и Леброн Джеймс. В этом сезоне Кайри переживает вторую молодость, приложив руку к сенсационному выходу в финал «Далласа».

Пока что против «Бостона», за который Ирвинг выступал с 2017 по 2019 годы, разыгрывающий не блещет, но за свою более чем десятилетнюю карьеру в НБА защитнику не впервой подвергаться жесткой критике. И доставалось ему не только от болельщиков. Самый резонансный эпизод случился в 2022 году, когда выступавший на тот момент за «Бруклин Нетс» разыгрывающий разместил в соцсетях ссылку на антисемитский документальный фильм «От евреев к неграм: разбудите черную Америку». Это привело к восьмиматчевой дисквалификации и ряду других неприятных для него последствий. В конце концов Ирвингу пришлось выпускать официальное заявление с извинениями: 

«Признаю, это была огромная ошибка. Я разместил фильм, содержащий ложные антисемитские клише, которые являются оскорбительными для еврейской расы и религии. Приношу извинения всем еврейским семьям и общинам, которых задела моя публикация.  Я глубоко сожалею, что причинил вам боль. Сначала я эмоционально отреагировал на то, что меня несправедливо назвали антисемитом, вместо того, чтобы задуматься о проблеме моих еврейских братьев и сестер, которые пострадали от ненавистных замечаний, сделанных в документальном фильме. Я извлек уроки из этого прискорбного события и надеюсь, что мы сможем найти взаимопонимание».

 

Ошибка стоила Кайри $11 млн в год — именно столько, по данным Bleacher Report, самому одаренному игроку в истории НБА (мнение Леброна Джеймса) платил сотрудничавший со звездой с 2014 года Nike. 

«Кайри переступил черту, — отметил в интервью CNBC один из основателей компании Nike Фил Найт. — Он сделал некоторые заявления, которые мы просто не можем принять, что послужило основанием к разрыву отношений. Я сомневаюсь, что мы когда-нибудь возобновим сотрудничество».

 

Несмотря на извинения, баскетболиста продолжала «клевать» пресса, донимали болельщики и другие хейтеры. В сложной ситуации Кайри поддержал рэпер Ye, ранее известный как Канье Уэст, у которого за несколько месяцев произошел похожий разрыв с adidas. Бренд Yeezy, принадлежащий adidas, приостановил сотрудничество с Уэстом после того, как этот рэпер и по совместительству дизайнер продемонстрировал на Неделе моды в Париже майку с надписью White Lives Matter («Жизни белых имеют значение»), а через несколько дней после этого разместил в соцсетях  высказывания антисемитского содержания. Разрыв сделки стоил adidas около $250 млн, писал BBC.

После расставания с Nike Ирвинг утверждал в соцсетях, что за семь лет сотрудничества компания заработала благодаря его линиям кроссовок $2,6 млрд. «Могу с уверенностью сказать, что я один из тех, кто доминирует на конкурентном обувном рынке. И чтобы не быть высокомерным, лучше спросите детей, которые выросли в моей обуви или купили ее», — отреагировал на разрыв соглашения и отказ выпускать уже согласованную последнюю версию кроссовок Kyrie 8 баскетболист. 

Ирвинг защищал индейцев от властей, сиу дали ему еще одно имя — Маленькая гора

Ирвинг большую часть сознательной жизни пытался определиться со своей идентичностью. Будущая звезда НБА родился в 1992 году в Австралии в семье американского баскетболиста Дредерика Ирвинга, который в конце карьеры выступал за местные клубы. Мать Элизабет он почти не помнит — вскоре после возвращения в Америку (малышу было два года) она скончалась от рака. Умирать женщина отправилась в центральную Дакоту, где проживает ее родное индейское племя Сиу.

 

Племя коренных американцев стало родным для темнокожей Элизабет после того, как в детстве ее бросили биологические родители. Сиу вырастили и воспитали девушку, привив ей глубокое почитание законов и обычаев племени. Они же и проводили ее в последний путь согласно собственным обычаям: когда член племени сиу умирает, жители его поселения устраивают Пляску призраков — этот танец помогает усопшему очиститься перед тем, как покинуть этот мир. 

Кайри Ирвинг вырос с памятью о матери-афроамериканке из племени сиу и воспитывался отцом, который самостоятельно растил сына, а также двух его сестер, Эйшу (Азию) и Лондон, пока не женился в 2004 году во второй раз на Шетеллии Райли (позже она станет агентом Ирвинга-младшего). Но наследие сиу однажды его настигло.

В 2016 году разразился скандал из-за строительства нефтепровода Dakota Access. Так как ветка пересекала реки Миссури и Миссисипи, а также шла под озером Оахе возле индейской резервации Стэндинг-Рок, ее жители увидели в этом угрозу для чистой воды в регионе и для древних могильников. В течение нескольких дней образовался лагерь, выросший до 1000 человек, и полиция жестко его разогнала. Ирвинг выразил поддержку племени его матери в соцсетях и, несмотря на то, что индейцы в итоге проиграли, это сблизило Кайри с сиу.

Баскетболист подарил племени $100 000 и в 2018 году впервые в жизни приехал в Стэндинг-Рок — при этом поездка была строго засекречена, чтобы Кайри не упрекнули в пиаре. В честь визита знаменитости в резервации состоялась церемония, на которой Ирвингу присвоили имя Hela, что в переводе означает «Маленькая гора», писал ESPN. «Был момент в моей жизни, когда я почти оказался на перепутье с моим отцом, сестрой, моими друзьями, моими бабушкой и дедушкой, и я понятия не имел, в каком направлении двигаться. Зная, что моя мама умерла и оставила мне такую ​​​​мощную, дающую силы семью, такую ​​​​как Стэндинг-Рок… Теперь я могу быть ее частью, это семья на всю жизнь», — рассказывал спортсмен.

Бум китайских брендов в США, но Конгресс хочет выбить их с американского рынка

Спустя семь месяцев после расторжения контракта с Nike баскетболист заключил пятилетнее соглашение с китайской корпорацией Anta Sports, чья капитализация составляет $30,81 млрд. Это четвертый показатель в мире после Nike, Adidas и Lululemon. Сумма соглашения не разглашается, но известно, что Кайри получил должность главного креативного директора компании с возможностью подписывать других игроков и сотрудников, а также стал лицом Anta в баскетбольном направлении. В первой игре против «Бостона» Ирвинг носил модель Anta Kai 1 Speeds в цветовой гамме Twin Flame. Товарищи Кайри по «Далласу», Деррик Джонс-младший и Дэниел Гаффорд, также носили обувь Anta во время первой игры финальной серии.

 

Китайский бренд, осуществляющий 95% своего бизнеса в Китае и Юго-Восточной Азии, надеется с помощью Ирвинга добиться успеха на рынке США. С момента подписания контракта Ирвинг и его агент Райли активно участвовали в разработке дизайна обуви и ее продвижении, в частности, через такие известные бутики, как Sneaker Politics в Далласе, Sneaker Room в Джерси-Сити и Extra Butter в Нью-Йорке. По данным Sportico, после привлечения в свои ряды суперзвезды НБА объем торговли Anta в Северной Америке увеличился на 5000%.

Разумеется, Anta — не единственный китайский бренд, связанный с игроками НБА. Легенда «Майами Хит» Дуэйн Уэйд стал одной из первых крупных звезд, отказавшихся от западных брендов, когда он подписал контракт с Li-Ning в 2012 году. С тех пор эта компания добавила в свой список Си Джей МакКоллума («Нью-Орлеан Пеликанс») и Джимми Батлера («Майами Хит»). В декабре прошлого года трехкратный MVP сезона НБА Никола Йокич подписал контракт с 361 Degrees. Кроме того, китайский бренд одежды Rigorer заключил сделку с «Лос-Анджелес Лейкерс». В настоящее время более 20 игроков НБА имеют отношения с китайскими брендами.

Инсайдер обувной отрасли Мэтт Пауэлл, консультант Spurwink River и старший консультант BCE Consulting, считает, что решение Anta использовать эксклюзивных розничных продавцов для представления продукта и сохранять ограниченное количество обуви является правильной стратегией. «Главное — не пытаться наводнить рынок. Сохранять ограниченность продукта и постепенно расширять его масштабы, а не пытаться добиться успеха прямо сейчас», — отметил эксперт.

Правда, не обошлось без проблем. В октябре 2023 года двухпартийная комиссия Конгресса призвала НБА запретить использование одежды, изготовленной в результате принудительного труда в Китае. Считается, что в список компаний, обвиняемых в использовании таких методов, входят Anta, Li-Ning и Peak, чьи мощности могут быть задействованы также в Синьцзянском автономном уйгурском регионе. Комиссия призвала Таможенную и пограничную службу США прекратить весь импорт товаров этих компаний. Если Anta не удастся отстоять свою репутацию, то это станет ударом не только по компании, но и новым разочарованием для Ирвинга и всех, кому так полюбились его кроссовки с индейским дизайном.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+