Студенты станут зарабатывать: в США сняли запрет на гонорары спортсменам колледжей
За американские колледжи выступают более 520 000 спортсменов, они представляют почти 20 000 команд в более чем 20 видах спорта. Студенческий спорт приносит порядка $13,6 млрд дохода, что, конечно, меркнет по сравнению с оценочными $46 млрд, заработанными четырьмя основными профессиональными лигами США, но по отдельности превосходит и Высшую лигу бейсбола ($10,9 млрд), и Национальную баскетбольную ассоциацию ($9,9 млрд), и Национальную хоккейную лигу ($6 млрд).
С момента основания Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) в 1906 году у обучающихся спортсменов не было законного способа зарабатывать на своих достижениях. Американский футбол, баскетбол и несколько других видов студенческого спорта начали приносить солидный доход в середине ХХ века, однако NCAA по-прежнему запрещала прямые выплаты спортсменам, поскольку студенты не являются профессионалами. Хотя семизначные зарплаты тренеров в NCAA стали обычным явлением, сами атлеты не получали ничего, кроме бесплатного образования.
Все начало меняться в 2021 году, когда Верховный суд разрешил студентам-спортсменам зарабатывать на своем NIL (Name, Image and Likeness, термин не имеет устоявшегося аналога в русском языке, чаще всего его переводят как «Имя, имидж и образ», но, по сути, это личный бренд). Известные атлеты, а таких в студенческом спорте США немало, благодаря NIL с 2022-го могут зарабатывать на рекламе, интеграциях в социальных сетях, мастер-классах, а также на других видах коммерческой деятельности, не нарушая правил NCAA.
Началом эволюционных изменений в американском студенческом спорте послужил иск звезды баскетбола Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Эда О'Бэннона. В 2009 году баскетболист, к тому моменту уже завершивший карьеру, увидел, что видеоигре NCAA March Madness, изданной Electronic Arts, фигурирует его команда — в игре не было имени О'Бэннона и его товарищей по команде, однако присутствовали физические данные и номер майки. «Мне показалось странным, что EA или NCAA не связались с моими товарищами по команде или со мной, — вспоминал О'Бэннон. — Я не юрист, но мне захотелось разобраться».
В 2014 году О'Бэннон и EA достигли мирового соглашения, согласно которому компания должна была выплатить около $40 млн более чем 29 000 нынешним и бывшим игрокам, участвовавшим в коллективном иске. В конце 2010-х законодатели Калифорнии, Флориды и других штатов использовали дело О'Бэннона, чтобы добиться принятия законов NIL, гарантирующих, что спортсменам колледжей могут платить в рамках спонсорской поддержки.
Все это повлияло на решение Верховного суда в 2021 году, тем не менее, NCAA все еще запрещало колледжам напрямую платить атлетам. Но теперь этой традиции был положен конец. NCAA и Power Five достигли соглашения, благодаря которому студенты смогут зарабатывать. Пять конференций студенческого американского футбола (Power Five) входят в NCAA, но обладают относительной автономией, что позволяет им следовать не всем стандартным правилам Ассоциации студенческого спорта. Так организации отреагировали на иски в Верховный суд, которые оспаривали ограничения Ассоциации на компенсацию и льготы: Хаус против NCAA, Хаббард против NCAA и Картер против NCAA).
Президент NCAA Чарли Бейкер вместе с комиссарами Конференции Атлантического побережья, Big Ten, Big 12, Pac-12 и Юго-Восточной конференции (Power Five) опубликовали совместное заявление, в котором говорится, что они согласились с условиями, позволяющими урегулировать тяжбы. Они назвали этот шаг «важным в продолжающейся реформе студенческого спорта, который принесет пользу студентам-спортсменам и внесет ясность на долгие годы».
Предлагаемое урегулирование состоит из двух частей. Во-первых, студенческие спортивные организации согласились выплатить более $2,75 млрд в качестве компенсации примерно 14 000 бывшим и действующим спортсменам в течение 10-летнего периода. Во-вторых, соглашение позволяет колледжам делиться доходами напрямую с атлетами.
В первый год действия соглашения каждый университет должен поделиться 22% средней выручки — это примерно $20 млн в год. Новые выплаты и льготы являются дополнением к стипендиям, платежам за NIL, медицинскому обслуживанию и другим льготам, которые уже получают спортсмены-студенты.
«Это знаковое соглашение перенесет студенческий спорт в XXI век, когда спортсмены, обучающиеся в колледже, наконец, смогут получать справедливую долю от дохода, который они приносят своим альма-матер, — сказал Стив Берман, один из ведущих адвокатов истцов. — Наши клиенты являются основой многомиллиардного бизнеса NCAA и, наконец, могут получить справедливую компенсацию за свои выдающиеся спортивные таланты».
Сделка еще должна быть одобрена федеральным судьей Клаудией Уилкен, которая председательствует по всем трем делам. Ожидается, что этот процесс займет несколько месяцев. Делиться доходами колледжи смогут не раньше осени 2025 года.