Впервые за пять лет в топ-50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира нет женщин
Как и во время баскетбольной карьере в колледже, став профессионалом, Кейтлин Кларк побила очередной рекорд. Бывшая преуспевающая спортсменка Университета Айовы и лучший бомбардир в истории Национальной ассоциации студенческого спорта (NCAA) подписала контракт с Nike, который считается самым прибыльным рекламным соглашением в женском баскетболе, и, как сообщается, принесет Кларк $28 млн в течение восьми лет. И в целом ясно, почему. Захватывающее выступление Кларк на турнире NCAA подняло телевизионные рейтинги женского студенческого баскетбола на новые высоты, а ее дебют в Женской национальной баскетбольной ассоциации (WNBA) в матче против «Коннектикут Сан» принес этой команде первый аншлаг на домашнем стадионе с 2003 года.
Но несмотря на контракт с Nike и другие выгодные партнерства с Gatorade, State Farm и Gainbridge, Кларк не заработала достаточно много, чтобы войти в список 50 самых высокооплачиваемых спортсменов в этом году — впрочем, этого не добилась ни одна женщина. Самая высокооплачиваемая спортсменка 2023 года, настоящая сенсация польского тенниса Ига Швентек, заработала примерно $23,9 млн — это чуть более половины от $45,2 млн, которые в 2024 году оказались минимальной суммой для включения в список 50 самых высокооплачиваемых спортсменов. Составлять этот список не становится проще, учитывая, что минимальная сумма в этом году примерно вдвое превышает те $22,7 млн, которые замыкали топ-лист 10 лет назад.
Серена Уильямс была единственной женщиной в списке 50 самых высокооплачиваемых спортсменов в прошлом году, и тогда она в шестой раз попала в рейтинг за последнее десятилетие. Но сейчас она завершила карьеру и поэтому больше не имеет права участвовать в рейтинге. С 2012 года в топ-50 входили только три звезды тенниса, две из которых — Мария Шарапова и Ли На уже завершили карьеру. Третьей была Наоми Осака, вернувшаяся после длительного перерыва из-за травмы и рождения ребенка , и сейчас продолжает пополнять свой спонсорский портфель, стоимость которого в одно время достигала $60 млн в год. С 2017 по 2019 год в список 50 самых высокооплачиваемых спортсменов не попадала ни одна женщина.
Во многом проблема связана с тем, что заработки в спорте, зарплаты и призовые привязаны к доходам лиги. Важнейший источник — это доходы от продажи прав на трансляции, и по прогнозам Deloitte, в 2024 году элитный женский спорт получит с этого направления $340 млн. WNBA, например, в настоящее время получает в районе $60 млн в год от продажи медиаправ, и комиссар Кэти Энгельберт недавно сказала CNBC, что намерена «как минимум, удвоить стоимость». Для сравнения, Национальная баскетбольная ассоциация (НБА) зарабатывает на своих сделках около $3 млрд, и эта цифра, как ожидается, удвоится после следующего раунда переговоров.
Если учесть это неравенство, то становится понятно, почему Кларк заработает всего лишь $77 000 в своем первом сезоне в WNBA, в то время как Виктор Вембаньяма, выбранный под первым номером на драфте НБА 2023 года, получил базовую заработную плату в размере $12,2 млн. Максимальная зарплата в WNBA составляет $240 000, в то время как у мужчин в НБА — около $1 млн. Даже в таком виде спорта, как теннис, где с 2007 года на всех турнирах Большого шлема призовые равны, на более мелких турнирах разница в доходах сохраняется.
«Этот и прошлый год были феноменальными для женского спорта. Но рынку нужно время, чтобы найти своих болельщиков», — считает Анджали Бал, доцент кафедры маркетинга в Бэбсон-колледже.
Растущее количество денег, поступающих в женский спорт, уже меняет ситуацию. Deloitte прогнозирует, что общий доход женского профессионального спорта в этом году составит $1,28 млрд, что как минимум на 300% больше, чем компания прогнозировала три года назад. Уже сейчас эти показатели увеличиваются благодаря новым сделкам по продаже медиаправ, в результате которых средние годовые доходы Национальной женской футбольной лиги (NWSL) и женского баскетбольного турнира NCAA превысили $60 млн каждый.
Эти доходы увеличивают и заработок игроков. Общий призовой фонд LPGA Tour в этом сезоне достиг $123 млн, что на 76% больше, чем в 2021 году. NWSL увеличила потолок зарплат на 40% до $2,75 млн, а нападающая женской сборной США по футболу Мэллори Свонсон подписала самый крупный контракт в истории лиги — $2 млн за четыре года с опцией продления на пятый.
И хотя возможности для спортсменок за пределами площадки традиционно отстают от возможностей мужчин, здесь ситуация тоже меняется. Кларк и нападающая команды «Лас-Вегас Эйсес» Эйжа Уилсон получат именные кроссовки от Nike, присоединившись к звездам «Нью-Йорк Либерти» Сабрине Ионеску и Брианне Стюарт, которые уже выпускают именную обувь.
Тем временем все больше брендов видят коммерческую выгоду в поддержке женщин-спортсменок, и, помимо Кларк, появляется целый ряд молодых, востребованных звезд, включая Энджел Риз и Кэмерон Бринк в WNBA, Нелли Корду и Роуз Чжан в гольфе, Швентек, Коко Гауф и Арину Соболенку в теннисе.
Хоть отставание от мужчин и большое, но высокооплачиваемые спортсменки добиваются реального прогресса. Средний доход 20 лучших атлеток прошлого года вырос до $8,5 млн с $7,3 млн в 2022 году, а общий заработок восьми спортсменок составил более $10 млн, что вдвое превышает показатель трехлетней давности.
«Это так несправедливо, когда люди говорят: «Женский спорт никогда не будут смотреть так же, как мужской». Просто мы никогда не пытались обеспечить им равенство в плане вещания, оплаты и других вещей, — говорит Бал. — А спонсорам всегда важны зрители. В этом нет никаких сомнений».
Перевод Марины Варшавской