К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Adidas судится из-за трех полос: уже пострадали «Барселона», Илон Маск и Nike

Фото Yan Cong / Bloomberg via Getty Images
Фото Yan Cong / Bloomberg via Getty Images
В Германии возобновился судебный процесс между двумя гигантами отрасли спортивной экипировки. Компания adidas подала иск против Nike из-за использования полос в дизайне своих комплектов. Случай далеко не первый — немецкая фирма уже судилась с «Барселоной», компанией Илона Маска и производителем одежды Tom Tailor. Forbes Sport разобрался, можно ли запретить другим брендам использовать полосы в своем дизайне

«Не все, что имеет полосы, должно попадать под защиту товарного знака adidas»

Высший земельный суд Дюссельдорфа во второй половине апреля начал рассматривать апелляцию Nike на решение суда по поводу размещения вертикальных полос на пяти разных моделях спортивных брюк от американского бренда. Разбирательство тянется еще с 2022 года, но финальная точка в споре должна быть поставлена 28 мая.

Adidas подал в суд Дюссельдорфа на Nike два года назад, посчитав, что конкурент использует их товарный знак. Американская компания не копировала точь-в-точь знаменитые три полоски от немецкого бренда, а использовала в своих комплектах от двух до трех полос различной толщины, наклона и на разном расстоянии друг от друга. Но этого оказалось достаточно, чтобы получить повестку в суд.

«Полоски на брюках существуют уже давно. Они появились еще до того, как их начали использовать в adidas. Дизайн продукции Nike отличается от adidas — среди прочего, разным количеством и шириной полос, пробелов и цветовых контрастов. Не все, что имеет полосы, должно подпадать под сферу защиты товарного знака», — объяснял представитель Nike в суде.

 

Юрист со стороны adidas во время своего выступления отметил, что производство продукции с похожими элементами дизайна приводит к «размытию их бренда». «Подумайте, будет ли бренд работать, если все конкуренты начнут поставлять на рынок похожую продукцию в большом объеме? Что, если товар окажется некачественным? Это повлияет на репутацию adidas», — говорил представляющий немецкую фирму юрист Кристиан Рассманн.

Брюки Nike с полосками (Фото Nike)

Суд Дюссельдорфа принял сторону adidas и запретил Nike продавать на территории Германии те самые пять моделей брюк, на которых были полосы по бокам. Но американская компания подала апелляцию, которую сейчас и начали рассматривать.

 

Иск adidas привел к изменению эмблемы автомобиля Tesla Model 3

Компания adidas была основана почти век назад — в 1925 году, но использовать знаменитый логотип с тремя полосками она начала не сразу. Изначально он даже им не принадлежал. Немецкая фирма выкупила этот товарный знак у финского бренда спортивной обуви Kartu Sports за сумму, эквивалентную €1600. С тех пор компания не стесняется обращаться в суд, если видит у кого-либо заимствование их логотипа.

Юристы adidas обращались в суд более 50 раз, требуя не использовать схожие стилистические элементы. Например, в 2017 году бренд спортивной одежды подал в суд на компанию Илона Маска после презентации нового автомобиля — Tesla Model 3. Изначально на кузове вместо цифры были три полоски, которые напоминали логотип немецкого бренда. В итоге полосы были убраны с эмблемы авто.

Иски немецкого бренда связаны с числом прямых полос, которые используют другие компании. Если полоса одна, то adidas не имеет никаких претензий. Если две и более, то юристы видят в этом схожесть с их логотипом и обращаются в суд. В 2016 году футбольная «Барселона» намеревалась запатентовать эмблему в виде квадрата с семью полосами, среди которых были четыре синих и три гранатовых линии. Представители adidas обратились в Управление по патентам и товарным знакам США, не дав клубу этого сделать.

 

Текущее разбирательство с Nike стало не первым для adidas. В 2005 году компания подала иск в суд Кельна против их конкурента по производству спортивной экипировки и производителя одежды Tom Tailor. У первых в коллекции оказались брюки с двумя вертикальными полосками по бокам, у вторых — точно такой же элемент дизайна на рукавах куртки. Тогда суд встал на сторону местной компании и призвал оба бренда убрать из продажи эти комплекты на территории Германии.

Компании не всегда сопутствовал успех в судебных разбирательствах. Юристы adidas на протяжении семи лет судились с производителем спортивной одежды из Нидерландов под названием Fitnessworld Trading, в чьей коллекции были белые полосы на различных элементах одежды. Дело дошло до Европейского суда, который счел претензии adidas необоснованными. Арбитр решил, что полоски на одежде были исключительно декоративными элементами, которые немецкий бренд не имеет права просить убрать.

В России adidas запатентовал полосы на кепках и сланцах 

Отстаивать свои права на международной арене adidas стало сложнее с 2019 года. Немецкая фирма 10 лет назад успешно зарегистрировала свой логотип из трех полосок в Европейском союзе (ЕС). Но через некоторое время дело вновь вернули на рассмотрение. Пять лет назад Генеральный суд ЕС пришел к выводу, что три полосы «не могут считаться отличительной чертой, чтобы претендовать на товарный знак».

Несмотря на решение суда ЕС, руководство adidas продолжает подавать иски, защищая свой логотип. Юрист и специалист по торговым маркам Крейг Уитни в интервью Bloomberg объяснял такое поведение желанием немецкой фирмы «сохранить свое влияние и мощь на рынке. Им приходится тщательно следить за всеми производителями одежды и экипировки, чтобы в продаже не появлялось много продукции со схожим логотипом. Иначе компания потеряет свой статус».

Немного иначе у немецкого бренда обстоит ситуация на российском рынке. Ведущий специалист по товарным знакам компании «Онлайн Патент» Алина Сидорова в комментарии для Forbes Sport объясняет, что «в России в настоящее время действуют товарные знаки adidas, в том числе общеизвестный символ в виде трех полос, а также позиционные знаки, которые определяют, куда именно логотип наносится на товар».

 

«Несмотря на простоту дизайна — всего три полоски — эти товарные знаки в России юридически защищены. Если кто-то захочет использовать такой же или похожий логотип на одежде, обуви, головных уборах и спортивных товарах, потребители будут ассоциировать его с известным брендом. Российским предпринимателям не рекомендуется использовать подобные обозначения в своей деятельности, так как представители adidas могут подать на них в суд и взыскать компенсацию», — сообщила Сидорова.

В России у adidas запатентован не только логотип, но и расположение полос на других элементах одежды и обуви. Например, другие производители не могут наносить три параллельных полосы на верхнюю часть обуви. Конкурентам также нельзя наносить полосы по бокам футбольных бутс, а также располагать их по центру козырька на кепках.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+