К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Женщины — не маленькие мужчины»: почему футболистки страдают, играя в мужских бутсах

Футболистку Кэти Маккейб из «Арсенала» уводят с поля из-за травмы, полученной во время матча  с «Баварией» (Фото Catherine Ivill / Getty Images)
Футболистку Кэти Маккейб из «Арсенала» уводят с поля из-за травмы, полученной во время матча с «Баварией» (Фото Catherine Ivill / Getty Images)
От боксерских перчаток до велосипедных седел и крикетных бит — практически вся спортивная экипировка разработана для мужчин. Первые в мире футбольные бутсы, изготовленные с учетом особенностей женской ноги, появилась на рынке менее четырех лет назад, но продаются по цене, которую немногие могут себе позволить. Forbes Sport выясняет, почему большинству женщин-спортсменок до сих пор приходится использовать неподходящую экипировку

В марте 2024 года комиссия британского парламента подготовила и опубликовала отчет «Физиологические препятствия перед девочками и женщинами в спорте», в котором обобщались данные о женщинах в профессиональном спорте.   

Как утверждается в отчете, здоровье, безопасность, комфорт и спортивные результаты женщин долгое время игнорировались при разработке экипировки, а исследования и испытания были сосредоточены на мужской фигуре. По меньшей мере 25 лучших футболисток мира пропустили чемпионат мира по футболу среди женщин в прошлом году из-за травм передней крестообразной связки (ПКС). Одной из причин называют бутсы, которые традиционно изготавливаются на основе типичной мужской стопы.

Несмотря на прогресс женского спорта, достигнутого в последние годы, существуют явные пробелы в исследованиях и производстве экипировки для спортсменок-женщин. Они вместе со спортивными учеными и врачами призывают к революции в этом вопросе.

 

82% футболисток не нравятся их бутсы

Нет ничего нового в том, что между характеристиками и восприятием мужского и женского спорта существует диспропорция: в конце концов, спорт изначально возник как мужское развлечение, и мужчин среди спортсменов-профессионалов в самых популярных видах спорта до сих пор больше. Даже на последних летних Олимпийских играх большинство участников (51,2%) составляли мужчины, несмотря на активную гендерную политику МОК и присутствие в программе чисто женских дисциплин.

Но ситуация меняется — женский спорт догоняет мужской по аудитории, спонсорским контрактам и маркетинговому потенциалу. Самым ярким примером этому стал женский чемпионат мира по футболу-2023 в Австралии и Новой Зеландии — он принес колоссальный доход в размере $570 млн и впервые стал безубыточным, а также собрал рекордное количество телезрителей.

 

Женская игра развивается такими темпами, что многие бренды не успевают за ее возможностями. Так, к ЧМ-2023 компания Nike не выпустила в продажу ни одного комплекта вратарской формы, угодив в громкий скандал. Американский бренд был вынужден извиняться и запускать одежду в производство уже после окончания турнира.

Вопрос с формой для вратарей решился быстро, а вот футбольные бутсы, изготовленные специально для женщин, — вопрос до сих пор актуальный. И данные о высокой частоте травм передней крестообразной связки у футболисток еще раз это подтверждают: Бет Мид и Ли Уильямсон из сборной Англии, голландка Вивиан Мидема и канадка Джанин Бекки — это лишь часть тех звездных футболисток, которые пропустили чемпионат мира в Австралии и Новой Зеландии из-за травм ПКС.

У женщин-футболисток вероятность получить эту травму в три-шесть раз выше, чем у мужчин. Серьезный характер разрыва обычно требует хирургического вмешательства и многих месяцев восстановления. Хотя в последние годы методы лечения улучшились, это в худшем случае это может привести к ограничению карьеры или ее окончанию.

 

Среди причин повышенной травматичности футболисток называют то, что они зачастую играют на второстепенных полях, их тренеры по физподготовке не так профессиональны, как у мужчин, а еще для них нет бутс. У женщин более узкая пяточная чашечка и более широкие бедра — в их бутсах должно быть больше коротких шипов, чем в мужских.

Европейская ассоциация клубов (ЕСА) в июне 2023 года за месяц до ЧМ-2023 поговорила с 350 женщинами-футболистками и обнаружила, что 82% из них испытывают дискомфорт из-за футбольных бутс, а 40% опрошенных считают, что нынешний рынок экипировки не обеспечивает им хорошую профилактику травматизма.

Одними из первых масштабно на проблему посмотрели в Великобритании. Влиятельный межпартийный комитет депутатов предоставил отчет по вопросам равенства женщин в спорте, отметив, что бренды производят лишь «горстку» бутс, предназначенных для женской ноги.

«Меня удивляет, что нет женских бутс. Бренды рекламируют женские бутсы, но только потому, что они идут до третьего размера. Женские и мужские ноги отличаются, точно так же как женские и мужские тела. Вы делаете шипы и подошву, чтобы они выдерживали возможности среднего мужчины, а потом обуваете в них среднюю женщину и как бы они ни были быстры и проворны, они не так сильны как мужчины. Это безумие, что у нас нет крупных брендов, которые бы делали женские бутсы», — удивляется доктор Эмма Росс, спортивный ученый и автор книги «Библия женского тела».

Один из наиболее распространенных аргументов в пользу нехватки инвестиций в женский спорт заключается в том, что он не так прибылен, как мужской. Бренды спортивной одежды заявляют, что инвестируют в оборудование и экипировку для женщин, но, с другой стороны, утверждают, что розничные продавцы могут неохотно закупать его из-за недостаточного спроса.

 

Nike и adidas делают бутсы-унисекс

В adidas заявляют, что придерживаются гендерно нейтрального подхода и создают нечто больше, чем просто «бутсы меньшего размера, чем у мужчин»:

«Мы проводим тщательное тестирование наших футбольных бутс в гендерно равной когорте; это означает, что каждая футбольная бутса в текущем ассортименте adidas тестируется в группах, состоящих на 50 % из мужчин и на 50 % из женщин, от игроков начального уровня до игроков самого высокого уровня, от низовых игроков до тех, кто находится на вершине своей игры».

В Puma признались, что до 2020 года женщины были вынуждены играть в их бутсах унисекс, но негативные отзывы заставили бренд разработать «новое поколение бутс, созданных специально для игроков-женщин».

«Как индустрия, мы только начинаем понимать, что существуют многочисленные различия между мужчинами и женщинами-футболистами: возраст, в котором они начинают играть и тренироваться, биомеханические потребности, различия в плотности костей, влияние на организм женского месячного цикла, питание, беговые действия, проблемы с рычагами, создаваемые женской биомеханикой, контактные удары, скорость игры, скорость восстановления — вот лишь некоторые из этих вопросов», — сказали в Puma.

 

Nike недавно выпустил бутсы унисекс, в которых «учтена женская биомеханика» (Phantom Luna). В компании заявили, что в настоящее время они вкладывают значительные средства в инновации в спортивную обувь, ориентированную на женщин, и что 70% участников исследований в ее спортивной лаборатории составляют женщины.

В настоящее время в мире существует только один бренд, занимающийся производством бутс разработанный специально для женских ног — IDA Sports. При их разработке «учитывалась женская биомеханика», однако эта модель не всем может оказаться по карману — они продаются по относительно высокой цене (около $250) и не являются продукцией для массового рынка.

Лора Янгсон, основатель и генеральный директор IDA Sports, рассказала что, когда она начала изучать продукт в 2017 году, «не было вообще никаких данных о женских футбольных бутсах». Впоследствии она провела исследование с участием врачей-ортопедов, физиотерапевтов и игроками, чтобы выяснить «специфические различия в биомеханике, анатомии и физиологии между женщинами и мужчинами».

Бутсы IDA, которые впервые появились на рынке в 2020 году, построены на основе колодки (формы, по которой изготавливается обувь), созданной с помощью сканирования более 700 женских ног. Янгсон подчеркивает, что «женщины — это не маленькие мужчины».

 

«Женщины испытывают боль и ничего не говорят, потому что они счастливы, получив бесплатную пару бутс [от коммерческих спонсоров], но это не помогает организму и их результатам. Мы разбираемся в покрытиях и бутсах и считаем, что можно внести коррективы для снижения фактора риска травм передней крестообразной связки. Структурные изменения так же просты, как адаптация ботинок к разным поверхностям», — рассуждает Янгсон.

Не так давно после долгих споров женщины-регбистки и тренеры добились от World Rugby изменения правил: теперь регбистки играют мячом четвертого размера, а не пятого (как у мужчин), объяснив это тем, что так его легче держать одной рукой. В велоспорте производителям седел пришлось удовлетворить потребности женщин-велосипедисток, которые жаловались на неудобство стандартного седла «мужского» велосипеда. В боксе мужская защита паха была заменена защитой таза, созданной специально для женщин — это произошло после того, как выяснилось, что у боксерок, которые прошли ультразвуковое исследование после спарринга, обнаружено воспаление яичников. На очереди изменения в женском футболе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+