К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Ничего нового: как Германия сэкономила на стадионах и инфраструктуре перед Евро-2024

Фото Nico Herbertz / IMAGO
Фото Nico Herbertz / IMAGO
В июне в Германии стартует чемпионат Европы по футболу, который станет уникальным в своем роде: впервые за много лет страна-организатор не построила к турниру ни одной новой арены, а для сотен тысяч болельщиков не планируют массово улучшать инфраструктуру. Forbes Sport рассказывает, как немцы уменьшают расходы при подготовке к Евро-2024, и как турнир повлияет на экономику страны

Германия использует наследие ЧМ-2006

Предстоящее лето станет насыщенным временем для любителей спорта. Германия примет чемпионат Европы, а в Париже пройдут летние Олимпийские игры. До старта каждого из соревнований остается немного времени, но в информационном поле этой весной все обсуждают лишь одно из них. Подготовку к Играм в столице Франции сопровождают один скандал за другим, пока немцы завершают свои приготовления в полной информационной тишине.

Германия остается за пределами информационного шума, так как сам процесс подготовки к чемпионату Европы заметно отличается от действий других стран-хозяек подобных футбольных турниров. К лету 2024 года в Германии не построили ни одного нового стадиона, никаких новых аэропортов, масштабных транспортных развязок или автобанов. Оказалось, что у немцев уже все есть.

Для страны предстоящий турнир станет уже вторым домашним крупным соревнованием в XXI веке — немцы принимали чемпионат мира 2006 года, а также участвовали (как и еще 9 стран) в организации Евро-2020. Домашний ЧМ-2006 заложил ту инфраструктурную основу, которую Германия будет использовать для проведения предстоящего чемпионата Европы.

 

Летние матчи пройдут на аренах в десяти городах: Берлине, Дортмунде, Мюнхене, Кельне, Штутгарте, Гамбурге, Лейпциге, Франкфурте, Гельзенкирхене и Дюссельдорфе. Только последний не был среди городов, принимавших матчи чемпионата мира 2006 года. На аренах во всех остальных локациях проходили игры турнира еще 18 лет назад. Но даже стадион «Меркур Шпиль-Арена» в Дюссельдорфе не был построен специально под Евро, он был открыт еще в 2004-м.

Немцы обошлись и без масштабных строек для размещения болельщиков всех 24 сборных, которые летом выступят в Германии. Перед стартом турнира ни в одном из городов не открыли новый аэропорт или вокзал. Вся подготовка ограничилась косметическими улучшениями уже существующей инфраструктуры.

 

Подобные меры Германии резко контрастируют с привычными за последние десятилетия историями грандиозных строек перед крупными футбольными турнирами. Например, к чемпионату мира 2022 года, который прошел в Катаре, были построены десятки километров автомагистралей, три линии метро, аэропорт и даже небольшой город в 15 км от Дохи под названием Лусаил, где и расположилась самая большая арена страны. К тому же семь из восьми стадионов были построены с нуля, и лишь один был реконструирован под чемпионат. 

Чемпионат мира в Катаре стал самым дорогим в истории. По оценкам портала Front Office, суммарные затраты страны на ЧМ-2022 превысили $200 млрд. Тем удивительней, что следом за ним нас ждет, вероятно, самый экономный чемпионат Европы.

Больше всех потратит Берлин — €80 млн

Несмотря на наличие футбольных арен и нужной инфраструктуры, полностью избежать затрат невозможно. В Германии за подготовку к турниру и распределение финансов отвечают власти отдельных регионов, которые напрямую будут задействованы в проведении Евро. Каждый из 10 регионов, где есть стадионы, уже обозначил свои траты на чемпионат Европы.

 

Больше всего придется потратить столичному региону, на который выпадет наибольшая нагрузка. Олимпийский стадион в Берлине примет шесть матчей, среди которых будет и финал. Всего же местные власти выделили порядка €80 млн, большая часть из которых придется на модернизацию арены. На новое табло, увеличение количество уборных, мест для инвалидов и систему wi-fi понадобится €17 млн.

Серьезную сумму придется потратить и властям Штутгарта. На местной арене пришлось снести нижнюю часть центральной трибуны и полностью ее перестроить, на что пришлось порядка €25 млн. Серьезного ремонта потребовала и крыша, на которой поменяли покрытие между балками.

Следом по расходам идут Лейпциг и Франкфурт. Оба региона потратят большую часть суммы на модернизацию арен — по €17 и €16 млн соответственно. На обоих стадионах пришлось увеличивать число мест для журналистов, инвалидов, а также менять входные группы с турникетами. А в Дортмунде, например, на знаменитой стоячей трибуне на «Сигнал Идуна Парк» установят кресла, ведь УЕФА запрещает иметь на аренах стоячие места на матчах под своей эгидой.

Основная часть других расходов связана с обеспечением безопасности в городах и оборудованием фан-зон. Несколько регионов по ходу подготовки объявляли об увеличении расходов. Например, Берлину пришлось увеличить бюджет на Евро на €19 млн, а Гамбургу на — €5 млн. В этом плане выделиться удалось Мюнхену, которому удалось сократить бюджет с €27 до €21 млн. Местные СМИ объяснили, что изменить бюджет удалось благодаря сокращению расходов на маркетинг, обновление городского транспорта и отказу от улучшения промышленных коммуникаций.

Институт экономики Германии не видит спасения в Евро

Летом в Германии ожидают приезда порядка 650 000 футбольных болельщиков. Это число заметно выше, чем во время чемпионата мира 2006 года, когда страну посетили 420 000. Несмотря на высокую заинтересованность в турнире со стороны фанатов и небольшие расходы, получить финансовую выгоду из-за проведения турнира будет сложно.

 

Глава Института немецкой экономики (IW) Михаэль Гремлинг весной поделился ожиданиями от Евро-2024. По его мнению, страна не сможет получить финансовый прирост по итогам турнира. Согласно отчету организации, немецкая экономика уже четвертый квартал подряд переживает ухудшение из-за возросших цен на энергоносители из-за «спецоперации»* на Украине.

«Опыт чемпионата мира 2006 года показывает, что крупные спортивные события не являются экономическим фейерверком для страны-хозяйки. Турнир может обеспечить небольшой экономический импульс десяти городам, принимающим Евро. Но это не приведет к увеличению валового внутреннего продукта (ВВП) в конце года. Цены вырастут, приедут сотни тысяч фанатов, но условный номер в отеле можно сдать на одну дату только один раз. Поэтому турнир не сможет стать экономическим стимулом для роста экономики», — заявил Гремлинг.

По словам главы IW, болельщики летом не будут так же платежеспособны, как и летом 2006-го, отдавая предпочтение просмотру футбола по телевизору. Институт немецкой экономики считает, что ВВП к концу года сократится на 0,5%, а Евро-2024 никак не сможет этому помешать.

Сам турнир пройдет с 14 июня по 14 июля. Матч-открытия состоится в Лейпциге, а решающая встреча чемпионата Европы пройдет в Берлине.

 

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+