К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Время пошло: как «Формула-1» сменила девушек с секундомером на миллионные контракты

Фото Bernard Cahier / Getty Images
Фото Bernard Cahier / Getty Images
Прежде, чем пилоты сорвутся со старта на первом этапе нового сезона «Формулы-1» в Бахрейне, телезрители несколько раз увидят логотип Rolex — официального хронометриста гоночной серии. Время — важнейшая составляющая, и в гонках отмерять его нужно с королевской точностью. Поэтому партнерские отношения самой серии и каждой из команд отдельно с часовыми спонсорами — это логичное совмещение приятного с полезным. Forbes Sport рассказывает, как фиксировали время в докомпьютерные времена, кто такая Мишель Дюбоск и какие команды остались без официального хронометриста в новом сезоне

Многократно усовершенствованная телеметрическая система, применяемая сейчас, пришла в «Формулу-1» только в середине 70-х. До этого время измеряли с помощью обычного секундомера. Судья фиксировал результат с точностью до одной десятой секунды, но эту точность команды всегда ставили под сомнение. Каждая старалась хронометрировать свои круги самостоятельно, и для этого секундомеры часто давали в руки женам и подругам гонщиков. Они сидели на каких-нибудь сложенных на краю трассы шинах и методично записывали минуты и секунды. Первым же профессиональным хронометристом в команде «Формулы-1» стала Мишель Дюбоск.

Перед гонкой Дюбоск сутки не пила жидкость, чтобы не отвлекаться

Когда 26 августа 2005 года Мишель Дюбоск скончалась после долгой болезни, многие автоспортивные порталы почтили ее память, хотя на трассу уже 30 лет не выходили хронометристы с секундомером. Такой знаменитой и уважаемой она была в гоночной среде.

Девочка родилась во французской Вест-Индии в семье инженера-агронома и, возможно, никогда не встретилась с гонками, если бы не крестный отец, который повел свою крестницу посмотреть на один из последних выпусков «Милле Милья» («Тысяча миль») — уже в 1957 году опасную итальянскую гонку закрыли после аварии, унесшей жизни не только гонщиков, но и зрителей.

 

Опьяненная скоростью и ревом двигателей, юная Мишель быстро позволила друзьям уговорить себя принять участие в ралли. Правда, к тому моменту у девушки даже не было прав. Но за время, которое потребовалось на их получение и на приобретение опыта, пыл у Мишель Дюбоск не пропал. Она даже уволилась, когда босс не отпустил ее в восьмидневный отпуск для участия в гонках.

Мишель успела побыть и пилотом, и штурманом, пока не познакомилась с известным журналистом и гонщиком Хосе Росински. Тот собирался участвовать в Formula Junior и пригласил Дюбоск стать его хронометристом. Искусству точного измерения времени ее обучали Кен Тиррел, британский автогонщик и основатель команды Tyrrell, и Джабби Кромбак, журналист и первый главный редактор журнала Sport Auto. Они знали о гонках и важности секунд все.

 

Будучи достойной ученицей, Мишель в итоге оказалась в команде Matra в качестве первого профессионального хронометриста. С ней она и попала в «Формулу-1» в 1968 году. Уже через три года статус Дюбоск был настолько весомым, что к ее слову прислушивались все. В 1971 году во время квалификации Гран-при Италии по судейским данным первым пришел бельгийский гонщик Ferrari Жаки Икс с результатом 1:22.82, но тут же к столу подошли представители Matra. Секундомер Мишель Дюбоск зафиксировал, что гонщик их команды Крис Эймон показал время 1:22.40. Оспаривание результатов не было чем-то из ряда вон, но репутация Дюбоск была настолько непререкаемой, что ее данные беспрекословно приняли и на следующий день первым на стартовой решетке стоял Крис Эймон.

Мишель Дюбоск (Фото DR)

Довольно скоро после этого Matra покинула «королевские гонки», но Мишель Дюбоск без работы не осталась — она была нарасхват даже тогда, когда в Hauer уже придумал для Ferrari электронную систему хронометража. В 1978 году на этапе в Лонг-Бич Дюбоск отсчитывала время для Ligier, когда бригада из десяти официальных хронометристов не справилась со своей задачей во время квалификации. Зафиксированное время не соответствовало времени, полученному самими командами, и начался хаос. Тогда организаторы пошли к Мишель Дюбоск и взяли за основу ее данные, потому что они считались самыми надежными. Именно в установленной девушкой порядке автомобили стартовали на следующий день.

Но работа в «Формуле-1» была не самой сложной — Мишель неоднократно записывала круги на «24 часа Ле-Мана», причем не отлучалась со своего поста на протяжении всей гонки. Рассказывают, что за день до старта она переставала пить жидкости, чтобы не приходилось бегать в туалет в течение гоночных суток.

 

Карьеру хронометриста Мишель Дюбоск завершила в 80-е — ее профессия с появлением новых технологий перестала быть востребованной. 

К первому полноценному партнерству команды и бренда привела прижимистость Энцо Феррари

В начале 70-х годов Ferrari пользовался секундомерами французской компании Longines, но Энцо Феррари казалось, что они неправильно отсчитывают время. Случай свел его с Джеком Хойером — президентом и владельцем компании Hauer (сейчас — TAG Hauer), который не только предоставил им новый точный секундомер, но спустя некоторое время разработал специальное электронное оборудование для более точного измерения времени и фиксирования его даже на поворотах.

Тогда-то и родилось первое полноценное спонсорское сотрудничество часовищиков и гонщиков, которое со временем стало обычным явлением. Джек Хойер осознал, что известный своей прижимистостью Энцо Феррари не станет в полной мере платить за предоставленное оборудование и нашел вариант. Ferrari и Hauer заключили полноценное партнерское соглашение, согласно которому команда получала 25 000 швейцарских франков каждый год за ношение логотипа Heuer на своих комбинезонах, а также золотые часы Heuer и рекламные фотосессии с ними.

К середине 70-х компания Heuer стала официальным хронометристом всей «Формулы-1», потом у серии сменилось несколько часовых спонсоров и даже Heuer возвращался, но уже с префиксом TAG (TAG и Hauer слились в 1985 году). Нынешний же официальный хронометрист — Rolex — прочно стоит на своей позиции уже одиннадцатый год подряд.

А пилоты почти всех команд шествуют по паддоку в дорогущих наручных часах, у кого-то есть личные контракты с часовым брендом, а некоторые даже пытаются начать выпуск часов под собственной торговой маркой. Правда, пока не получается. Речь о семикратном чемпионе «Формулы-1» Льюисе Хэмилтоне, основавшем компанию 44IP Limited, которая курирует его деловые интересы. 44IP зарегистрировала несколько торговых марок имени Хэмилтона для выпуска самой разнообразной продукции для автоспорта, просто спорта и повседневной жизни. Но под маркой Lewis Hamilton гонщик собирался продавать часы и ювелирные изделия. Регистрацию этой марки заблокировал швейцарский производитель часов Hamilton International AG, входящих в группу Swatch. Компания выпускает часы Hamilton с 1892 года. Компания Льюиса подала встречный иск с обвинением в недобросовестной конкуренции и требованием запретить продажу часов с именем пилота Mercedes в Европе. Суд длился три года, но Хэмилтон его проиграл

 

Сразу три команды сезона-2024 не имеют часового спонсора

Сейчас практически каждая команда имеет своего часового партнера, который является и их официальным хронометристом, и рекламным спонсором. В сезон-2024 некоторые команды вступают с новым партнером, а некоторые вообще без такового.

Как уже говорилось выше, официальным хронометристом всей серии является компания Rolex, выплачивающая ежегодно около $45 млн по соглашению и обязующаяся предоставлять полное оборудование для хронометража, обслуживать его и постоянно проверять на предмет точности. При этом каждая трасса украшена множеством изображений логотипа с короной под стать «королевским гонкам».

Фото Mark Thompson·Getty Images

У победителя Кубка конструкторов прошлого сезона — Red Bull Racing — с 2016 года партнером является TAG Heuer. Соглашение, продленное в 2021 году, пока действует до конца этого сезона.

Mercedes имеет очень продолжительное сотрудничество с брендом IWC Schaffhausen — с 2013 года. Маркетологи IWC нашли совершенно уникальную возможность для погружения бренда в гонки. Если обычно пилоты демонстрируют часы только в паддоке или на подиуме, то они додумались поместить изображение моделей коллекции в их естественном положении на огнеупорные перчатки и их стало видно на кадрах из кабины.

 

Каким будет сотрудничество конюшни и бренда после ухода Льюиса Хэмилтона в Ferrari, пока не ясно. Все-таки Льюис — это значительный бонус к контракту. При этом продолжать сотрудничать с Хэмилтоном отдельно IWC не планирует

Richard Mille — единственный хронометрист, под крылом которого находятся сразу две команды: Ferrari (c 2021 года) и McLaren (с 2016-го). Вот первым как раз повезло, поскольку семикратный чемпион мира в 2025 году как раз присоединится к «красной конюшне».

У Aston Martin — Girard-Perregaux с 2021 года, Alpine в этом сезоне сменила  Bell & Ross на H. Moser & Cie, а Visa Cash App RB (так будет называться с этого сезона Alpha Tauri) — Casio на Tudor.

Гонщики сразу трех команд вольны носить на запястье все, что им вздумается. Williams остался без хронометриста после ухода Bremont, контракт с которым истек в прошлом году. Прошлогодний спонсор Alfa Romeo (которая теперь называется Kick Sauber) Rebellion закрыл направление Rebellion Timepieces и решил сконцентрироваться только на автомобильной деятельности. Нет так же партнера в хронометраже у Haas.

 

Странно не видеть в числе гоночных партнеров еще один известный часовой бренд — Hublot. Они были официальным хронометристом «Формулы-1» с 2010 года, пока их не сменил Rolex. С ними связана и знаменитая маректинговая история. В год, когда сотрудничество только началось, на Берни Экклстоуна, главного на тот момент человека в «Формуле-1», напали, избили и ограбили, сняв, в том числе и часы Hublot. Из этого получилась отличная реклама. Экклстоуна сфотографировали с гематомами на лице, поместили рядом с ним изображение модели F1 King Power и подписали: «Посмотрите, на что люди идут ради Hublot».

После 2013 года они сотрудничали с Ferrari, пока им на смену не пришли Richard Mille.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+