К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«ПСЖ» неудачно сыграл, но уже заработал в ЛЧ почти €100 млн: считаем призовые

Лига чемпионов УЕФА: «Боруссия Дортмунд» (Германия) — «ПСЖ» (Франция) — 1:1 (Фото EPA / TASS)
Лига чемпионов УЕФА: «Боруссия Дортмунд» (Германия) — «ПСЖ» (Франция) — 1:1 (Фото EPA / TASS)
В футбольной Лиге чемпионов завершился последний групповой этап в истории турнира. Forbes Sport рассказывает, сколько смогли заработать все клубы-участники за этот период

Как зарабатывают клубы в Лиге чемпионов?

Ранее, перед стартом группового этапа, Forbes Sport подробно расписывал механизм начисления призовых. Если перечислить коротко, то есть несколько пунктов, за которые УЕФА перечисляет деньги командам:

  • все 32 участника Лиги чемпионов получили по €15,64 млн только за выступление в группах;
  • каждая победа на групповом этапе стоила €2,8 млн, а ничья — €933 000;
  • выход в 1/8 финала ЛЧ принес командам по €9,6 млн, а попадание в стыковой раунд Лиги Европы с третьего места — по €0,5 млн;
  • неразыгранный призовой фонд (после каждой ничьей остается по €933 тысячи) распределяется по клубам пропорционально количеству их побед.

Эти четыре пункта непосредственно формируют выплаты в зависимости от результата, на них в конце сезона придется 55% от общего призового фонда турнира. Оставшиеся 45% — это выплаты на основании исторического 10-летнего рейтинга УЕФА (30%) и по маркетинговому пулу (15%).

Чем лучше у команды 10-летний рейтинг УЕФА, тем больше она получает выплат. Например, «Реал» — лидер данной таблицы коэффициентов — заработал €36,38 млн. А худшая команда среди 32 участников ЛЧ — бельгийский «Антверпен» — только €1,14 млн.

 

Выплаты по маркетинговому пулу зависят от размера ТВ-контрактов УЕФА с национальными бродкастерами. Чем больше компании платят, тем лучше и выплаты команд. Перечисления по этому пункту зависят от позиции команды в своем чемпионате и от отношения проведенных матчей клуба к общему числу встреч, которые сыграли команды от одной страны.

Например, по оценке Forbes Sport, испанские команды суммарно получат от УЕФА чуть менее €50 млн в нынешнем сезоне. Половина от этих денег распределяется в зависимости от позиций команд в Ла Лиге прошлого сезона. А вторая — пропорционально числу проведенных матчей каждой из команд.

 

Кто заработал больше всех?

Выплаты по маркетинговому пулу — единственная категория, которую невозможно точно оценить до публикации финансовых отчетностей УЕФА. Однако, основываясь на призовых фондах прошлых сезонов, можно экстраполировать значения и на нынешний сезон. Как показывает практика, погрешность вычислений не превышает 1-2%.

Так, Metaratings.ru ранее оценил, что «Зенит» в нынешнем сезоне Лиги чемпионов мог заработать минимум €33,8 млн, даже проиграв все матчи на групповом этапе. А суммарно, по оценке издания, российские команды недополучили из-за бана УЕФА минимум €40,1 млн.

Все приведенные ниже призовые — это минимальные, которые заработает команда. Расклад такой:

 
  • клуб сразу вылетает в 1/8 финала ЛЧ или в стыках Лиги Европы, либо уже завершил выступление;
  • все оставшиеся в ЛЧ команды — представители страны дошли до последних стадий турнира.

Например, «Реал», по нашим оценкам, гарантировал себе €91,2 млн. Столько мадридцы получат при вылете в первой стадии плей-офф, в то время как две испанские команды (например, «Барселона» и «Атлетико») выйдут в финал, а «Реал Сосьедад» вылетит в полуфинале.

Так, согласно анализу Forbes Sport, по итогу группового этапа больше всех заработал «Манчестер Сити», который выиграл все шесть матчей, — €96,55 млн. При этом такой же результат показал и «Реал», плюс мадридцы находятся выше манкунианцев в историческом рейтинге, однако немецкая команда гарантировала себе больше денег за счет более крупного ТВ-контракта в Англии.

На втором месте по призовым на данный момент оказался «ПСЖ» — €95,48 млн. И это несмотря на то, что парижане одержали всего две победы на групповом раунде и с трудом пробились в плей-офф. Все дело в большом маркетинговом пуле для Франции и в провале «Марселя» в квалификации (из-за чего деньги делятся всего на две команды). 

В таблице также приведены призовые за попадание в стыковой раунд Лиги Европы (восемь клубов получили дополнительно по €500 тысяч).

«Шахтер» установил новый рекорд для Восточной Европы по призовым в ЛЧ

Благодаря разным ТВ-контрактам в Европе, каждый год возникают необычные ситуации с распределением призовых. Например, «Ман Юнайтед» заработал €59,22 млн, что почти на 13 млн больше, чем у «Копенгагена». Хотя датчане в группе стали вторыми, а манкунианцы — последними.

 

Аналогично высоко в рейтинге оказался и «Ланс». Команда не выступала в Лиге чемпионов более 20 лет и стала лишь 3-й в группе. Однако, как мы уже сказали, ТВ-контракт во Франции является одним из крупнейших в Европе, при этом в групповой этап попали всего две французские команды. Поэтому сейчас «красно-желтые» гарантировали себе €21,56 млн по маркетинговому пулу — это второй результат в ЛЧ после «ПСЖ». Всего клуб гарантировал себе €47,93 млн.

Еще одна любопытная деталь — призовые «Шахтера». Команда попала в Лигу чемпионов во многом из-за отстранения России (путевка чемпиона РПЛ перешла вниз по рейтингу УЕФА и дошла до чемпиона Украины), при этом благодаря трем победам клуб заработал €47,98 млн. Это рекордные призовые для клубов из Восточной Европы.

Ранее рекорд в ЛЧ также принадлежал «Шахтеру» (€46,64 млн в сезоне-2018/2019). А если учитывать выплаты за Лигу Европы, то лучший результат команд — €48,9 млн в сезоне-2019/2020. Среди российских команд рекорд по заработкам в еврокубках принадлежит «Зениту» — €42,66 млн в сезоне-2021/2022 (из них 41,1 — в Лиге чемпионов). А всего с 2012 года российские команды выручили в еврокубках €673,9 млн. 

Для сравнения: как отмечает Metaratings.ru, петербуржцы в Кубке России-2023/2024, формат которого призван компенсировать еврокубковые матчи, заработали на сегодня всего 76,7 млн рублей. То есть менее €1 млн по курсу рубля на данный момент. Это более чем в 60 раз меньше, чем призовые «Шахтера» в Лиге чемпионов.

 

Плюс все команды получают значительные деньги на билетах. Например, «Ман Юнайтед» закладывал выручку свыше 8 млн фунтов стерлингов за два матча плей-офф в нынешнем сезоне. Российские команды и здесь могли бы получить еще дополнительно десятки миллионов евро. Ведь, несмотря на Fan ID, согласно исследованию Metaratings.ru, «Зенит» стал самым посещаемым клубом Восточной Европы со средней домашней аудиторией 26 913 зрителей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+