Футбол под индейку: как НФЛ и другие лиги собирают рекордные рейтинги в праздники
День американского футбола
В США День благодарения и выходные после него — это вотчина американского футбола. В четверг НФЛ проводит три игры, а параллельно в NCAA встречаются два университета из штата Миссиссиппи («Ол Мисс» и «Миссиссиппи Стэйт»). Суббота после Дня благодарения полностью отдана на откуп колледж-футболу — в этот день традиционно проходят основные дерби в NCAA.
Традиция связывать один из главных праздников США с футболом, как и почти все в североамериканском спорте, пришла из университетов. Исторически именно эти четыре выходных ноябрьских дня отлично подходили для завершения сезона, а также выездов к самым главным соперникам.
И это очень и очень давняя традиция. Первые футбольные матчи в Дни благодарения проходили еще в 60-х года XIX века. Например, в 1869 году университет Рутгера принял команду Принстона. После этого идею проводить матчи переняли другие колледжи Лиги плюща, а следом традиция распространилась по всем США.
Например, с 1935 года неизменно в субботу после Дня благодарения проходит встреча между университетами Мичигана и штата Огайо. Это противостояние считается одним из самых принципиальных в США, а последние годы приобрело еще более мощное значение, так как здесь, по сути, определяется чемпион конференции BIG10. В прошлом году встречу посмотрели рекордные 17 млн человек. А следом в выходной проходят основные дерби на всей территории страны.
Параллельно с этим матчи Дни благодарения «заходили» и в профессиональный футбол. Первые матчи проводились еще в лигах, которые существовали до НФЛ. Как и в колледж-футболе, матчи в длинные выходные позволяли завлечь зрителя на трибуны. Плюс в те годы регулярные сезоны был намного короче и проводить матчи в Рождество (25 декабря) не получалось.
Первыми начали на постоянной основе проводить домашние матчи в третий четверг ноября в Детройте. Владельцы «Лайонс» в первой половине прошлого века пытались завоевать внимание жителей города, которые отдавали предпочтение бейсболу и хоккею.
Так что «Лайонс» решили проводить каждый год в этот день домашнюю игру против «Чикаго». Задумка удалась, популярность клуба действительно начала увеличиваться. Однако Вторая мировая война прервала эту традицию. В 1945 году игры в Детройте возобновились, однако на этот раз в город приезжали разные команды.
С тех пор «Детройт» всегда проводит домашний матч в День благодарения. В 1966 году постоянные встречи в ноябрьский четверг начал проводить «Даллас Каубойз». До сих пор ходят спекуляции относительно того, почему владельцы решили так поступить. По одной из версии владельцы команды опасались низкой посещаемости в регулярке, но были уверены хотя в одном аншлаге в День благодарения. По другой, это было одним из условий создания франшизы. Так или иначе, «выдача» праздничной игры «Далласу» впоследствии стало одним из главных решений в истории НФЛ.
В прошлом году игра на День благодарения стала самой рейтинговой в истории регулярок НФЛ
Сейчас НФЛ каждый год проводит по три матча на День благодарения — две обязательные домашние встречи «Детройта», «Далласа» и еще одну на свое усмотрение. В нынешнем сезоне в Детройт приедет «Грин Бэй», в Даллас — «Вашингтон», а еще один матч проведут «Сан-Франциско» и «Сиэтл». Все три пары считаются одними из самых принципиальных в лиге.
Плюс ко всему начиная с нынешнего сезона в НФЛ появятся матчи в пятницу после Дня благодарения. В США этот день называется «Черной пятницей». В отличие от американского праздника, вот эта традиция распространилась далеко за пределы Северной Америки, в том числе и в России.
Обычно именно в пятницу после Дня благодарения начинается «рождественский» сезон, и этот уик-энд считается одним из самых прибыльных в году у ритейлеров США. Один из которых — Amazon — с прошлого сезона стал ТВ-бродкастером НФЛ. Поэтому лига, совместно с онлайн-сервисом, решили запланировать одну игру в этот день: 24 ноября встретятся «Нью-Йорк Джетс» и «Майами».
Историческая традиция, а также выходной день в кругу семьи, вкупе с успешностью участвующих команд отчасти и помогли стать НФЛ той, какой она есть — самой богатой лигой мира. К примеру, в прошлом году, как сообщает портал Axios, три матча в День благодарения суммарно посмотрели 138 млн человек на ТВ и на стриминг-сервисах.
Для сравнения, в 2021-м на три игры пришлось 103 млн зрителей. Более того, встреча между «Далласом» и «Нью-Йорк Джайантс» в прошлом году в одиночку собрала 42 млн зрителей. Это не просто была самая просматриваемая игра сезона — это самая рейтинговая ТВ-трансляция в истории НФЛ, не считая плей-офф.
Матч между «Далласом» и «Нью-Йорком» стал пятым по рейтингам в 2022 году среди вообще всех телетрансляций в США. Игра между «Детройтом» и «Баффало», прошедшая в ранний слот в День благодарения-2022, собрала 31 млн зрителей (10-е место в 2022-м году).
Можно вспомнить, что средний ТВ-рейтинг матча регулярного чемпионата НФЛ составляет 16,1 млн зрителей. Иными словами, без трех матчей в День благодарения (и теперь еще одного в «Черную пятницу») лига вряд ли смогла бы выручить гигантский телевизионный контракт. Он также был бы рекордным в мировом спорте, но не $10 млрд в год.
НБА и НХЛ зарабатывают на Рождестве и Новом годе
Вместе с очевидным успехом матчей в День благодарения, теперь НФЛ пытается капитализировать и другой праздник, выпадающий на регулярный чемпионат — Рождество. Так, с 2020 года в этот день уже прошли семь матчей плюс еще три состоятся в нынешнем сезоне.
Однако здесь есть определенная проблема: традиции совмещать Рождество и американский футбол в США нет. В прошлом году ТВ-рейтинги ничем не отличались от прочих матчей, показанных в прайм-тайм национального телевидения. Правда, так как это выходной и праздничный день, в эфир ТВ-сетки можно «запихнуть» больше матчей.
При этом, здесь НФЛ придется уже конкурировать с другой традицией — с рождественскими играми НБА. Лига их проводит каждый год с 1947-го, стараясь вынести в этот день большое количество топ-матчей. В прошлом году все пять вынесенных встреч показывал ABC, один из главных телеканалов США. В результате в среднем эти встречи собрали рекордные 4,27 млн зрителей.
В свою очередь НБА, где регулярный сезон начинает в середине осени, не пытается зайти в Дни благодарения вот уже 12 сезонов подряд. Просто потому что конкурировать за зрителя с НФЛ невозможно, так что в третий четверг ноября баскетболисты отдыхают.
Аналогично поступают и в НХЛ. Кроме того, хоккеисты даже не играют и в Рождество с последующими днями. Здесь уже невозможно конкурировать с баскетболом. Однако у НХЛ есть свои особые дни — 1 и 2 января. На Новый год лига проводит «Зимнюю классику», которая год за годом показывает лучшие ТВ-рейтинги в регулярном чемпионате.
Так, 50 трансляций НХЛ на ABC и ESPN в прошлом сезоне в среднем смотрели по 583 тысячи зрителей. А вот «Зимняя классика», которую показывал телеканал TNT, в одиночку собрала 1,8 млн болельщиков только в США. Плюс встречу показывали по канадским телеканалам, но по ним открытых данных нет.
Помимо этих основных праздников, в Северной Америке лиги и клубы пытаются капитализировать и другие события. Например, НБА проводит встречи в День Мартина Лютера Кинга, а НФЛ традиционно стартует в День труда. Но бывает и так, что праздники оказываются сильнее – так, НФЛ перенесла Супербоул в Новом Орлеане с 2024-го на 2025-й год из-за Марди Гра («жирный вторник» — последний день перед постом, когда в Новом Орлеане традиционно проходит карнавал).
В Европе клубы и лиги также пытаются заработать на праздниках, и лучше всех это получается у АПЛ. Все знают о «Боксинг дэй», традиция которого также тянется с прошлого века. А вот в России пока что нет идеи совмещения спорта с праздничными днями. Раньше был молодежный чемпионат мира по хоккею, проходивший в новый год и регулярно попадавший на Первый канал. Но из-за отстранения ИИХФ теперь большого хоккея на Новый год в программе нет.