К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

50 лет назад US Open встал на сторону женщин, но они до сих пор не выиграли

Девять теннисисток, заключивших символические контракты на $1, чтобы создать собственный Тур — Билли Джин Кинг вторая слева во втором ряду. (Фото Houston Public Library / HMRC)
Девять теннисисток, заключивших символические контракты на $1, чтобы создать собственный Тур — Билли Джин Кинг вторая слева во втором ряду. (Фото Houston Public Library / HMRC)
На стартующем 28 августа в Нью-Йорке US Open будет отмечаться большая дата — 50 лет с тех пор, как турнир Большого шлема впервые стал выплачивать равные призовые мужчинам и женщинам. Плакаты с Билли Джин Кинг, благодаря которой теннисистки тогда одержали важную для себя победу, воспоминания и видеоролики о славных днях начала 70-х — все это будет частью празднования события, которым Федерация тенниса США (USTA) очень гордится. Тем более что остальные «мэйджоры» последовали примеру только спустя тридцать лет. Forbes Sport рассказывает, как женщины в теннисе добивались равной оплаты, но так пока до конца и не добились

Знаменитая фотография, где девять теннисисток держат в руках по долларовой бумажке, была сделана еще в 1970 году. Тогда они заключили однодолларовые контракты с основательницей журнала World Tennis Глэдис Хелдман, основали собственный Тур, а затем — в 1973 году — и Женскую теннисную ассоциацию, которая сейчас тоже отмечает свое 50-летие. Это был манифест, но и настоящий риск. Спортсменки могли потерять не только деньги, но и карьеру, а в итоге начали борьбу за финансовое равенство, которая длится по сей день.

Женщины взбунтовались за доллар

Открытая эра наступила в 1968 году, профессиональные игроки стали официально зарабатывать призовые, но заработок у мужчин был в разы больше, чем у женщин. На первом же «открытом» Уимблдоне Билли Джин Кинг за победу получила 750 фунтов стерлингов, а Род Лейвер — 2000 фунтов стерлингов. Но возмущенный голос Билли Джин Кинг впервые громко зазвучал только спустя два года, после турнира в Риме в 1970-м, когда ей вручили чек на $600, а чемпиону мужского турнира Илие Настасе — на $3500.

В фильме «Битва полов» с Эммой Стоун в роли Билли Джин подробно описано, как перед турниром Pacific Southwest Open теннисистка, чувствующая за собой и остальными коллегами-женщинами право зарабатывать несколько больше, пошла к промоутеру профессионального тура (будущему основателю ATP) Джеку Креймеру. Было объявлено, что призовой фонд для мужской сетки составит $12 500, а для женской  — $1500, что топовые теннисистки сочли довольно унизительным. Изменить сумму Креймер отказался, считая, что публика приходит смотреть только на мужчин.

 

Издательница Глэдис Хелдман договорилась о проведении чисто женского турнира в Хьюстоне, где даже сумели специально построить трибуны и продать все билеты, нашла спонсора — председатель Совета директоров табачной компании Philip Morris Джозеф Каллман был ее приятелем — и сумела собрать призовой фонд $7500. Дочь Хелдман Джули была теннисисткой, к тому времени она уже победила в полутора десятках турниров и даже заняла третье место в женском одиночном разряде на Олимпиаде-1968 в Мехико, на которой впервые после 44-летнего перерыва теннис представили в виде показательных соревнований. Она была одной из тех девяти смелых женщин, которые решились на бунт против теннисных управляющих организаций.

Федерация лаун-тенниса США и Международная федерация лаун-тенниса (проводившая женский Гран-при ILTF) угрожали теннисисткам длительной дисквалификацией, если они примут участие в несанкционированном турнире в Хьюстоне. Впрочем, они были готовы пойти на уступки, если бунтарки сделают вид, что играют любительский турнир без призовых, а деньги получат неофициально. Но спортсменки на это не согласились.

 

«Вы можете решить, что раз мы все улыбались и хихикали, то были счастливы, но в глубине души — по крайней мере, лично я — думали, что это настоящий момент истины для нас. Мы можем или не можем», — цитирует Кинг официальный сайт WTA.

Девушки спустя годы признавались, что это был довольно страшный момент. Если бы тогда они потерпели неудачу, то остались дисквалифицированными неудачницами, без карьеры и перспектив. Если бы никто не пришел посмотреть на них в Хьюстоне, они выглядели бы глупо, а Джек Креймер оказался бы прав — люди хотят смотреть только на мужчин. «Мы едва набрали игроков, чтобы выступить в Хьюстоне, но нас был девять героических женщин, рискнувших, сделавших смелое заявление, взявших эту долларовую купюру, которая… оказалась многомиллионной», — вспоминала Розмари Казалс, одна из девятки, выигравшая тогда в Хьюстоне.

Но турнир прошел успешно, билеты были проданы, зрители собрались, после чего договариваться со спонсорами стало проще. В сезоне 1971 года призовой фонд составил $309 100, Тур прошел в 19 городах США и завершился чемпионатом Virginia Slims Thunderbird в Фениксе в сентябре. Несмотря на то что не всегда удавалось найти подходящую арену и иногда приходилось играть на баскетбольных стадионах с нарисованными теннисными линиями, при плохом освещении и с низкими крышами, к концу 1971 года к Туру присоединились еще 40 игроков, а Билли Джин Кинг стала первой женщиной, преодолевшей отметку $100 000 призовых.

 

Дойти до первой цели невольно помогли мужчины

Дисквалифицировать теннисисток не стали. Они продолжили участвовать в турнирах Большого шлема и даже иногда в серии Гран-при ILTF. Серия Virginia Slims состояла из турниров в США, Гран-при же был международным туром. Так они долгое время и существовали параллельно, пока не слились постепенно в один WTA Tour.

И при этом спортсменки продолжили бороться за увеличение призовых. Причем 1972 и 1973 годы оказались для этого самым благоприятным периодом. В США была в самом разгаре борьба женщин за права, но при этом такие публичные высказывания, какие, например, делал Бобби Риггс — теннисист-ветеран, проигравший в итоге Билли Джин Кинг знаменитую «Битву полов, — все еще были возможны и даже благосклонно принимались. Они говорил, что женщине место на кухне и в спальне, а не на одних кортах с мужчинами, а лучший способ справляться с женщинами —это почаще держать их беременными и босыми.

Пока Риггс пытался устроить шоу из своего матча с еще одной великолепной теннисисткой того времени Маргарет Корт (она эту игру проиграла), Билли Джин Кинг негодовала по поводу того, что получила за победу на US Open 1972 на $15 000 меньше, чем Илие Настасе, и летом 1973 года во время Уимблдона создавала Женскую теннисную ассоциацию, призванную бороться за права теннисисток. У мужчин такая ассоциация появилась годом ранее. Причем ее появление в итоге оказало косвенное влияние на продвижение теннисисток в борьбе за призовые.

Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Мужчины, сами того не ведая, помогли женщинам. В 1973 году югославский теннисист Ники Пилич отказался играть в Кубке Дэвиса, потому что у него уже был контракт на участие в профессиональном турнире. И был дисквалифицирован своей национальной федерацией (причем президентом федерации был родной дядя теннисиста). Вслед за этим Международная федерация тенниса также забанила игрока на шесть недель, тем самым лишив возможности выступить на Уимблдоне.

И вот тогда ATP пригрозил бойкотировать турнир Большого шлема, если запрет не будет снят. В итоге на Уимблдон не приехали более 80 лучших теннисистов того времени, причем для них это также было манифестом. Как утверждал журналист и историк тенниса Ричард Эванс, речь в тот момент шла о том, чтобы «вырваться из мертвой хватки ILTF» и доказать, что игроки «не собираются мириться с тем, чтобы любители рассказывали профессионалам, как управлять своей жизнью».

 

В отсутствии почти сотни игроков на кортах Уимблдона в 1973 году, в том числе и топовых, женский турнир привлек к себе особенное внимание. Поэтому когда спустя месяц Билли Джин Кинг пошла к директору US Open Биллу Талберту, ему было гораздо сложнее сопротивляться. И в 1973 году Открытый чемпионат США первым среди турниров Большого шлема (да и всех остальных в календаре) объявил о том, что будет выплачивать равные призовые женщинам и мужчинам. Правда, для этого Билли Джин Кинг пришлось найти спонсора. Им стал бренд дезодоранта Ban, который выплатил $55 000, чтобы компенсировать разницу в призовом фонде. Для компании это тоже был своего рода хороший маркетинговый ход — когда-то Кинг назвала ситуацию с разницей в призовых «вонючей», Ban пришел, чтобы исправить это. А Талберт мог гордо отвечать на жалобы мужчин-игроков, чтобы они учились лучше продавать свою продукцию.

Призовой фонд US Open 1973 составил $227 000 (в 1972 было $160 000), а победители — ими стали снова Илие Настасе и Билли Джин Кинг — заработали по $25 000. А когда спустя десять дней Кинг обыграла в «Битве полов» Бобби Риггса, казалось, что теперь до полного равенства рукой подать. Но оказалось, что дорога впереди долгая и витиеватая.

Полного равенства на турнирах Большого шлема пришлось ждать 34 года

Согласно исследованию ESPN, в начале Открытой эры самая маленькая разница в мужских и женских призовых была на Australian Open —  157,1%. Причем в 1974 году она уменьшилась всего до 10%, в 1977 году исчезла вовсе, чтобы через год взлететь до 583,3%. И это самая большая разница среди всех турниров Большого шлема за все годы. Правда, уже с начала 80-х разрыв стал символическим, а в конце 80-х случалось, что женщинам даже платили больше. Но официально равенство было зафиксировано лишь в 2001 году: так австралийцы стали вторым «мэйджором» с гендерным равенством. А вот «Ролан Гаррос» и Уимблдон сопротивлялись дольше всего.

В 1968 году на Открытом чемпионате Франции мужчинам платили в два раза больше, спустя 10 лет — в 4,5 раза больше. Однако год за годом разница нивелировалась. В 1991 она составила 9,4% и продолжила сокращаться далее, пока в 2006 году не было объявлено, что победителям заплатят одинаковые суммы. Спустя год равные призовые получили уже все участники турнира.

 

Английский (и старейший) турнир Большого шлема сопротивлялся дольше всего — до 2007 года. Но если в 1968 году разрыв был 166,7%, то уже в 1977 году — всего 11,1%, а к началу нулевых разница вообще была символической. В 2006 году ставшая чемпионкой Амели Моресмо получила 625 000 фунтов стерлингов, а Роджер Федерер — 655 000 фунтов стерлингов. Тем не менее этот символизм не давал покоя уже следующим поколениям женщин.

За год до этого Винус Уильямс перед тем, как выиграть в Лондоне очередной титул на Шлеме, вместе с главой WTA того времени Ларри Скоттом пришла на встречу с организаторами турнира, пытаясь объяснить им свою позицию и позицию остальных женщин-игроков. Но там, несмотря на мировые тенденции к равенству, считали, что «экономические императивы перевешивают культурные». Ларри Скотт потом рассказывал, что пришлось ехать в Лондон снова, чтобы представить экономическое обоснование решения о равных призовых.

А когда этого снова не случилось, Винус написала в Times эссе с названием «Уимблдон посылает мне сигнал: я всего лишь чемпион второго класса». Кто знает, что именно повлияло на боссов Уимблдона — настойчивость Уильямс-старшей или же слова премьер-министра Тони Блэра, выступающего за прекращение неравенства, — но на церемонии награждения в 2007 году Винус Уильямс держала чек ровно на ту же сумму, что и Роджер Федерер днем спустя, — 700 000 фунтов стерлингов.

Шансов выжить в качестве профессионала у женщин меньше

Сейчас в теннисе по сравнению с другими видами спорта самый маленький разрыв в оплате труда, тем не менее он все еще составляет впечатляющие 34,32%. Равные призовые выплачивают не только турниры Большого шлема, но многие комбинированные турниры серий «Мастерс» и «Премьер» (вторые по уровню после ТБШ). Но если спуститься еще на один этаж ниже, то разница иногда может удивить.

 

В прошлом году на турнирах в Дубае одной и той же категории (ATP 500 и WTA 500) призовой фонд мужского одиночного разряда составлял $2 794 840, а женского — $703 580. 

В июне 2022 года украинская теннисистка Марта Костюк выложила в соцсети скриншот с разницей в призовых на турнирах ATP 500 в Галле и WTA 500 в Берлине, проходивших на одной неделе. «Неужели мы настолько плохи?» — написала она, потому что победитель у мужчин получал €399 170, а у женщин — €55 300. Правда, в этот скриншот закралась ошибка — это была информация 2021 года, а в 2022-м женский призовой фонд увеличили и чемпионка Онс Жабер забрала уже €99 823, но это все равно было в четыре раза меньше.

В марте этого года канадский теннисист Денис Шаповалов опубликовал эссе в поддержку женщин-игроков, среди которых и его девушка Мирьям Бьорклунд. «Когда Мирьям квалифицировалась на турнир WTA 250, я сказал ей: «О, великолепно! Ты получишь как минимум $7000 только за то, что попала в основную сетку». Она просто посмотрела на меня так, будто я новичок в теннисе. Я никогда этого не забуду. Она сказала: «Денис… Я думаю, это будет около тысячи долларов». Я не уверен, что все понимают, насколько это вредно для тенниса. В теннисе расходы просто сумасшедшие: ты путешествуешь круглый год, оплачиваешь отели, платишь тренерскому штабу. Большим звездам не стоит об этом беспокоиться, но многие участники Тура изо всех сил пытаются выйти на уровень безубыточности. Для этих игроков призовые деньги не связаны с получением приличной суммы дополнительных денег. Речь идет о выживании. К сожалению, похоже, что если вы женщина-игрок, ваши шансы выжить в качестве профессионала намного ниже… именно потому что вы женщина», — написал он.

Правда, до сих пор далеко не все мужчины считают так же, как Шаповалов. Лет десять назад много шума наделали слова француза Жиля Симона, который на пресс-конференции во время Уимблдона высказался так, как это делали мужчины-игроки и теннисные функционеры 40 лет назад. Говорил о том, что «мужской теннис опережает женский», что «мужчины проводят на корте в два раза больше времени, чем женщины на турнирах Большого шлема», что мужчины «обеспечивают более привлекательное зрелище». Именно поэтому они должны получать больше женщин.

 

Когда Марию Шарапову попросили прокомментировать слова Симона, тот год проведшего во второй десятке рейтинга, она сделала это очень элегантно. «Мне кажется, что мои матчи смотрят немного больше людей, чем его», — сказала она. Защищая свою точку зрения, Симон снова отвечал журналистам, что «128 игроков мужской сетки на турнире Большого шлема думают так же, но они не могут этого сказать», потому что «могут потерять миллионы долларов на рекламных контрактах».

В 2016 году генеральный директор турнира в Индиан-Уэллсе Рэймонд Мур имел неосторожность сказать, что «представительницы WTA пользуются успехами игроков-мужчин». «Им очень, очень повезло. Если бы я был женщиной-игроком, я бы каждый вечер становился на колени и благодарила Бога, что Роджер Федерер и Рафа Надаль родились и что сделали с этим видом спорта» — эту свою цитату Мур , извиняясь, позже назвал безвкусной и ошибочной.

Одна из главных претензий к женщинам-игрокам состоит в том, что на турнирах Большого шлема они играют матчи в трехсетовом формате, а мужчины — в пятисетовом. Но, во-первых, так происходило не всегда — еще на заре тенниса женщины часто играли пятисетовики. Билли Джин Кинг победила Бобби Риггса именно в матче до трех побед, причем после этого женщины даже хотели вернуть себе матчи, состоящие из пяти партий, но им отказали организаторы турниров — слишком насыщенным стало бы расписание.

Тем не менее на итоговом турнире WTA с 1984 по 1998 год играли до победы в трех партиях. В итоге из 16 финалов за этот период шесть продлились четыре сета, а три — полные пять.

 

Ну а во-вторых, пять сетов мужчины играют только на турнирах Большого шлема, а больше призовых получают и на тех соревнованиях, где соревнуются в тех же самых условиях, что и женщины, — до победы в двух партиях.

С первой попытки уравнять финансово теннисистов и теннисисток прошло 50 лет, но окончательно это может произойти не раньше чем еще через 10 лет. В июне этого года WTA объявила о новой стратегии развития, которая в конечном итоге должна привести к равным призовым фондам. Все комбинированные двухнедельные турниры категорий 1000 и 500 получат равные призовые к 2027 году, а однонедельные турниры WTA 1000 и 500 — к 2033 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+