9 млрд рублей на футбол: букмекеры начали вкладывать рекордные деньги в клубы и лиги
В 2018-м агрегированный бюджет всех российских букмекеров оценивался в 10 млрд рублей
Еще пять лет назад присутствие букмекеров было минимальным, тогда вице-президент «Винлайна» по маркетингу и стратегии Тимур Джуманиязов заявлял, что за агрегированный бюджет всех российских букмекеров за 2018 год составил 10 млрд рублей.
«Проигравшие в этом мире букмекерских бюджетов — это российский спорт, конкретно, клубы», — подытоживал топ-менеджер, добавляя, что спортивные СМИ тогда получали больше денег от беттинг-компаний, так как их цены прозрачны. На тот момент футбольные клубы просто не осознавали своих возможностей и не могли оценить стоимость своих активов.
Теперь все изменилось: к примеру, после создания Единого регулятора азартных игр (ЕРАИ) и введения закона о целевых отчислениях спортивные федерации России в 2022-м получили от букмекеров почти 14 млрд рублей. Согласно закону, беттинг-компании направляют федерациям 1,5% от дохода (но не менее 30 млн рублей) в зависимости от количества ставок на конкретный вид спорта. Всего же суммарные доходы индустрии в 2022 году составили рекордные 780 млрд рублей.
Увеличившиеся доходы игровой отрасли привели новые деньги в спорт. Еще в 2017 году контракт между «Фонбетом» и КХЛ стоил 200 млн рублей, а уже спустя пять лет, как сообщает «РБ Спорт», лига в год стала зарабатывать 1,3-1,5 млрд рублей на одном контракте о титульном спонсорстве с букмекерской компанией. А соглашения с отдельными хоккейными клубами, по информации Metaratings.ru, могут принести им еще 800 млн рублей.
Самый большой финансовый прирост, разумеется, у футбола. Это самый популярный вид спорта среди клиентов букмекерских компаний. Конкуренция за главные контракты столь велика, что новые контракты часто превосходят истекающие сразу в несколько раз. Так, «Винлайн» сейчас платит за беттинг-соглашение с РПЛ около 2,76 млрд рублей за сезон, а предыдущий партнер — «Лига Ставок» — перечислял лиге всего 600 млн в год.
Букмекеры платят организаторам турниров больше 6 млрд рублей в год
В России основные футбольные соревнования — чемпионат Российской премьер-лиги (РПЛ), Первая лига, Кубок России и предваряющий сезон Суперкубок. Последние беттинг-соглашения организаторов турниров и букмекерских компаний были рекордными, причем все они (за исключением РПЛ) затрагивают и нейминг-контракты.
Так, Первая лига теперь официально называется «Мелбет Первая лига», Кубок России — «FONBET Кубок России», а Суперкубок — «Olimpbet Суперкубок России». Еще есть коммерческие «Winline Медийная лига» и «Olimpbet МКС». С нового сезона букмекерская компания Leon стала партнером Второй лиги России.
Самый крупный контракт — у «Винлайна» и РПЛ. Компания платит 2,76 млрд рублей за сезон, а за 4 года, которые действует соглашение, лига получит 11,04 млрд рублей. Причем она могла заработать намного больше, ведь изначально тендер выиграла «Лига Ставок» за 15 млрд рублей, но весной прошлого года компания попросила аннулировать соглашение.
Как сообщает РБК, «Фонбет» за нейминг- и беттинг-права на Кубок России платит по 2,4 млрд рублей в год. Это более чем в 10 раз больше, чем РФС получал ранее от «Бетсити». Большая часть денег — 1,5 млрд рублей — досталась клубам.
Сообщается, что контракт между Первой лигой и «Мелбетом» рассчитан на 3 года, его общая стоимость —1,5 млрд рублей. То есть организаторы турнира зарабатывают примерно по 500 млн рублей за сезон, и это всего на 100 млн меньше, чем цена предыдущего беттинг-контракта РПЛ — главной лиги страны.
Вторая лига, которая вообще никогда не попадает в эфиры федеральных каналов, тоже получила щедрое для своего уровня предложение. Детали не разглашаются, но, по оценке «РБ Спорт», БК Leon будет платить по 115 млн рублей за сезон.
Около 100 млн рублей платит Olimpbet РФС за права на Суперкубок, а это всего одна игра.
Медийные лиги — МФЛ и МКС — тоже купаются в букмекерских деньгах. Так, «Винлайн» платит 120 млн рублей в год за права на Медиалигу, а Olimpbet — 70 млн за Московский кубок селебритис.
В целом контракты с букмекерами приносят организаторам футбольных турниров около 6,07 млрд рублей. И это на рынке считается выгодными вложениями.
Клубы РПЛ подписывают миллиардные сделки с букмекерами
Ситуация с доходами отдельных футбольных клубов чуть иная — все из-за особенностей бухгалтерской отчетности в России: она рассчитывается на календарный год с 1 января по 31 декабря, а футбольный сезон проходит по системе «осень-весна». Однако редко когда клубы меняют беттинг-партнеров посреди сезона, если нет чего-то экстраординарного.
В прошлом сезоне, согласно оценке «РБ Спорт», 16 клубов РПЛ получили от букмекеров свыше 2,7 млрд рублей. Точную стоимость подсчитать сложно из-за того, что в феврале случился форс-мажор: «1хСтавка» сообщила, что не сможет выполнять обязательства перед командами. Поэтому перед возобновлением сезона «Динамо» ушло к BetBoom, а «Балтика» — к «Мелбету».
Сообщается, что за 3,5 года сотрудничества «Динамо» заработает 3,5 млрд рублей — в среднем, по 1 млрд рублей за сезон. Это новый рекорд для отечественного рынка. Причем эту сумму публично назвала сама компания BetBoom — абсолютно нетипичная ситуация для индустрии.
«Более 3,5 млрд рублей за 3,5 года — это рекордная сумма для российского футбола. Однако и «Динамо» — уникальный клуб, отмечающий через 1,5 месяца свое 100-летие. К тому же в наше соглашение входят различные совместные проекты в киберспорте, медийном спорте, моде и городской среде. У нас есть понимание, как активировать такой контракт, поэтому мы и решились на его подписание», — рассказывал президент BetBoom Константин Макаров.
1 млрд рублей в год — это почти в 3 раза больше, чем доход «Спартака» от «Винлайна» в прошлом сезоне (350 млн). «Зенит» от партнерства с этой букмекерской компанией заработал 250 млн рублей, а ЦСКА и «Локомотив» получили по 180 млн от «Фонбета».
До динамовского соглашения рекорд по размеру контракта с букмекерами принадлежал «Пари НН» — 450 млн рублей. Но, как очевидно из названия нижегородской команды, это была уникальная сделка для российского футбола: фактически PARI выкупил нейминг-права у клуба. При этом управляющий партнер PARI Дмитрий Сергеев назвал сделку его компании с клубом из Нижнего Новгорода «абсолютно рыночной» со справедливой ценой.
Общие вложения букмекеров в футбол превышают 9 млрд рублей в год
Еще есть медийные лиги, здесь клубы суммарно зарабатывают свыше 55 млн рублей. Плюс отдельные клубы Первой лиги тоже имеют беттинг-партнеров, но сумма сделок часто не ракрывается. И не стоит забывать о контракте между РФС и «Фонбетом» по партнерству сборных команд России. Как сообщает «СБК», в год союз получит по 250 млн рублей.
Итого, по подсчетам Forbes, вложения букмекеров в российский футбол сейчас превышают 9 млрд рублей за сезон. И это без учета целевых отчислений РФС по ЕРАИ. Гигантская сумма для периода, когда клубы и сборные отстранены от участия в еврокубках, а законы России запрещают компаниям использовать в рекламных интеграциях на ТВ образы людей.
Главный вопрос — будут ли контракты расти и далее? С одной стороны, у букмекеров с каждым годом растут доходы и, как следствие, их маркетинговые бюджеты. С другой, в индустрии распространено мнение, что на данный момент вложения достигли потолка. Отчасти сделка с «Динамо» может изменить положение вещей на рынке, но управляющий партнер PARI Дмитрий Сергеев назвал ее «нерыночной».
«Они [беттинг-контракты] останутся на предыдущих уровнях, просто перестанут расти. Контракт регионального клуба — от 80 до 100 млн рублей в зависимости от того, как они работают с болельщиками. А топ четырех-пяти клубов РПЛ будет получать до 250 млн. У «Зенита» и «Спартака» — лидирующих по отчетам всех исследований — цифры могут доходить до 350 млн. Но точно не у «Динамо», — сказал Сергеев в интервью Metaratings.ru.
Оценка выглядит реалистичной, но не стоит забывать факт, который приводился в начале этой статьи — всего пять лет назад агрегированный бюджет всей беттинг-индустрии составлял около 10 млрд рублей. Каким будет рост в следующие пять лет, пока неизвестно.