К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сетевой маркетинг: как спортсмены NCAA зарабатывают миллионы, оставаясь любителями

Баскетболистки команды Университета Луизианы с кубком победителей женского баскетбольного чемпионата NCAA. Фото Мэдди Мейер / Getty Images
Баскетболистки команды Университета Луизианы с кубком победителей женского баскетбольного чемпионата NCAA. Фото Мэдди Мейер / Getty Images
Студенческий спорт в США всегда был невероятно популярен, а права на трансляции матчей между командами университетов стоят астрономических денег. При этом сами спортсмены-студенты не имеют права получать деньги за занятия спортом. Однако теперь ситуация изменилась, и студент может считаться любителем и зарабатывать миллионы на рекламных и спонсорских контрактах. Рассказываем, как такое стало возможно, и кто извлек из перемен наибольшую пользу

Студенческий спорт в США — отдельная индустрия развлечений, которая ежегодно приносит миллиарды долларов. В 2022-м Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) заработала $1,14 млрд, $1 млрд из которых принесло «Мартовское безумие» (March Madness, мужской баскетбольный турнир первого дивизиона NCAA — Forbes.Спорт). Игроки самого популярного трехнедельного турнира в студенческом спорте США традиционно не получили за участие в нем ничего. И все же 2022-й стал первым годом, когда игроки смогли зарабатывать: Верховный суд США годом ранее разрешил спортсменам из колледжей монетизировать свой NIL.  

Что такое NIL

Термин Name, Image and Likeness не имеет устоявшегося аналога в русском языке, чаще всего его переводят как «Имя, имидж и образ». Он используется для обозначения прав, которые может реализовать человек, обладающий публичной известностью. По новым правилам игроки могут зарабатывать деньги за рекламу, сообщения в социальных сетях, автографы, мастер-классы, а также другие виды коммерческой деятельности — и все это не будет считаться нарушением правил NCAA. Ассоциации пришлось пересмотреть свою позицию в отношении NIL после того, как в 2019-м в Калифорнии были принят закон о справедливой оплате труда: он гарантировал спортсменам колледжей при подписании спонсорских контрактов право продолжать играть в команде без каких-либо санкций.

До решения Верховного суда считалось, что спортсмены-студенты обязаны быть любителями, а значит им запрещено получать денежную компенсацию за спортивные достижения. Это приводило к тому, что университетские команды скрытно стимулировали перспективных игроков приходить именно в их колледж, вручая «подарки» или тайно предлагая деньги. NCAA и теперь официально сохраняет свой любительский статус, но теперь для спортсменов-студентов стало возможно зарабатывать благодаря своим соцсетям и успехам.

 

Использование прав на NIL для звездных игроков в высокодоходных видах спорта, таких как баскетбол, стало весьма прибыльным. В настоящее время североамериканский рынок NIL оценивается в $750 млн — $1 млрд, и ожидается, что в ближайшие пять лет он вырастет в отрасль с оборотом $3-5 млрд.

Кто из спортсменов уже извлек выгоду из своего успеха

У программы NIL было много критиков: одни говорили, что игрок основного состава или звездная гимнастка получат все, в то время как запасной спортсмен или представительница непопулярного вида спорта останутся без гроша в кармане. Другие боялись, что неравенство в вознаграждении приведет к разногласиям в раздевалке, а еще нанесет ущерб женскому спорту, представительницы которого в последние годы борются за равную оплату с мужчинами. Но опасения оказались беспочвенными, если учитывать рейтинг On3NIL, который определяет прогнозируемую годовую стоимость спортсменов средних школ и колледжей.

 

В топ-10 попали две девушки: баскетболистка Энджел Риз (оценивается в $1,6 млн), которая благодаря NIL имеет контракты с такими крупными брендами как Coach, Amazon Merch on Demand, McDonald's, и Оливия Данн ($3,3 млн), известная как самая популярная спортсменка NCAA в социальных сетях с более чем 11 млн подписчиков. У гимнастки уже есть обложка в Sports Illustrated и спонсорская поддержка от Vuori Clothing, American Eagle, Plant Fuel, Bartleby и других.

Недавно Данн призналась, что компании готовы заплатить ей «шестизначную сумму» за платный пост в соцсети. «Да, да, мне очень повезло. Для меня это просто безумие», — сказала самая высокооплачиваемая спортсменка NCAA. В рейтинге On3NIL Данн уступает только одному человеку — сыну легенды НБА Леброна Джеймса.

Бронни Джеймс (оценивается в $6,6 млн) — самый высокооплачиваемый спортсмен в NCAA прямо сейчас. И это несмотря на то, что ни одной игры в студенческом баскетболе он еще не сыграл, заканчивая среднюю школу Сьерра-Каньон. 18-летний парень уже получил предложения от самых знаменитых университетов в стране, а суперзвездная семья и огромное влияние в соцсетях принесли Джеймсу несколько крупных NIL-контрактов с Nike, Beats by Dre и PSD Underwear.

 

Топ-3 рейтинга замыкает еще один спортсмен со звездной фамилией — Арч Мэннинг является частью культовой футбольной семьи. Внук бывшего квотербека «Нью-Орлеан Сэйнтс» Арчи Мэннинга и племянник многократно выигрывавших Суперкубок братьев Илая и Пейтона Мэннингов только что окончил среднюю школу, но уже оценивается On3NIL в $2,8 млн.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+