К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Кино на драйве: зачем «Формула-1» стала съемочной площадкой голливудского фильма

Фото Charles Coates / Getty Images
Фото Charles Coates / Getty Images
Трасса в Сильверстоуне во второй июльский уик-энд станет не только местом проведения этапа «Формулы-1», но и съемочной площадкой. В паддоке будут толпиться кинооператоры и режиссеры, а плавить гоночный асфальт шинами придется самому Брэду Питту. Forbes.Спорт рассказывает, как и зачем «Формула-1» завоевывает мир с большого экрана

Шесть лет прошло с тех пор, как компания Liberty Media приобрела престижную гоночную серию «Формула-1» и начала спасать ее от кризиса. В первую очередь руководство занялось развитием социальных сетей, но поворотным моментом стало сотрудничество с Netflix и съемки документалки Formula 1: Drive to Survive («Формула-1. Драйв выживания»). Теперь Liberty Media пошли еще дальше: открыли свой паддок для съемочной группы художественного фильма с Брэдом Питтом в главной роли, пустили актера за руль болида, а в планах также производство телесериала.

«Я слишком старомоден»: Экклстоун запрещал гонщикам снимать видео

Берни Экклстоун, бывший главный босс «Формулы-1», когда-то превратил гоночную серию в прибыльный бизнес. Именно он в 1978 году впервые продал права на трансляцию гонок и с тех пор строго охранял права телевещателей на «формулический» контент. Любая съемка в паддоке была запрещена для всех, кроме телевещательных компаний, а самих гонщиков даже заставляли удалять ролики из своих социальных сетей, хотя к 2010-м годам уже стало понятно, что социальные медиа и интернет-платформы стоят того, чтобы обратить на них пристальное внимание. И уж тем паче было невозможно представить, как Экклстоун пропускает в паддок съемочную группу документального (или художественного) фильма.

«Меня не интересуют твиты или что там еще есть. Я пытался понять это, но в любом случае я слишком старомоден. Да, мы должны использовать социальные сети для продвижения F1. Я просто не знаю, как это сделать», — мировые СМИ в 2014 году активно тиражировали знаменитое интервью Берни азиатскому журналу Campaign.

 
Берни Экклстоун (Фото Lars Baron·Getty Images)

О том, что F1 начала терять и больше не привлекает молодую аудиторию, Экклстоун говорил следующее: «Если у вас есть бренд, который вы хотите представить нескольким сотням миллионов человек, я легко могу сделать это для вас на телевидении. А теперь мне говорят, что нужно найти канал, где 15-летний парень мог бы посмотреть «Формулу-1». Зачем? Маленькие дети увидят марку Rolex, но они не могут себе ее позволить. Я не знаю, почему люди хотят добраться до так называемого «молодого поколения». Почему они хотят это сделать? Чтобы продать им что? Я бы лучше обратился к 70-летнему парню, у которого куча денег».

На самом деле, все обстояло не так печально, и руководство Formula One при Берни изучало социальные сети, чтобы понять, какую угрозу они представляют их бизнес-модели и какие возможности могут предложить. В 2015 году, например, у F1 появился свой Youtube-канал.

 

Однако, в отличие от болидов, эта машина ехала очень медленно и натужно. Ровно до того момента, когда Liberty Media выкупила контроль над серией в 2017 году. Общая сумма сделки составила $8 млрд.

F1 превратилась в самую быстрорастущую спортивную лигу по числу подписчиков в соцсетях

Новые владельцы сразу же разослали командам письмо, в котором сообщали о смягчении правил в отношении социальных сетей. И даже предлагали публиковать короткие видеоролики, начиная с предсезонных тестов. «Мерседес» тут же провел прямую трансляцию в Instagram (принадлежит Meta, признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена) подготовки своего чемпиона Льюиса Хэмилтона прямо из кабины, Red Bull опубликовал видео под названием «День из жизни Даниэля Риккардо», в котором австралиец прибывает на трассу утром, завтракает, проводит последние тренировки перед заездами, «Торо Россо» (сейчас — «Альфа Таури») показала заезд болида в гараж.

Политика расширения присутствия в соцмедиа привела к тому, что «Формула-1» стала (и продолжает оставаться) самой быстрорастущей мировой спортивной лигой с точки зрения подписчиков в социальных сетях.

 

Совокупное число подписчиков в начале 2020 года составило 24,9 миллиона человек, в 2021-м увеличилось до 49,1 млн, а к 2022-му выросло еще на 23%.

Кроме того, в 2018 году была создана стриминговая платформа F1 TV, позволяющая следить за сессиями Гран-при в прямом эфире. Но глава корпорации Liberty Media Джон Мэлоун, сделавший себе состояние на кабельном телевидении, пошел еще дальше. Назначенный им исполнительный директор Кэри Чейз, когда-то управлявший Fox Sports и Fox News, а также помощник Чейза Шон Брэтчес, работавший до этого исполнительным вице-президентом ESPN, отправились в Netflix.

Боссы F1 дали Netflix полную свободу

Netflix нуждался в контенте, который мог бы привлечь зрителей в Европе и Азии, где, в основном, смотрят «королевские гонки», а «Формула-1» как раз хотела вернуть себе аудиторию в США, где больше всего смотрят Netflix. Именно поэтому паззл сложился.

Причем, с «Формулой» все получилось по очень простой причине — обе стороны были максимально заинтересованы в конечном продукте. Брэндон Ригг, вице-президент Netflix, настаивал на полной автономии при съемках фильма, поскольку раньше их спортивные документальные сериалы фокусировались на отдельных командах, а те, в свою очередь, жестко контролировали содержание шоу. В итоге все превращалось в долгоиграющий рекламный ролик. На этот раз Ригг захотел сделать все по-другому, а «Формула» уже не имела права отказать. И не проиграла.

Первый сезон вышел в марте 2019 года и с тех пор свет увидели еще четыре. В мае 2022 года на официальном сайте «Формулы-1» сообщили о продлении сериала на шестой сезон.

 
Кадр из фильм Drive to Survive (Фото DR)

В The New York Times писали, что до выхода первого сезона рейтинги «королевских гонок» на ESPN были низкими — около полумиллиона зрителей за гонку. При том, что гонки NASCAR в среднем смотрят почти четыре миллиона зрителей, а Indianapolis 500 — более пяти миллионов.

Американский рынок к этому времени был очень плохо освоен самой престижной гоночной серией. Несмотря на то, что первый Гран-при США был включен в календарь в конце 50-х, в последние 30-40 лет были довольно продолжительные периоды, когда «Формула-1» до страны вообще не добиралась. Например, с 1992-го по 2000-й или с 2007-го по 2011-й. С 2012 года этап обосновался в Остине, штат Техас, но интерес к нему постоянно снижался.

Последним американским чемпионом F1 был Марио Андретти, выигравший титул в 1978 году. С тех пор местную публику становилось все сложнее привлечь к просмотру престижного зрелища, тем более, и болеть им было почти не за кого. В 80-е звездой был Эдди Чивер, на некоторых этапах добиравшийся до подиума, но после лучшего в карьере сезона, когда в 1983 году он сумел заработать 22 очка, выступая вторым номером «Рено» после Алана Проста, был уволен из команды. Поэтому в следующие шесть сезонов Чиверу приходилось менять «конюшни».

В начале 90-х на трассу вышел сын Марио Андретти Майкл, после которого до 2007 года в F1 не было американских гонщиков, да и тогда Скотта Спида уволили в середине сезона. Не считая резервных пилотов, первый с тех пор автогонщик с американской лицензией появился лишь в 2023 году — Логан Сарджент проводит свой первый сезон за рулем Williams.

 

Всю эту печальную ситуацию сумел изменить Drive to Survive.

Сериал помог гоночной серии взлететь по всем показателям

За первые три года после выхода первого сезона сериала рейтинги гонок на ESPN удвоились. А в 2022 году канал продемонстрировал рекордное количество зрителей — в среднем 1,2 миллиона зрителей, что на 28% больше предыдущего рекорда в 949 000 зрителей, установленного в 2021 году. Сезон 2022 года также стал первым в истории телевидения США, когда в среднем гонку смотрели 1 миллион или более зрителей.

Посещаемость гоночного уик-энда в октябре 2021 года в Остине поставила исторический рекорд: за три дня «Трассу Америк» посетили 400 000 болельщиков. Это почти на 50 000 больше, чем во время предыдущего рекорда, поставленного в 2019 году на Гран-при Великобритании. Спустя год Остин уже принимал на 40 000 больше, что снова стало рекордом, но опередить американцам пришлось уже австралийцев, которых ранее в этом сезоне собралось на местном Гран-при в Альберт-парке 420 000 человек. Так что популярность «Формулы-1» росла не только в Северной Америке. По информации The New York Times, более трети опрошенных в 2021 году зрителей в Остине решили прийти именно после просмотра Drive to Survive.

Успех решили закрепить, и в 2022 году в календаре появился еще один американский этап — в Майами, а в нынешнем сезоне пройдет и третья гонка — в Лас-Вегасе.

 

Все это также привело к росту стоимости телеправ. До 2022 года показ всех этапов серии обходился ESPN около $5 млн, но когда истек срок предыдущего контракта, за «Формулу-1» началась настоящая драка — на сделку претендовали Amazon и NBC, но в итоге, как сообщил Sport Business Journal, ESPN согласился платить сумму от $75 до $90 млн в год, и соглашение было продлено до 2025 года. Причем, ажиотаж происходил не только в США. В Европе и в мире Liberty Media тоже собрали неплохой урожай. Французский Canal+, чья сделка (до 2024 года) подразумевала $65,6 млн, в апреле 2020-го продлил присутствие «Формулы-1» на своей платформе до 2029 года со «значительным увеличением» суммы контракта. Sky Sports продлил права для Великобритании до 2029 года. По данным источников, на общую сумму 1 млрд фунтов стерлингов. В Австралии сделка с Foxtel была расширена до $29,9-$33,6 млн.

Выручка «Формулы-1» в 2021 году составила $2,1 млрд, а в 2022-м уже $2,6 млрд. Операционная прибыль увеличилась на 333% — c $40 млн до $173 млн за тот же период. А общая стоимость бизнеса выросла почти до $17 млрд.

По данным Statista, в 2022 году в Америке насчитывалось 49,2 миллиона фанатов «Формулы-1» по сравнению с 44,9 миллионами в 2019 году. По данным опроса, проведенного Morning Consult в марте 2022 года среди почти 1900 взрослых фанатов «Формулы-1» из США, 53% начали смотреть гонки после просмотра сериала Netflix.

Но расширение аудитории — это еще не все. Как говорят данные Nielsen, приведенные в Newsweek, молодая аудитория все-таки пришла в автогонки. Причем, молодая и богатая, во что не верил Берни Экклстоун. Около 46% — это люди моложе 34 лет, а 69% зарабатывают более $100 000 в год. По данным опроса, проведенного Motorsport Network в сотрудничестве с F1 и Nielsen Sports, болельщики гонок во всем мире являются одними из самых молодых среди всех фанатов профессиональных видов спорт - их средний возраст составляет 32 года.

 

Кроме того, теперь армия поклонников «королевских гонок» стала очень гендерно-разнообразной. В 2017 году, когда Liberty Media только купила гоночную серию, среди болельщиков было только 8% женщин. Теперь их число выросло до 40%.

Но всех этих достижений оказалось мало. И «Формула-1» пошла в Голливуд. Вернее, Голливуд сам пришел к ним.

«Мы не можем полагаться на сериал, как на долгосрочный рекламный инструмент»

После успеха «Топ Ган: Мэверик» режиссеру фильма Джозефу Косински пришла в голову идея проекта про гонки. Возможно, ему так понравились фантастически реалистичные кадры Тома Круза в самолете и захотелось еще где-нибудь применить самую маленькую из существующих в природе камер с разрешением 6К, которая как раз и использовалась в сиквеле про своевольного пилота ВМС США Пита Митчелла для съемок в кабине истребителя F/A-18. Да и не только камеру, а все те технологии, позволявшие снимать на скорости 646 км/ч, причем с крутыми и опасными виражами. Ну а болиды «Формулы-1» — это те же истребители, только на земле.

Во время съемок «Топ Ган» Том Круз познакомил Косински с семикратным чемпионом мира в гонках «Формулы-1» Льюисом Хэмилтоном. При посредничестве британского пилота все и завертелось.

 

Как сообщает The Hollywood Reporter, на подготовку сделки ушло почти пять месяцев. Поддержать проект решился Apple, который и покажет его на своей платформе после недолгой демонстрации в кинотеатрах. Хэмилтон, уже в качестве продюсера нового проекта, свел голливудскую команду с руководством «Формулы-1» и непосредственно с исполнительным директором Стефано Доменикали, сменившим на этом посту Кэри Чейза. В группу, работающую над фильмом, вошла почти вся команда «Мэверика»: Эрен Крюгер в качестве главного сценариста, Джерри Брукхаймер в качестве продюсера. Вот только на роль главной звезды позвали не Тома Круза, а Брэда Питта.

Брэд Питт с командой Williams во время Гран-при США Формулы-1 (Фото Dan Istitene - Formula 1·Formula 1 via Getty Images)

Питт сыграет вернувшегося в дело бывшего гонщика, который собирается обучать и наставлять молодого коллегу. Чтобы актеры походили на реальных гонщиков, помогает в кастинге Льюис Хэмилтон, он же отвечает за то, чтобы все в фильме было реалистично. В последнее время стало известно, что к актерскому составу присоединились Демсон Идрис («Снегопад»), Керри Кондон («Рим») и Тобайас Мензис («Рим» и «Корона»).

О подготовке к съемкам нового фильма стало известно еще в январе 2022 года, и довольно долгое время ходили слухи, что для Питта и его съемочной группы временно создадут 11-ю команду «Формулы-1», а сам гонщик будет участвовать в заездах на настоящем болиде. На самом деле, киношники обойдутся без отдельной команды, но зато обзаведутся с собственным боксом, а снимать Брэда Питта за рулем станут в перерывах между гонками, когда на трассе не будет других автомобилей. Актер уже вовсю тренируется и наездил более 1000 км на специально модифицированной под него машиной «Формулы-2» (этим занимались инженеры «Мерседеса»). Уже потом с помощью технологий на этапе постпродакшна этот автомобиль превратят в болид «Формулы-1», как, собственно, это происходило с самолетами при съемках «Топ Ган», а плавящего асфальт в одиночестве Питта интегрируют в реальную гонку.

Съемки, по словам Стефано Доменикали, будут проходить во время гоночных выходных во второй половине сезона 2023 года, а начнется все уже скоро — в Сильверстоуне во второй уик-энд июля, на Гран-при Великобритании. Заезды в фильме будут реальные, гонщики и болиды — настоящие, внутренняя кухня в паддоке — тоже. И хотя Доменикали называет проект «очень инвазивным», команды готовы потерпеть ситуацию, когда вокруг будут крутиться операторы, кричать режиссеры, а трассу, пусть и пустую, объезжать актеры. В прошлом году во время Гран-при США в Остине голливудская команда провела презентацию проекта перед представителями всех «конюшен», и те согласились поддержать начинание. А директор Haas Гюнтер Штайнер был особенно впечатлен технологиями, которые будут использованы при съемках фильма.

 

«Это еще один шаг в нашем развитии. Мы искренне верим, что это позволит «Формуле-1» оказаться в другом измерении», — заявил Стефано Доменикали в интервью Motorsport.com. На вопрос о том, будет ли фильм прямым источником дохода для F1 или же это пиар-инструмент, он ответил: «Это будет и то, и другое. Фильм поможет нам привлечь новую аудиторию, а также дополнительный доход в будущем».

Доменикали надеется, что именно голливудское кино, чей предположительный бюджет составляет $140 млн, «отразит весь блеск, гламур и острые ощущения «королевских гонок», покажет насколько F1 прогрессивна, пытаясь представить свой продукт на разных платформах и поможет привлечь внимание разных групп людей».

Про разные платформы Доменикали упомянул неслучайно. Сообщается, что помимо Netlix с документальным сериалом и Apple с полнометражным художественным фильмом, «Формула-1» сотрудничает с Bedrock Entertainment при производстве телесериала под рабочим названием One про вымышленную семейную команду F1 с Фелисити Джонс («Изгой один. Звездные войны: истории», «Инферно») в главной роли.

«Мы не можем полагаться на Drive to Survive, как на долгосрочный рекламный инструмент, — сказал генеральный директор Liberty Media Грег Маффей. — Это не может быть нашим единственным средством продвижения, мы должны быть свежими и постоянно менять игру. Несмотря на то, что документальный сериал имеет огромное значение, его аудитория не так уж велика».

 

Netflix не публикует цифры, по которым можно было бы судить об аудитории сериала, но Newsweek приводит данные Nielsen: за первую неделю пятого сезона в феврале 2023 года у шоу было почти 570 000 зрителей — это на 40% больше, чем у начала 4 сезона 2022 года, и это больше, чем когда-либо для этого сериала.

При этом предыдущий фильм Джозефа Косински и Джерри Брукхаймера «Топ Ган: Мэверик» стал самым кассовым фильмом Тома Круза и самым кассовым фильмом студии Paramount за всю историю. Боссы «Формулы-1», наверняка, надеются, что проект с Брэдом Питтом о вымышленной команде Apex Racing (сам фильм пока еще не имеет названия) будет не менее популярным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+