К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Скорость и смертельная опасность: как «24 часа Ле-Мана» стала легендарной гонкой

Фото Ker Robertson / Getty Images
Фото Ker Robertson / Getty Images
В июне автогонка «24 часа Ле-Мана» отметила столетний юбилей. За это время локальное соревнование превратилось в культурный мировой феномен. Гонка приобрела миллионы фанатов по всему миру и унесла десятки жизней. Forbes.Спорт рассказывает, как трасса на севере Франции изменила мир автоспорта

Машины разгоняются до 400 километров в час

Наряду с «Формулой-1» и ралли «Дакар», «24 часа Ле-Мана» является самым известным автосоревнованием в мире. Но именно эту гонку можно назвать уникальной, ведь она совмещает в себе черты других турниров. Для победы нужна не только скорость и опережающие конкурентов характеристики машины, но и выносливость гонщика.

«Участие в «24 часах Ле-Мана» — уже достижение. Пересечение финишной черты — это, безусловно, большое достижение. А победа… Она бесценна. Поймите, гонка не может пройти без проблем. Поэтому победа в ней и является столь особенной», — объяснял пятикратный ее победитель Эммануэле Пирро.

Главной особенностью является смена пилотов и разделение участников на классы. В «24 часах Ле-Мана» выступают команды. Несколько пилотов (как правило, три) управляют одной машиной поочередно. Сейчас одному гонщику не позволяют быть за рулем более четырех часов подряд и 14 — в сумме. Но так было не всегда.

 

Изначально разрешалось заявлять команды из одного гонщика. Были пилоты, которые решались самостоятельно провести за рулем весь день, чтобы сэкономить время на пересменке водителей. Стоит ли говорить, что тактика себя не оправдала? В итоге выступать в одиночку было запрещено.

Пилоты соревнуются в четырех классах, которые делятся по особенностям машин. Гонщики борются как за победу в зачете своего класса, так и в общем зачете. Лучшим считается тот, кто закончит больше кругов за 24 часа гонки. То, что гонка идет ровно сутки, считается визитной карточкой «Ле-Мана». Из-за этого пилотам приходится водить как днем, так и ночью. Машины стартуют ровно в 15:00, а на следующий день в это же время фиксируются результаты.

 

Еще одной фишкой является сама трасса. Одна часть маршрута проходит по специальному гоночному треку, другая — по обычной общественной дороге вблизи городка Ле-Ман. Конечно, в это время место проведения перекрывают для обычных машин, но это все равно сказывается на результатах. Дело в том, что покрытие обычных дорог не столь качественное, как на профессиональной трассе. Потому приходится быть готовым, что после идеально ровного полотна ты можешь попасть на колдобину. Несмотря на эти особенности, машины пилотов способны развивать невероятные скорости.

«На круге есть несколько прямых отрезков, на которых мы успеваем разогнаться быстрее 300 км/ч. Работники трассы мне рассказывали, что скоростной рекорд «Ле-Мана» составляет 405 км/ч. Выбрать правильный момент для торможения на такой скорости непросто, а ночью это становится невероятно сложной задачей», — рассказывал французский гонщик Яннис Дальмас.

На «24 часах Ле-Мана» случилась самая страшная трагедия автоспорта

Добавьте к этому погодные условия, которые могут изменяться по несколько раз за день, и получите крайне опасную трассу, с которой удается справиться далеко не всем. Одно дело — просто разбить машину, другое — пострадать самому. За вековую историю гонка унесла жизни 22 пилотов, а последняя трагедия случилась 10 лет назад. При этом трасса стала причиной смертей гораздо большего числа людей.

 

Самая страшная страница биографии гонки датирована 1955 годом. Француз Пьер Левег не справился с управлением своего Mercedes-Benz, врезался в соперника и вылетел с трассы. По оценкам свидетелей, на момент аварии машина разогналась примерно до 240 км/ч.  Автомобиль разбился на множество частей, которые полетели в толпу зрителей, стоявших у дороги. В результате погибли 82 человека. Оторвавшийся капот буквально выступил в качестве гильотины для нескольких жертв. Эта трагедия до сих пор считается самой смертоносной в истории автоспорта.

Гонка 11 июня 1955 (Фото Fox Photos·Getty Images)

Там, где есть риск, всегда есть зрители. Поэтому «24-часа Ле-Мана» привлекает столько фанатов. Каждый год к городку съезжается около 250 тысяч человек. Конечно, цены на местные отели и апартаменты в этот период всегда взлетают, потому множество любителей автоспорта пользуются кемпингами и палатками, оккупируя все местные лужайки.

Ле-Ман каждый июнь становится и местом притяжения знаменитостей. В этом году, например, на трибунах были замечены Леброн Джеймс, Том Брэди и звезда сериала «Анатомия страсти» Патрик Демпси. Последний, кстати, даже несколько раз принимал участие в «24 часах Ле-Мана» в качестве участника. Правила формирования команд разрешают заявлять практического кого угодно, что позволяет видеть среди пилотов актеров и музыкантов.

«Дебют на «24 часах Ле-Мана» остается одним из величайших событий в моей жизни! Рассвет для меня является самым тяжелым периодом гонки. В этот момент ты уже весь в синяках, у тебя невероятная усталость. Серьезно, я чуть не заплакал в этот момент! Но нужно продолжать, преодолеть себя и передать машину партнеру с хорошим временем», — вспоминал актер свое первое выступление в гонке.

Однажды Демпси даже занял второе место в зачете своего класса и оказался на подиуме. Там актер обливался шампанским с другими призерами. Эта традиция, кстати, зародилась именно в Ле-Мане, когда один из пилотов решил необычным образом распорядиться подаренной бутылкой шампанского в 1967 году. Сейчас ни одно награждение в гонках уже нельзя представить без традиционного обливания.

 

Гонку в Ле-Мане точно можно назвать легендарной. Только она в мире автоспорта имеет столь уникальное сочетание скорости и выносливости, совмещая в себе самые важные элементы «Формулы-1» и «Дакара». Этот микст и привлекает столько фанатов по всему миру, которые каждый июнь на день отвлекаются от всех дел и посвящают 24 часа жизни любимому соревнованию.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+