Катар и ФИФА снова критикуют за нарушения прав рабочих при подготовке к ЧМ-2022
Рабочих-мигрантов по-прежнему обделяют в Катаре
Ресурсный центр по вопросам бизнеса и правам человека (Business & Human Rights Resource Centre, или BHRRC) активно занялся изучением проблемы с мигрантами в Катаре. Вопросы к обращению с наемными рабочими в стране всплыли во время подготовки к чемпионату мира по футболу, который прошел в ноябре – декабре 2022 года. Турнир принес Международной федерации футбола (ФИФА) рекордную прибыль в размере $7,5 млрд, но правозащитники уверены, что в ФИФА не позаботились о тех, кто полгода назад создавал праздник для болельщиков по всему миру.
«Мы работаем, чтобы продвигать права человека в бизнесе и искоренять злоупотребления. Мы усиливаем голоса уязвимых и правозащитников в гражданском обществе, СМИ, компаниях и правительствах», — говорится на сайте Business & Human Rights Resource Centre и уточняется, что в их команду входят бывшие бизнесмены, правозащитники и ученые.
Ресурсный центр опросил 78 репатриантов и рабочих, которые остались в Катаре после чемпионата мира. Среди них оказались представители стран Южной Азии (Бангладеша, Индии, Непала, Пакистана) и Восточной Африки (Кении, Уганды). Все они признались, что подвергались трудовой эксплуатации во время ЧМ: 20 из них наняли официальные подрядчики Катара-2022, 17 работали на стадионах мундиаля и других объектах ФИФА.
По данным опроса BHHRC, с 73 рабочих взималась плата за получение работы (от $184 до $4670), 35 мигрантов признались, что им угрожали и запугивали, чтобы они не говорили о несправедливом наборе. При этом только 11 опрошенных были осведомлены о механизме рассмотрения жалоб в области прав человека ФИФА, и лишь девять, проработав год, смогли поменять работу по своему желанию, 41 человек сослался в этом вопросе на такие препятствия, как взятки.
«Я получил зарплату всего за два месяца, — сказал один из пакистанских охранников. — Они говорят, что на данный момент у них нет средств для оплаты, и когда они их получат, то переведут на наш счет».
Рабочие-мигранты также жалуются на невозможность получить оплату за сверхурочную работу, на контракты, отличающиеся от изначально обещанных, и на более низкую заработную плату, чем было обговорено.
«Мне приходилось работать с утра до вечера, — заявил непальский розничный продавец. — По контракту я должен был работать восемь часов в день и шесть дней в неделю, но первые три месяца мне приходилось работать по десять часов в день. Позже мой рабочий день увеличился до 14 часов в день. После чемпионата мира мой работодатель попросил меня работать по 17 часов в день без оплаты сверхурочных. Я отказался от таких условий и с помощью Национального комитета по правам человека в Катаре вернулся на родину».
Ресурсный центр пришел к выводу, что компаниям «систематически не удавалось напрямую взаимодействовать с рабочими, чтобы понять и снизить риски, с которыми они сталкивались». «Специальная платформа» для сообщений о нарушении прав человека, связанных с чемпионатом мира, которую вела ФИФА, тоже своего эффекта не имела.
«Нам дали карточки ФИФА, на которых были номера, по которым мы могли позвонить. Однако, как только закончился чемпионат мира, все эти цифры ушли в никуда, и кажется, что ФИФА упаковала вещи, как только турнир закончился, не позаботившись о тех, кто остался», — сказал пакистанский охранник.
BHRRC в отчете заявил, что жестокое обращение с рабочими-мигрантами в Катаре должно прекратиться, а к ЧМ-2026, который пройдет в США, Канаде и Мексике, ФИФА должна проработать механизмы рассмотрения жалоб на нарушения прав человека.
ФИФА и Верховный комитет по проведению и наследию дали ответ
Верховный комитет по проведению и наследию Катара (SC) был создан правительством эмирата для планирования и подготовки к чемпионату мира. Организация готовила стадионы, аэропорт, транспортную систему и гостиницы к турниру, задействовав около миллиона рабочих со всего мира. Все они, со слов представителей SC, попадали под стандарты социального обеспечения работников: «Объем нашей программы распространяется на строителей, а также на тех, кто связан со службой безопасности, управлением объектами, ведением домашнего хозяйства, клиниками, транспортом, продуктами питания и так далее».
Проблем со злоупотреблениями на рабочем месте, по утверждению SC, ни с кем не возникло, потому что специальные инспекторы по трудовым вопросам контролировали все процессы, в том числе опросили 8086 рабочих о соблюдении их работодателями трудового законодательства. А вот более 49 000 рабочих, в том числе те, кто не входил в состав SC, обратились в специальные службы из-за неполной оплаты найма и в порядке очереди получили возмещение на общую сумму 86,6 млн катарских риалов.
Верховный комитет отчитался, что примерно 400 компаний-подрядчиков раздали более 44 000 осведомительных карточек мигрантам с номерами горячей линии для жалоб — 1200 из них поступили в преддверии и во время чемпионата мира. 95% жалоб было решено.
В ФИФА тоже ответили на запрос Business & Human Rights Resource Centre, заявив, что прогресс по трудовому законодательству в Катаре требует времени.
«Международные эксперты и представители профсоюзов, которые оценивали программу защиты прав работников чемпионата мира по футболу, неоднократно признавали, что она привела к усилению защиты и благосостояния работников турнира. В целом, по данным Международной организации труда, трудовые реформы Катара принесли пользу сотням тысяч рабочих, а чемпионат мира по футболу стал важным катализатором этих реформ. Бесспорно, что осуществление таких преобразующих реформ требует времени и что необходимы активные усилия для обеспечения того, чтобы реформы приносили пользу всем трудящимся в стране».
В ФИФА также пообещали предоставить данные о жалобах в рамках общей отчетности по турниру. А пока все примеры нарушений прав человека, затронутых Ресурсным центром, проверяются сторонним оценщиком.
Сколько людей погибло в Катаре и как сборные защищали права рабочих
Катар с населением около трех миллионов человек, из которых 88% — иностранные граждане, потратил на инфраструктурные проекты к ЧМ-2022 от $220 до $300 млрд. К строительству объектов были привлечены порядка миллиона человек, которые в первые же дни работы столкнулись с системой кафала, регулирующей найм рабочих-мигрантов. Система дает работодателям чрезмерный контроль: запрещает менять работу и покидать страну. С 2017-го в Катаре начали борьбу против кафалы, установив минимальную заработную плату, прекратив конфискацию документов, разрешив выезд желающих за пределы страны и запретив работать в полдень в летнее время из-за аномальной жары. Новый трудовой закон от 2020 года положил конец наиболее проблемным элементам системы кафала, но проблемы, как показал отчет BHRRC, остались.
В феврале 2021-го, за девять месяцев до чемпионата мира в Катаре, The Guardian выпустила материал о человеческих жертвах мундиаля. По информации британских журналистов, в среднем 12 рабочих-мигрантов из пяти стран Южной Азии (Индии, Пакистана, Непала, Бангладеша и Шри-Ланки) умирали каждую неделю с тех пор, как в 2011-м Катар получил право на проведение чемпионата мира. За 10 лет жертвами стали 6500 рабочих.
Вот только две истории, раскрытые The Guardian: Глах Сингх из Непала заплатил почти 1000 фунтов стерлингов за прием на работу уборщиком в лагере рабочих, строящих стадион, а через неделю покончил с собой. Мохаммад Шахид Миах из Бангладеша погиб от удара электрическим током на рабочем месте после того, как вода попала на оголенные кабели.
Правительство Катара заявило, что общее количество погибших, по версии The Guardian, вводит в заблуждение, поскольку не все зарегистрированные смерти были связаны с людьми, работавшими над проектами, связанными с чемпионатом мира. В заявлении говорилось, что многие из умерших работали в Катаре в течение нескольких лет и могли умереть от старости или других естественных причин. В отчете правительства совсем другие цифры: в период с 2014-го по 2020 год на строительных площадках стадионов чемпионата мира погибло 37 человек, и только трое из них были «связаны с работой».
«За последнее десятилетие тысячи рабочих вернулись домой в гробах без объяснений близким, — сказал Стив Кокберн, глава отдела экономической и социальной справедливости Amnesty International. — Продолжающиеся споры о количестве рабочих, погибших при подготовке к чемпионату мира, обнажают суровую реальность того, что так много семей погибших все еще ждут правды и справедливости».
Тема защиты прав человека не обошла стороной и футбольные сборные в Катаре: ФИФА обратилась к 32 командам с просьбой не втягивать спорт в идеологические и политические битвы, а также не раздавать моральные уроки. В ответ десять европейских футбольных ассоциаций заявили, что «права человека универсальны и применяются везде», сборная Австралии выпустила видео с критикой Катара за жестокое обращение с рабочими-мигрантами, а датские футболисты играли в полностью черной форме в знак протеста против нарушений прав человека в Катаре.