Самый ценный матч в мире: в Лондоне за 90 минут разыграют 200 млн фунтов
Финал плей-офф Чемпионшипа — английской второй лиги — неспроста называют самой дорогой игрой года. Победитель получит не только право выступать в высшем дивизионе — Английской премьер-лиге (АПЛ), но и гарантирует себе долгосрочные выплаты минимум на 197 млн фунтов (почти €226 млн). В мировом спорте больше нет примеров того, чтобы такие суммы разыгрывались в одном матче.
Сколько заработают победители матча?
В АПЛ, как почти во всех мировых лигах, клубы зарабатывают не только на билетах и спонсорских сделках, но и благодаря контрактам лиги. Премьер-лига с большим отрывом лидирует по доходам в Европе — британские и мировые бродкастеры платят свыше 3 млрд фунтов за телевизионные права.
По этому показателю АПЛ в 2023-м находится на втором месте в мире после НФЛ. Даже УЕФА зарабатывает на продаже прав на трансляции Лиги чемпионов меньше, хотя здесь играют все топ-клубы мира. Но это вполне объяснимо: в Премьер-лиге намного больше матчей и ритмичный календарь с гарантированными хитами в прайм-тайм каждую неделю. Правда, уже через несколько лет ситуация может поменяться: УЕФА реформирует турнир, плюс АПЛ по доходам должна обойти НБА.
Большая часть средств, зарабатываемых АПЛ, распределяется между 20 клубами-участниками. В прошлом году выплаты составили 2,54 млрд фунтов, в нынешнем сезоне ожидаются такие же перечисления. Источники денег — местные бродкастеры (1,34 млрд, 53% от общей суммы), международные ТВ-компании (1,06 млрд, 42%) и коммерческие партнеры лиги (136 млн, 5%).
Финансовое благополучие АПЛ обусловлено бешеной популярностью чемпионата, и, что самое главное, конкурентной борьбой за ТВ-права. Чем больше бродкастеров хотят показывать Премьер-лигу, тем больше и чек. Борьба проходит не только в Англии (сейчас права принадлежат Sky и BT Sport), но и за рубежом. К примеру, в США права принадлежат холдингу NBC Universal. И даже ковид не помешал лиге успешно подписать новые контракты по выгодной цене.
Распределение выплат между клубами АПЛ в сезоне 2021/22 было таким:
- 1,75 млрд фунтов поделены поровну;
- 432 млн распределены в зависимости от занятых мест в чемпионате;
- 354 млн от британских ТВ-компаний переданы командам в зависимости от числа матчей, показанных по телевидению (это важный аспект, так как не все игры можно посмотреть на экране телевизора);
В результате, худший клуб сезона — «Норвич» — заработал 100,6 млн фунтов (116 млн евро). Это больше, чем получили за сезон от своих лиг чемпионы Испании, Германии, Италии или Франции. И даже в Лиге чемпионов сезона-2021/22 превзойти такие призовые смогли только финалисты турнира — «Ливерпуль» (119 млн) и «Реал» (133 млн).
Хоть это и не совсем справедливая структура, так как все равно большинство зрителей за пределами Великобритании следит лишь за топ-командами, но она обеспечивает стабильный рост всей лиги. Так, согласно исследованию Deloitte, в прошлом сезоне в число 30 клубов планеты с наибольшей выручкой попали 16 представителей АПЛ.
То есть, победитель финала Чемпионшипа заработает минимум 89 млн фунтов в следующем сезоне при условии, что ни одна его игра не попадет на ТВ. Но это практически нереальный сценарий, так что стоит прицеливаться на минимальные выплаты в 100 млн фунтов.
Большие ли это деньги для финалистов?
Для «Лутона» и «Ковентри» 100 млн фунтов — это гигантские деньги, ни у одной из этих команд и близко не было подобных годовых доходов.
В прошлом сезоне выручка «Лутона» составила всего 13 млн фунтов, расходы по зарплате составили всего 14 млн. То есть, в АПЛ за сезон, даже проиграв все свои матчи, команда все равно заработает почти в 8 раз больше своих прежних годовых доходов. А ведь еще 10 лет назад назад она выступала в Национальной лиге — пятом по силе дивизионе Англии.
У «Ковентри» ситуация с доходами немногим лучше: в прошлом сезоне они составили 18,1 млн фунтов. В случае выхода в АПЛ прирост выручки составит минимум 450%. А ведь это только выплаты от лиги, вместе с победой в финале плей-офф с большой вероятностью придут и спонсоры. Плюс есть еще и выручка от абонементов, билетов, продаж футболистов и так далее.
Однако вслед за столь резким взлетом доходов клуб в случае вылета может постигнуть жесткий финансовый кризис. Тем более что у «Лутона» и «Ковентри» нет богатых владельцев. Но АПЛ нашла механизм и для решения этой проблемы — «парашютные деньги», которые нужны, чтобы клуб, накупивший дорогих игроков для выступлений в АПЛ, не разорился на следующий день после вылета из высшей лиги.
Команды, вылетевшие из АПЛ, по подсчетам Forbes гарантировано получат от лиги 43-45 млн фунтов в следующем сезоне. Если клуб не вернется в лигу, то «парашютные» составят 35-36 млн, а потом — уже 16. Выплаты будут приходить в течение трех лет. Поэтому для участников финала в Лондоне стоимость победы увеличивается с 100,6 млн до 197 млн фунтов. На эти деньги «Лутон» может жить, при нынешних тратах, более 10 лет.
Какие выплаты в других лигах?
Такие денежные матчи есть не только в английском чемпионшипе. Плей-офф за право играть в высшей лиги есть в Испании и Италии, а в Германии, как и в России, каждый год проходят стыковые матчи. Во Франции ранее они тоже были, но из-за уменьшения местной Лиги 1 с 20 до 18 клубов, их на сезон отменили.
Но все эти матчи по финансовой значимости никак не сравнятся с игрой в Англии. В Германии, например, победитель стыкового матча по расчетам Forbes гарантирует себе минимум 30 млн евро на следующий сезон. В Италии и Испании на кону стоят примерно такие же суммы.
В России стыковые матчи в нынешнем сезоне резко подорожали. Из-за проблем с лицензированием команд Первой лиги 13-й и 14-й клубы РПЛ не смогут встретится с 3-й и 4-й командой низшего дивизиона. Квоты будут «спущены» вниз по таблице. Но это никак не уменьшает ценности встречи: на кону будет стоять минимум 316 млн рублей (около 3,7 млн евро).