Блэкаут: как забастовки во Франции угрожают теннису, Каннам, «Формуле-1» и Олимпиаде
Рано или поздно это должно было случиться, ведь спорт из-за своей популярности является очень привлекательной платформой для привлечения внимания: выключая свет на стадионе во время футбольного матча, можно рассчитывать на более сильный эффект, чем от стука кастрюлями во время пикета. Французские профсоюзы осознали это не сразу, но теперь готовы превратить спортивные арены в площадки для своих выступлений.
Против повышения пенсионного возраста с 62 до 64 лет во Франции протестуют с января, когда законопроект только намеревались принять. С тех пор документ уже прошел Сенат, а также особую процедуру принятия правительством без участия нижней палаты парламента и был одобрен Конституционным советом 14 апреля, а сразу же после этого подписан президентом Франции Эмманюэлем Макроном, но общенациональные манифестации продолжаются.
Самые массовые акции прошли в марте, и мэрия Парижа уже оценила ущерб, нанесенный в последние два месяца, в €1,6 млн. Урон от масштабной демонстрации 1 мая еще предстоит посчитать, а он будет немалым, поскольку на улицы по всей стране, по данным полиции, вышло 782 000 человек. Если же верить статистике профсоюза CGT («Всеобщая конфедерация труда»), то демонстрантов было в три раза больше — 2,3 млн.
Финансовые потери будут продолжаться, и теперь частично их будут нести огранизаторы крупных спортивных мероприятий. Представители энергетической отрасли при профсоюзе — CGT Energie — официально заявили, что могут отключить электричество во время проведения Открытого чемпионата Франции по теннису, который пройдет с 28 мая по 11 июня, Гран-при Монако «Формулы-1», основная гонка которого также пройдет 28 мая, а также во время Каннского кинофестиваля (16 — 27 мая) и Авиньонского театрального фестиваля (5 — 25 июля).
«Макрон обещал, что за 100 дней все успокоится, мы обещаем ему 100 дней действий и гнева! Мы далеки от смирения. В мае делайте, что хотите! Каннский фестиваль, Гран-при Монако, «Ролан Гаррос», Авиньонский фестиваль могут пройти в темноте», — говорится в заявлении объединения.
Свет уже начал гаснуть
Отключения начались даже раньше. В марте, еще до официальных обещаний, временно без света остался стадион «Стад де Франс», а также некоторые строительные объекты Олимпийской деревни Парижа, который готовится принять Олимпийские игры 2024 года.
27 апреля во тьму погрузился стадион «Арманди» во время регбийного матча между «Аженом» и «Невером». Отключение электроэнергии случилось примерно через 50 минут после начала игры: по замыслу бастующих темнота должна была наступить на отметке 49:30, чтобы символизировать статью конституции 49.3, которой воспользовалось правительство, чтобы избежать голосования в Национальной Ассамблее, нижней палате парламента.
Свет вернулся примерно через 30 минут, а матч закончился победой «Невера». Никаких неприятных инцидентов зафиксировано не было, но представители клубов и регбийной лиги намеревались подать жалобу. «Микрофон диктора также был отключен, поэтому не было возможности им сообщить, чтобы оставались на месте. Мы понятия не имели, что происходит и сколько это будет продолжаться», — цитирует представителя ассоциации болельщиков «Ажена» Марианну Лафон FranceInfo. Президент же клуба Жан-Франсуа Фонтено в эфире Canal+ назвал эту акцию безответственной: «Стадион был полон, а на трибунах были пожилые люди, которые оказались в темноте».
Были опасения, что электричество отключат и во время финала Кубка Франции между «Нантом» и «Тулузой» 29 апреля, потому что на матче ожидался Эмманюэль Макрон. И хотя президент Франции действительно появился на стадионе, противники пенсионной реформы ограничились массовым свистом в его адрес, который начался на все той же отметке 49:30 на табло, а также раздачей 30 тысяч красных карточек перед стартом игры.
«Ролан Гаррос» готов к любой ситуации
На кортах теннисного комплекса «Ролан Гаррос» уже укладывают свежий грунт и надеются на присутствие в сетке короля Открытого чемпионата Франции Рафаэля Надаля, бравшего этот трофей 14 раз. Турнир Большого шлема стартует 22 мая с квалификаций, основная сетка начнет играть 28-го.
Угрозы отключения электричества организаторы стараются не комментировать, но утверждают, что готовы к любым ситуациям. «Наша команда работает в тесном сотрудничестве с полицией и службами безопасности, но это не связано с реакцией на пенсионную реформу, — говорит генеральный директор Федерации тенниса Франции Каролин Флисье. — Наша цель — иметь гибкую систему, способную адаптироваться к любой ситуации».
Акция в соседнем государстве
Угроза CGT Energie обесточить гонку «Формулы-1» в Монако звучит особенно удивительно, учитывая, что соревнования проходят в соседнем государстве. Тем не менее, именно Франция обеспечивает княжество энергией, так что провести эту акцию профсоюз действительно может.
Пока ни представители «Формулы-1», ни Международная автомобильная федерация (FIA) не комментировали ситуацию, но на всех этапах гоночного Гран-при установлены генераторы, работающие в автономном режиме.
Можно также вспомнить, что в период «100 дней гнева» во Франции пройдет многодневная велогонка «Тур де Франс», она начнется 1 июля в Бильбао (Испания) и до первого этапа на французской территории доберется к 4 июля, а завершится 23 июля в Париже на Елисейских полях. Профсоюз энергетиков не включил гонку в свой план, тем не менее, призывы сорвать ее, а также чемпионат мира по регби, который пройдет в девяти французских городах с 8 сентября по 28 октября, звучат в социальных сетях.
Поле битвы — Олимпиада
Самое главное спортивное событие во Франции пройдет в 2024 году, когда Париж примет летние Олимпийские игры. Хотя до открытия еще очень далеко, но повлиять можно и на подготовку, которая как раз в самом разгаре. В социальных сетях набирает силу хэштег «Нет выхода на пенсию, нет Олимпийских игр», и это движение может быть очень многочисленным.
28 апреля активисты заблокировали вход на строительную площадку будущего олимпийского Центра водных видов спорта, развели там большой костер и сорвали рабочий график. Как сообщает Le Figaro, среди организаторов акции были и представители профсоюза CGT.
Однако не все французские профсоюзы согласны с призывами сорвать Олимпиаду. Лоран Берже, лидер Французской демократической конфедерации труда (CFDT), заявил, что он против подрывных действий, связанных с Парижем 2024 года: «Олимпийские игры должны быть праздником, это должен быть волшебный момент для всех, кто любит спорт».
Помимо призывов сорвать работу строительных объектов «Парижа-2024» существует еще так называемое движение «фальшивых волонтеров». Активисты запланировали массово подать заявки на участие в Играх в качестве волонтеров, а в самый последний момент не прийти или же устроить что-то вроде итальянской забастовки — прийти и не работать. Об этом сообщает портал Inside The Games со ссылкой на французскую коммунистическую газету L'Humanité.
Кампанию организовала группа активистов Saccage 2024 («Разрушение 2024»), которые в принципе выступают против проведения Олимпиады. «45 000 человек будут бесплатно работать на возмутительных условиях для частных компаний, которым будет принадлежать и вся прибыль от мероприятия», — описал в интервью L'Humanité свое видение Олимпийских игр член группы по имени Жан.
Впрочем, директор волонтерской программы Олимпиады Александр Моренон-Конде уверен, что их процесс отбора, во-первых, позволяет распознать, насколько искренним является желание кандидата, а во-вторых, в их распоряжении будут запасные волонтеры, готовые заменить тех, кто не явится на работу.
Прием заявок в волонтерскую программу закончился 3 мая, и по словам организаторов, их было подано более 200 тысяч, так что выбор будет большим.
Пока же хэштег «Нет выхода на пенсию, нет Олимпийских игр» все еще остается популярным, министр спорта Франции Амели Удеа-Кастера увещевает протестующих. «У меня такое чувство, что все считают эти Игры Играми французов. Но мы просто готовим их как команда, а проходить они будут для 15 тысяч спортсменов и для миллионов людей, купивших билеты или же следящих за соревнованиями по телевизору. Выступая против Игр, вы выступаете против спортсменов, против их олимпийской мечты», — цитирует министра RMC Sport. — «Это все олимпийская мечта. И желание играть против Игр — это игра против ассоциаций, это игра против спортсменов. Я не думаю, что это то, что нужно для нашей страны, и что французы хотят увидеть и испытать».