К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Ольга Ларина, «Озон Фармацевтика»: «Каждый год мы растем быстрее рынка»

Ольга Ларина, «Озон Фармацевтика»: «Каждый год мы растем быстрее рынка»
«Озон Фармацевтика» в 2024 году выпустила более 321 млн упаковок лекарств. Сейчас это одно из ведущих фармпредприятий в России. Компания работает с 2001 года, имеет три исследовательские лаборатории и 16 производственных площадок. О том, как эффективно работать во всех фармацевтических нишах — от дженериков до сложных наукоемких препаратов, связанных с биотехнологиями, — мы поговорили с коммерческим директором группы, членом совета директоров «Озон Фармацевтика» Ольгой Лариной
Реклама,
ООО «ОЗОН»

— Хочется начать с цифр. В вашем прайсе более 500 наименований, преимущественно из перечня жизненно важных. Почему при таком широком ассортименте у вас нет собственной аптечной сети?
— Это не единственный показатель. Мы выпускаем около 1 млн упаковок в день. У нас действительно один из самых больших продуктовых портфелей в России — 535 регистрационных удостоверений на препараты, в этом году наш активный прайс по SKU[1] увеличится до 870 единиц. Мы рассматривали аптечное направление, но решили от него отказаться. Это другая бизнес-модель: сейчас аптеки предлагают от 4000 наименований, и нам пришлось бы закупать «чужой» ассортимент. Изучив все эти моменты, мы поняли, что это не наша стратегия развития. Каждый должен заниматься своим делом, тем, в чем он силен. Наши компетенции — производство и дистрибуция. Аптечные сети для нас — важные партнеры.

Фото «Озон Фармацевтика»

 — В каких фармацевтических нишах вы сейчас работаете?
— Мы обеспечиваем препаратами пациентов с самыми различными заболеваниями — от кардиологии, эндокринологии и неврологии до онкологии. Повторюсь: это свыше 300 млн упаковок лекарств ежегодно практически во всех нозологических группах. Каждый человек в стране так или иначе знаком с нашей продукцией. Основа нашего портфеля — дженерики. Из них около 90% составляют МНН-дженерики (лекарства без названия), а 10% — бренд-дженерики. Дженерики делают многие, каждый год появляются новые игроки. Мы, как и 24 года назад, смотрим в сторону качества продукции. У нас нулевой процент изъятия продукции с рынка.

Фото «Озон Фармацевтика»

— В прошлом году «Озон Фармацевтика» вышла на IPO[2]. Что это дает для развития компании?
— Мы давно работали по принципам акционерного общества, следуя строгим стандартам прозрачности. Но все же решение выйти на IPO в 2024 году стало важным шагом для еще больших внутренних изменений и модернизации, для соответствия требованиям публичной компании. Что это решение значит для бизнеса? Это доступ к привлеченному капиталу, который направлен на развитие важных наукоемких разработок, сложнейшего производства. Для меня выход на IPO — это не только развитие компании, но и большая личная ответственность перед инвесторами. Это заставляет нас становиться сильнее и еще эффективнее.

 — Компания появилась на рынке, когда новые производства в российской фармацевтике только-только создавались. С чего все начиналось?
— С небольшого завода в городе Жигулевске. Только представьте: в начале 2000-х годов в команде было всего несколько десятков сотрудников, а сейчас работает свыше 2500. Я работаю практически с основания и пришла обычным менеджером, так что я коммерческий директор, знающий все нюансы любого уровня. На моих глазах компания росла. Мы нашли оптимальную модель работы, с фокусом на аптечных сетях, доработали оргструктуру и освоили новые инструменты. За это время были построены еще два высокотехнологичных завода в Самарской области и появились офисы еще в Москве и Санкт-Петербурге. Каждый год мы растем быстрее рынка, и это не наши ощущения, а независимые экспертные оценки. В 2024 году наши продажи на розничном коммерческом рынке в денежном выражении увеличились на 26% — по данным аналитической компании «АЛЬФА РЕСЕРЧ И МАРКЕТИНГ»[3], это лучший показатель роста в топ-10 фармацевтической отрасли России. По доле рынка в упаковках «Озон Фармацевтика» занимает второе место в ренкинге DSM Group. Аналитическая компания RNC Pharma по итогам 2024 года назвала «Озон Фармацевтику» лидирующим производителем рецептурных препаратов с долей более 10% рынка. Все эти данные есть в открытом доступе.

Фото «Озон Фармацевтика»

— Как вы следите за качеством продукции?
— Мы сертифицированы по международному стандарту GMP[4], что подтверждает высокое качество процессов. Наши регулярные инвестиции идут в современное оборудование. У нас очень «молодые» производственные площадки. Средний возраст оборудования на наших предприятиях сейчас — два-три года при стандартном сроке эксплуатации более 20 лет. Мы тщательно отбираем поставщиков сырья (кстати, закупки производятся там же, где закупаются мультинациональные компании) и строго контролируем каждый этап выпуска продукции.

Фото «Озон Фармацевтика»

— С какими основными вызовами в условиях новых реалий сталкивается фармацевтический бизнес в России в целом и ваша компания в частности? И как вы их преодолеваете?
— На мой взгляд, сейчас нивелировалась главная проблема — зависимость фармпроизводителей от импорта сырья. Ситуация стабилизировалась. Нам удалось добиться регулярных поставок качественного сырья.

 — Могли бы вы рассказать об основных ценностях и принципах, которых придерживается «Озон Фармацевтика»? Как они помогают достигать бизнес-целей?
— Мы нацелены на устойчивое развитие. Наша цель — обеспечить доступность наших препаратов для потребителей. Кроме того, мы развиваем своих сотрудников. Работники производства проходят обучение по стандартам GMP. Сотрудники офиса участвуют в специализированных семинарах и тренингах. Топ-менеджмент обучается по программам MBA[5]. Мы привлекаем молодых специалистов, студентам медицинских вузов мы предлагаем оплачиваемые стажировки в разных отделах компании.

 

Фото «Озон Фармацевтика»

— Какие направления вы планируете развивать в ближайшее время?
— Это такие области, как онкология и биотехнология, безусловно, это очень важные социальные направления. Сейчас фокус на двух крупных проектах. Первый — это «Озон Медика», производство препаратов для лечения рака, который строится в особой экономической зоне Тольятти. Второй проект — «Мабскейл», это разработка биотехнологических препаратов на основе моноклональных антител и других рекомбинантных белков. Биотехнология — это высшая степень компетенции в фармацевтике, и мы намерены развивать эту сферу. В обоих случаях это важнейшие проекты с точки зрения государственного канала продаж. Возможность замены дорогостоящих оригинальных препаратов на более доступные аналоги позволяет государству экономить значительные средства бюджета здравоохранения. В текущем бизнесе мы активно осваиваем экспортные направления, это страны СНГ и Ближнего Востока. Наша цель — стать надежным партнером и заметным игроком на международной арене.


[1] Единица складского учета.  [2] Первичное публичное размещение акций.  [3] www.alpharm.ru.  [4] Надлежащая фармацевтическая практика.  [5] Магистр экономического управления.

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости