Теперь ближе: как в Магадане строили новый аэропорт и что это значит для региона
«На сложном грунте»
Проект стал настоящим вызовом для строительной индустрии. Из-за суровых зим и короткого лета сезон для строительства в Магадане очень короткий — около пяти месяцев. В регион не добраться по железной дороге, а вечная мерзлота и трудные гидрогеологические условия делают строительство любого объекта в регионе испытанием для инженеров и подрядчиков.
Возведение терминала проходило под постоянным надзором геокриологов и инженеров-геологов: под землей скрыты линзы вечной мерзлоты, которые по мере оттаивания могла бы стать угрозой для фундамента. Чтобы избежать деформаций и разрушений, подрядчики выбрали стратегию глубинных укреплений, создав специальную «подушку», компенсирующую влияние нестабильных грунтов.
Территория аэропорта, расположенная в межгорной впадине, дополнительно усложняла задачу: подземные воды и льды могли ускорить гидрогеологические процессы. Только постоянный мониторинг позволил вовремя корректировать решения и предотвращать потенциальные аварии.
Еще одной трудностью стало отсутствие в регионе рынка строительных услуг и местного производства материалов. Практически все необходимое пришлось завозить с материка морем, что занимало от трех до семи недель. Тем не менее объект удалось реализовать всего за два года.
Контроль качества
При реализации подобных амбициозных проектов особенно заметна роль технического заказчика, задача которого превратить в единый механизм коллектив подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования и строительных бригад.
При строительстве терминала Международного аэропорта «Сокол» техническим заказчиком выступила группа компаний «Спектрум». Эксперты компании не просто следили за тем, чтобы технические требования и стандарты были соблюдены, но и оперативно решали все вопросы, возникавшие при работе в экстремальных условиях: обеспечение безопасности на стройплощадке, предотвращение рисков, связанных с геокриологическими процессами, контроль качества каждого этапа — от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.
Отдельным успехом стал сбор команды подрядчиков со всей России для работы на проекте в отдаленном регионе с суровым климатом. Не все специалисты были готовы переехать, а в Магаданской области проживает менее 200 000 человек.
Технологии нового поколения
При работе над терминалом применили энергоэффективные технологии, учитывающие экстремальные температуры и высокую влажность в регионе.
При процессе строительства исполнителям получилось удачно заменить проектный керамический кирпич на стеновые керамзитобетонные блоки (СКЦ) местного производства, а также сборные ЖБИ на монолитные конструкции. Это позволило сократить сроки и затраты на строительство, повысить его гибкость и долговечность результата. СКЦ блоки обладают высокой прочностью и устойчивостью к внешним воздействиям, таким как мороз и влажность, а монолитное строительство с отсутствием швов между элементами конструкции улучшает герметичность и устойчивость к трещинам.
В терминале установлены окна с энергосберегающими стеклопакетами для теплоизоляции и защиты от ультрафиолета. В отделке использованы экологически чистые материалы — натуральный камень и дерево для создания гармоничного внутреннего ландшафта в сочетании с современными системами вентиляции и отопления.
Сам терминал оснастили новыми для региона технологиями: двумя телескопическими трапами, адаптированными под климатические условия, вертикальным транспортом, инженерным оборудованием, системой автоматики и диспетчеризации, технологиями контроля доступа.
Интерьеры терминала раскрывают идентичность края, говорят о богатстве недр и трудовых достижениях Магаданской области, а присутствие символов, посвященных Владимиру Высоцкому — в здании смонтирован макет гитары легендарного певца — наполняет терминал особым культурным контекстом.
Экономический импульс
Обновление аэропорта имеет особое значение для каждого региона. Аэропорт — это не просто авиационный объект, а точка роста, способная изменить экономический ландшафт и задать вектор развития на годы вперед. Современный терминал в Магадане способен обслуживать до 1,5 млн пассажиров в год. Старое здание также будет использоваться — в нем планируют организовать грузовой терминал и склад временного хранения для увеличения грузоперевозок авиатранспортом.
Улучшение транспортной доступности способно повысить привлекательность этих территорий для туристов и инвесторов, создать новые возможности для локального бизнеса и открыть рабочие места. Удаленный регион теперь получает шанс стать более интегрированным в экономическое поле страны.