Нетворкинг на мировом уровне: как молодому предпринимателю найти партнеров за рубежом
История бренда началась в 2020 году с вечного женского вопроса «Что надеть»? В итоге Лианна Кузнецова, работавшая на тот момент в крупном банке, решила создать свою линейку одежды. У нее уже был небольшой бизнес, приносивший около 1,5 млн рублей выручки в месяц — продажа готовых трикотажных изделий и постельного белья на одном из крупнейших маркетплейсов. Но собственный бренд — это еще и производство. Совсем другой уровень и риска, и инвестиций. Кузнецова закупила швейное оборудование, необходимые ткани, сняла помещение в одном из московских бизнес-центров, наняла таргетолога, конструкторов одежды, швей — всего шесть человек, — и открыла экспериментальный цех.
Нацелилась она на рыночный сегмент middle-up (с англ. средний плюс), по качеству близкий к премиуму, а по ценам — к демократичным брендам. Первый этап развития Diligra был самым трудным, поскольку приходилось совмещать основную работу, бизнес и воспитание двух маленьких детей. «Не буду скрывать, мне было страшно, хотелось, чтобы кто-то помог докрутить бизнес-проект, просчитать финансовую модель», — вспоминает Кузнецова. В чем-то ей помог образовательный проект «Бизнес-уикенд» от Правительства Москвы. А успешная презентация пробных украшений на «Маркете молодых», организованном треком Росмолодежь.Бизнес, побудила вложиться в разработку целой линейки для дополнения костюмной группы. Выпуск украшений был налажен на контрактном производстве. Уже через четыре месяца это направление вышло в плюс.
На тот момент Кузнецова, работая уже в другом банке, занималась экспортно-импортными транзакциями. Она перенесла свой опыт взаимодействия с иностранными партнерами в бизнес: нашла поставщиков хлопковых тканей в Индии, производителя сумок, ремней и кошельков в Китае, которому достаточно было отправить 3D-модели. Прямой контракт с партнером из КНР позволил сократить цикл изготовления (без учета доставки) с 45 дней до двух недель. «Напрямую всегда работать быстрее и зачастую дешевле, но и выйти на такие контакты сложнее», — поясняет Лианна.
В 2022 году она ушла из найма и, помимо бизнеса, начала сотрудничать с Росмолодежью в рамках трека Росмолодежь.Бизнес — как куратор группы молодых предпринимателей в проекте «Бизнес.Поколение» и наставник в проекте «Бизнес.Наставники». Лианна Кузнецова поделилась с нами своими лайфхаками выстраивания международных связей.
Искать сильного партнера и программы поддержки
«Мы сейчас открываем сеть из 5–10 корнеров в топовых торговых центрах. Это будут либо островки 8–10 кв. м, либо павильончики небольшие — до 30 кв. м. На нас смотрят с доверием благодаря шоуруму на Патриарших прудах, — рассказывает основатель бренда. — А решиться на шоурум и в целом побороть страхи мне помогла не только проработка бизнес-проекта, но и «Маркет молодых», и нетворкинг. В одиночку такое проделать очень сложно».
«Маркет молодых» — это площадка для локальных брендов российских ремесленников в возрасте от 14 до 35 лет. В ее рамках молодые бизнесмены получают возможность представить свои собственные товары и заявить о себе на широкую аудиторию. Это позволяет молодым людям не только монетизировать свои умения, но и расширить географию бизнеса, выйти на рынки разных регионов России.
По мнению Кузнецовой, компании проще и быстрее вырасти во взаимодействии с сильным партнером. И дело не в материальной поддержке. Знания, связи, опыт — очень значимые ресурсы. В рамках программы по развитию молодежного предпринимательства в зарубежных странах от треков Росмолодежь.Бизнес и Росмолодежь.+World она участвовала в бизнес-миссии в Узбекистане. Российская делегация встретилась с узбекскими чиновниками и бизнесменами, договорилась о долгосрочных партнерских связях, в том числе о прямых контактах с местными фабриками — когда представитель российского малого бизнеса может приехать на предприятие, посмотреть на технологии производства и подписать контракт, не переплачивая посредникам.
«У меня был интерес наладить в Узбекистане полный цикл, начиная с изготовления ткани специально для нас, — делится опытом Кузнецова. — Компания Anvar Textile согласилась на такое сотрудничество. Пробная партия в 2000 футболок оказалась подходящей. Параллельно мы купили печатное оборудование. Так у нас появилась новая линейка одежды — футболки с индивидуальными принтами».
Найти способ заявить о себе на международной арене
«В России выйти на объемы можно через маркетплейсы. Но далее нужно подключаться к бизнес-партнерствам. Например, треки Росмолодежь.Бизнес и Росмолодежь.+World реализуют международную программу, куда молодой предприниматель может подать заявку, пройти отбор и совершенно бесплатно поучаствовать в бизнес-миссии», — отмечает Лианна Кузнецова. Многие участники треков уже вышли на международный рынок и развивают свои проекты. Есть, например, кейсы по производству в Узбекистане футболок, которые меняют цвет в зависимости от освещения, или сумок из полиэфирного шнура и натуральной кожи, которые уже были представлены в Дубае. Цель бизнес-миссий — дать молодым людям возможность исследовать новые рынки, найти зарубежных партнеров и приобрести опыт в международной торговле. В этом году в географии проекта пять стран — Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь, Таджикистан и Китай. Во время каждой миссии молодые предприниматели встречаются с зарубежными бизнесменами, участвуют в тематических круглых столах и встречах, а также посещают различные предприятия. По итогам миссий уже заключено 28 договоров, соглашений и меморандумов о сотрудничестве. Это проекты в сфере сельского хозяйства, производства швейной продукции, оказания услуг консультационного характера, IT-разработок и поставки потребительских товаров различного назначения.
По словам Кузнецовой, сейчас очень много лояльных партнеров со стороны Китая, Южной Кореи, Узбекистана, Киргизии. Для того, чтобы понять свою готовность к выходу на внешние рынки, Лианна Кузнецова советует оценить краткосрочный и долгосрочный потенциал роста. Нет смысла думать об аутсорсе на пошив футболок в количестве 50 штук. Международный уровень — это заказ, измеряемый в тысячах единиц. За счет каких ресурсов и с помощью каких инструментов можно увеличить объемы? Кто в этом способен помочь? «Нужно постоянно прокачивать свой бизнес, — подчеркивает Кузнецова. — В России работает много акселераторов, программ, курсов, даже предпринимательских классов в школах. Они дают знания, навыки, а главное, веру, силу и мотивацию. Я рекомендую, если человек только задумывается развивать свое дело, начать работу с опытным наставником на бесплатных программах трека Росмолодежь.Бизнес. Все они проходят конкурс на результаты в собственном бизнесе, и они заинтересованы в успешности своих подопечных. Чтобы держаться на плаву и идти в развитие, всегда нужна помощь».
Работать над признанием в бизнес-среде
В этом помогает программа «Бизнес. Наставники» — модель развития, где участники делятся опытом, проводят супервизии, ведут командную работу. Это возможность для действующих предпринимателей интегрироваться в сильное сообщество. Программа выводит предпринимателей на всероссийские конкурсы, на новые коллаборации, знакомства. «Ко мне на программу наставничества однажды пришла юная предпринимательница, занимающаяся графическим дизайном, — приводит пример Кузнецова. — И она уже нашла себе клиентов, работает над своим брендом. На старте она сосредоточилась на целях на короткой дистанции. Это первое расширение сети деловых контактов. Дальше важно ускориться, разработать дорожную карту развития, проанализировать рынок. Эта девушка уже вступила в профессиональные сообщества, где отслеживает новшества, тенденции рынка».
Проект «Бизнес.Наставники» — это проект, предназначенный как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Новички получают возможность бесплатно получить экспертное мнение и советы, а бизнесмены со стажем — научиться наставничеству. В ходе программы на два месяца создаются пары наставников и наставляемых. Вместе они работают над созданием модели наставничества. Самые успешные проекты участвуют во всероссийском конкурсе, а их авторы получают сертификаты. В этом году в проекте приняли участие 900 человек.
Расширять границы своего мышления
Сейчас компания Кузнецовой вышла на объем продаж в 2500 предметов одежды. У нее есть партнеры в Армении, Казахстане и Узбекистане. Продажи украшений выросли до 3000 единиц в месяц. Помимо маркетплейсов, идет работа над развитием офлайн-продаж. В шоурумах бренда есть ателье и мастерская, где можно за полчаса изменить размер или обеспечить идеальную посадку украшений или одежды.
«Мне кажется, самое важное для развития бизнеса — выходить за привычные границы мышления, — констатирует Лианна Кузнецова. — Многие наши коллеги, когда обращаются за консультациями в трек Росмолодежь.Бизнес, не понимают, зачем прорабатывать финансовую модель. А как иначе понять, какие из вложенных денежных средств пойдут на развитие, а какие — на закупку? Так можно встать посередине пути. А чтобы не вставать, нужно грамотно планировать стратегию и выходить в масштаб за счет мировой арены. В общем, люди приходят к нам одними, а выходят совсем с другими подходами, взглядами. Обретают способность мыслить масштабно».
Трек Росмолодежь.Бизнес может стать хорошим инструментом для расширения границ. В его рамках регулярно проводятся различные активности, цель которых — помочь бизнесменам на разных этапах развития. Это возможность сделать первые шаги в бизнесе, получить экспертное мнение, обзавестись контактами и запустить свое дело. Опытным предпринимателям программа поможет повысить узнаваемость компании и масштабироваться, занять позиции не только на российском, но и на зарубежном рынке.