К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Частный вопрос: что влияет на нашу сексуальность

Фото: Mathieu Stern / unsplash
Фото: Mathieu Stern / unsplash
Сексуальность остается объектом исследований на протяжении как минимум ста с лишним лет — с периода появления самого термина в 1889 году. Вместе с тем это понятие невозможно свести к одной формуле — оно не зависит от пола или внешности, не укладывается в стандарты, и влияют на него как психологические факторы и непосредственное окружение, так и общественное настроение и научные открытия в медицине.

Одно из первых определений сексуальности дал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, полагавший, что человеком правят две силы: энергия инстинктов жизни — либидо — и инстинкт смерти. При этом Фрейд неоднократно подчеркивал, что сексуальность не сводится к физиологии и функции продолжения рода: «Это сложное взаимодействие биологических, психологических и социокультурных факторов», — писал ученый в 1905 году в своей работе «Три очерка по теории сексуальности». В ней же Фрейд впервые озвучил идею о влиянии на сексуальность фантазий и воображения.

На протяжении ХХ века это понятие расширялось, затрагивая все больше аспектов человеческой жизни. Так, основатель метода «Биоэнергетического анализа» Александр Лоуэн считал, что мы не можем говорить о сексе, не говоря о любви, а один из крупнейших современных психоаналитиков Отто Кернберг утверждает, что сексуальность неразрывно связана с базовым чувством эмоциональной безопасности, позволяющим полнее понимать и принимать самого себя и открыто самовыражаться рядом с другим.

Но вопрос четкой формулировки по-прежнему остается открытым. Обобщенное определение дает Всемирная ассоциация здравоохранения, подчеркивая, что сексуальность формируется под влиянием самых разных факторов — биологических, психологических, социально-экономических, политических, культурных, правовых, исторических, религиозных и духовных.

Наталья Фомичева
Наталья Фомичева
Кандидат психологических наук, клинический психолог и сертифицированный специалист в области нарушений сексуальной сферы, а также автор книги «Близость: книга о хорошем сексе»

«Развитие сексуального потенциала продолжается на протяжении всей нашей жизни, и его могут корректировать самые разные аспекты и события, — говорит клинический психолог и сертифицированный специалист в области нарушений сексуальной сферы Наталья Фомичева. — Помимо биологических факторов — особенностей физиологии, психики, гормонального профиля, на нас влияют среда и окружение: культура, религия, устоявшиеся традиции и стереотипы, взгляды общества на сексуальное поведение. Заглянув в историю, мы увидим массу периодов, когда проявление женской сексуальности не только порицалось обществом, но и каралось законом. И, несмотря на наличие физиологических основ, женщина может не испытывать никакого удовольствия от собственных сексуальных переживаний — потому что у нее нет образования в этой области, нет принятия и знания своей телесности, партнера, который бы ставил во главу угла ее ощущения и чувства».

Высвобождение либидо: от роста экономики до контрацептива

Фото: Christopher Campbell ·unsplash

Как показали результаты ежегодного опроса ВЦИОМ «Индекс женского здоровья «Гедеон Рихтер» (2023 г.), 72% россиянок считают наличие сексуальных отношений одним из жизненных приоритетов — при этом наибольшую заинтересованность в регулярном сексе проявляют женщины 25–34 лет (78%). 63% респонденток рассматривают секс как способ получить удовольствие и выразить любовь партнеру, 40% — как физиологическую потребность, и только 11% — как обязанность или супружеский долг.

Какое-то время назад подобный опрос мог бы показать совсем другие результаты — на протяжении столетий сексуальное удовлетворение во многих странах считалось прерогативой мужчин, а роль женщины сводилась к функции деторождения.

«Некоторые стереотипы и сегодня разводят женскую и мужскую сексуальность по разным полюсам, что не совсем корректно с точки зрения физиологии и психических особенностей, — продолжает Наталья Фомичева. — Мы до сих пор слышим о женской моногамности и мужской полигамности или о том, что мужчина должен проявлять сексуальную активность в режиме 24/7. Отличия, разумеется, есть. Так, у мужчин изначально выше уровень тестостерона, влияющего на интенсивность наслаждения в момент сексуального контакта. Однако мужская сексуальность, как и женская, подвержена воздействию внешней среды. При сильном стрессе или тревожности либидо может упасть даже при высоком тестостероне — все очень индивидуально и связано не только с гормонами. И, конечно, считается, что у мужчин базово меньше рисков — например, стать жертвой сексуального насилия, забеременеть или потерять репутацию. А риски влияют на уровень тревожности, которая, в свою очередь, подавляет либидо».

Пример того, как общее снижение тревожности и ослабление общественного давления способствуют женскому раскрепощению, — сексуальные революции, происходившие в периоды экономического подъема, когда рост уровня жизни сопровождался научными открытиями, в том числе в области медицины и фармакологии.

«Периоды, которые мы называем «сексуальными революциями», действительно более-менее глобально меняли сексуальное поведение людей, — комментирует Наталья Фомичева. — Но было бы некорректно говорить, что на эти изменения влиял лишь какой-то один фактор. В тех же 60-х сработал целый комплекс факторов: и первые контрацептивы, которые позволили женщинам планировать беременность, и пересмотр взглядов на институт семьи, на отношения в целом. Контрацептивы, помимо прочего, оказали влияние на моральное состояние многих женщин, снизив психологические блоки и позволив высвободить либидо».

Кроме изобретения контрацептивов, в 60-х произошли и другие события, ставшие маркерами социальных изменений. В 1968-м году в Праге прошел первый международный съезд сексологов — его инициатором выступил профессор Йозеф Хиние, директор основанного еще в 1921 году Пражского сексологического института. Тогда же, в 60-х, американские ученые — супруги Уильям Мастерс и Вирджиния Джонсон — опубликовали созданную на основе многолетних исследований сенсационную работу «Сексуальная реакция человека», выделив четыре фазы сексуальной реакции: возбуждение, плато, оргазм и разрешение. Четырехфазная модель Мастерса и Джонсон легла в основу предложенного ими метода диагностики и лечения сексуальных дисфункций, а также обучающей программы для сексотерапевтов — в 1964 году ученые открыли институт изучения сексуальности в Сент-Луисе.

В 1965 году был также открыт эстетрол — один из четырех эстрогенов в женском организме: его самые высокие значения наблюдались только у беременных женщин. Несколько десятилетий спустя, на рубеже ХХ и ХХI веков, впервые было озвучено предложение использовать эстетрол в терапевтических целях.

После ряда научных исследований приоритетным стало его применение в контрацепции. Ключевые преимущества эстетрола — низкий риск развития тромбозов и сердечно-сосудистых осложнений, положительное воздействие на центральную нервную систему и профилактика возрастных изменений головного мозга. В то же время ученые продолжают изучать и рассматривать эстетрол как потенциальный препарат для лечения рака молочной железы. В России инновационный оральный контрацептив с эстетролом в комбинации с дроспиреноном появился осенью 2022 года.

Постмодерн в сексологии: новые взгляды и исследования

Фото: Ground Picture·shutterstock

«В последние 10–15 лет мы наблюдаем очередную тенденцию на пересмотр некоторых взглядов, — говорит Наталья Фомичева. — Улучшилось качество аппаратуры, появляются новые нейрофизиологические исследования и научные данные, например, о строении половых органов и моделях сексуального контакта. Так, четырехстадийная модель Мастерса и Джонсон уже считается устаревшей. Уходит в прошлое и популярный когда-то в сексологии термин «половая конституция» — по мнению современных ученых, он сфокусирован на биологических особенностях, оставляя за кадром все остальное».

Параллельно на рынке появляются ломающие стереотипы препараты новейшего поколения, например, инновационные оральные контрацептивы. Долгое время контрацептивы были предметом дискуссий, связанных с их влиянием на женское либидо. Постепенно картина стала меняться. В 2013 году был проведен комплексный обзор 36 клинических исследований с участием 13 673 женщин — только 15% из них заявили о снижении сексуального желания при приеме оральных контрацептивов. Метаанализ, проводившийся семь лет спустя — в 2020 году, не выявил связей между использованием комбинированных оральных контрацептивов и женской сексуальной дисфункцией.

В 2024 году было инициировано еще одно исследование с участием 251 россиянки — его целью стала оценка сексуальной функции и качества жизни женщин, использующих комбинированные оральные контрацептивы (КОК) на основе нативного эстрогена — эстетрола — и дроспиренона. Средний возраст опрашиваемых составил 25 лет. Исследование показало, что уровень сексуальной функции женщин, принимавших КОК на основе эстетрола и дроспиренона, оставался высоким — ни одна из участниц не выбыла из научного эксперимента по причине пониженного либидо или дискомфортного состояния. Участницы, не планировавшие в обозримом будущем беременность, сообщили, что готовы принимать препарат и дальше.

«Как и культура в целом, сексология переживает сегодня период постмодерна, и мы все чаще говорим об индивидуальной траектории сексуальности, — говорит Наталья Фомичева. — Так, сегодня никто не будет утверждать, что сексом надо заниматься не реже 2–3 раз в неделю: с какой частотой возникает желание — то и является для человека нормой. Речь больше о том, что удовлетворенность сексуальной жизнью формирует — на уровне психики — хорошее самочувствие, ощущение уверенности, глубокой привязанности. И осознание своей сексуальности — это всегда про свободу, самопознание и контакт с самим собой».


 
Реклама
ООО «ГЕДЕОН РИХТЕР ФАРМА»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+