Российский е-com в первом квартале 2024 года вырос на 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 1,9 трлн рублей, свидетельствуют подсчеты Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Более того, эксперты полагают, что и по итогам года показатели роста будут исключительно высоки. Согласно прогнозу Data Insight, за 2024 год объем продаж на этом рынке достигнет 10,2 трлн рублей (+30%), а количество выполненных заказов возрастет до 7 млрд рублей (+42%).
В компании выделяют на рынке онлайн-продаж четыре основных тренда: новые формы взаимодействия площадок и предпринимателей, рост российских брендов и производителей (в том числе в 2,5 раза стало больше продавцов из регионов), увеличение занятости в электронной коммерции и рост спроса на товары, которые традиционно приобретались в обычных магазинах.
Но это не значит, что в интернете теперь продается и покупается абсолютно все. Люди по-прежнему ходят в магазины за дешевыми товарами, и это очень большой рынок — по данным Nielsen, 77% продаж товаров повседневного спроса приходится на продукцию стоимостью до 200 рублей. К примеру, половина рыночного оборота зоотоваров и 40% продаж средств для красоты — это товары по цене в пределах указанной суммы. На электронных площадках такие товары — редкость, и стоить они могут сравнительно дорого. Для этого есть объективные причины — продавцам не выгодно платить маркетплейсу высокую комиссию за дешевый товар, но и платформа не может сократить расходы на свои услуги.
«Между тем люди ищут эти товары в онлайне, — отметила на форуме директор по развитию бизнеса Ozon Виктория Аткишкина. — Мы видим более 1 млн запросов в неделю по таким словам, как «гель для душа», «носки», «мыло», «конфеты», «печенье» и так далее. Это так называемые триггерные или трафикогенерящие товары, за которыми потребители, единожды купив, будут возвращаться снова и снова. То есть это большая часть рынка, которая может быть представлена и на нашем маркетплейсе». Выходом из этой ситуации должен стать новый тариф «Эконом» для товаров стоимостью до 500 рублей.
Разносторонняя выгода
Расходы продавцов на тарифе «Эконом», по расчетам Ozon, будут в среднем в три раза ниже, чем раньше при работе по модели FBO, при которой товар размещается и продается со склада маркетплейса. Так, ставка за продажу составит от 1% до 5%, а стоимость логистики — от 12 рублей за штуку. Добиться таких условий для продавцов удалось благодаря оптимизации логистических операций на складе и перехода от штучных поставок к партии. По словам Аткишкиной, поставщикам предстоит выбрать пользующиеся высоким спросом недорогие товары и определить тип упаковки (это может быть обычная коробка, производственный короб, спайка и так далее). Такой партией товар и будет размещаться на складе маркетплейса до тех пор, пока не найдутся покупатели на всю упаковку. На штучные заказы она будет поделена на следующих этапах логистики до покупателя.
«Тариф «Эконом» позволит более эффективно использовать складские ресурсы и лучше строить логистические процессы для недорогого товара. Теперь селлеры Ozon при грамотном управлении могут значительно увеличить продажи такого товара и снизить издержки — так улучшится общая прибыльность бизнеса», — подтверждает Алексей Никонов из Москвы, совладелец мебельных фабрик BRENDOSS, эксперт в консультационном совете по цифровой трансформации при Минпромторге РФ. С Ozon он сотрудничает с 2020 года. В результате внедрения и использования этого тарифа, по мнению Никонова, предприниматели на Ozon получают возможность существенно сократить затраты на обработку и доставку заказов для своих клиентов и кратно увеличить объем продаж.
«Тариф «Эконом» — это несомненно новые возможности для продажи недорогих товаров и товаров повседневного спроса, — соглашается саратовская предпринимательница Ксения Татарова, владелица интернет-магазина товаров для дома Taboo.Store (на Ozon ее бренд представлен с 2023 года). — За счет более гибкой ценовой политики продавцы будут укреплять лояльность покупателей, что всегда способствует повторным заказам. Товары станут доступнее для более широкого круга потребителей, снизятся издержки на комиссии за продажу товаров и логистику».
Накопление партий на складе для дальнейшей поштучной доставки, по словам Виктории Аткишкиной, не превысит нескольких дней. «В идеале мы должны стремиться к тому, чтобы покупка с накоплением вообще не отличалась от обычного опыта покупателя. То есть покупатель даже не должен этого заметить», — рассказала она.
Владелица текстильного производства и бренда LeoHome Анастасия Павлова из Иваново отмечает, что большинство покупателей ориентируются на цену, а только потом на сроки доставки. «Новый тариф дает возможность предпринимателям сократить расходы, снизить цены и увеличить оборачиваемость. А это значит, что вложенные деньги в товар будут быстрее возвращаться в виде прибыли. Товары низкой цены будут получать больше спроса, как следствие, покупатели даже не заметят изменения в сроках доставки», — полагает предпринимательница (на Ozon c 2021 года). По ее мнению, тариф также выгоден для оптовых продавцов: фактически они будут отгружать на склад маркетплейса мелкооптовую партию, которая потом в розницу разойдется по заказчикам, привлеченным выгодной ценой.
Тестовая группа продавцов начала работать по новой схеме в конце июня, а для всех предпринимателей тариф станет доступен с конца лета.
Инфраструктура на миллиарды
Появление «Эконома» стало возможным благодаря расширению инфраструктуры Ozon, в частности складской сети.
За первый квартал 2024 года число активных покупателей на Ozon выросло на 32%, до 49 млн, а количество заказов на 70% по сравнению с тем же периодом прошлого года — до 305,3 млн. И этот огромный объем товаров, к которым теперь добавятся еще и дешевые позиции, нужно где-то хранить. Поэтому маркетплейс постоянно инвестирует в развитие своей инфраструктуры — с 2019 года объем вложений достиг 97 млрд рублей. «Но мы не собираемся останавливаться. Мы понимаем, что основной спрос в регионах, и будем продолжать открытие складов в разных частях страны», — заявил на форуме руководитель логистических продуктов Ozon Роман Ивенин.
По его словам, товары онлайн активно заказывают даже в самых небольших населенных пунктах. Например, жители города Мирный с населением чуть больше 72 000 человек в первом квартале этого года сделали заказов на маркетплейсе на 94 млн рублей. А жители села Зоркальцево Томской области, в котором живет 1464 человека, за месяц купили товары на 1,4 млн рублей. В АКИТ также отмечают, что рост онлайн-продаж в отдельных регионах в первом квартале текущего года в два-три раза превысил общероссийские показатели.
Чтобы удовлетворить растущий спрос, до конца года Ozon планирует открыть семь новых складов — в Саратове, Ярославле, Уфе, Оренбурге, Перми, Тюмени и Омске. Кроме того, как отметил Ивенин, увеличится количество складских помещений в Москве, что позволит сделать инфраструктуру более доступной. Новые логистические центры уже появились и в сопредельных государствах — Армении и Узбекистане. Параллельно с увеличением складских площадей растет и количество пунктов выдачи заказов. «В прошлом году мы планировали сильно ускорить рост нашей сети. И, кажется, мы этого достигли — сейчас 50 000 точек выдачи по всей стране готовы продавать ваши товары», — резюмировал на форуме Роман Ивенин.