Оцифровка «ламповости»: как сейчас развивается школьное онлайн-образование
В минувшем году россияне почти на треть увеличили траты на онлайн-образование. Общий оборот 100 крупнейших компаний из этой сферы, по данным Smart Ranking, вырос на 32% — до 119 млрд рублей. В тройку самых быстрорастущих сегментов рынка, как и раньше, входит детское образование — по выручке оно обошло бизнес-образование, обучение программированию и иностранным языкам, вместе взятые. Причем участники рынка отмечают заметный рост спроса на продукты для средней школы.
Основная причина такого роста — увеличение скорости работы интернета с зоной покрытия по всей России. Сам формат уже давно превратился из экзотики в обыденный паттерн потребления. Первым драйвером были самоизоляция и локдаун во время пандемии: если говорить о школьном образовании, то педагоги, родители и ученики увидели, что эффективное онлайн-обучение в принципе возможно. На дистанционные технологии обратили внимание инвесторы. Стали совершенствоваться образовательные методики. Сейчас в России с применением «дистанционки» занимаются 120 000–140 000 школьников. Гендиректор «Онлайн-школы №1» Артем Аницоев оценивает ежегодный прирост количества таких учащихся в среднем в 25%. Сейчас в этой школе, основанной в 2019 году — еще до всплеска интереса к цифровому образованию, занимается свыше 8000 учеников (в том числе живущие со своими родителями за пределами России). Мы поговорили с ее руководителем об основных трендах дистанционного обучения.
Симбиоз форматов
«Изначально наша онлайн-школа развивалась как альтернатива обычной школе для детей, которые по тем или иным причинам не могут ее посещать. К примеру, это дети с частыми или хроническими заболеваниями, профессиональные спортсмены, школьники, у которых возникли сложности с коммуникацией, пострадавшие от буллинга, — рассказал Артем Аницоев. — И если раньше это был очень узкий специализированный рынок, то теперь он становится шире. Согласно нашему внутреннему исследованию, сейчас 51% родителей делает выбор в пользу онлайн-школы ради улучшения качества образования».
Речь не идет о возможности кардинального изменения потребительского паттерна, но сфера образования будет двигаться к максимально возможному переходу в цифровые формы, считает Аницоев. «Онлайн-школа №1» сейчас предлагает полноценную программу обучения с 1-го по 11-й класс — до пяти уроков в день. Онлайн-пространство, по мнению ее гендиректора, имеет много преимуществ, при этом и личное общение ученика и учителя имеет колоссальное влияние на качество образовательного процесса.
В случае с онлайн-школами такой подход пока является единственно возможным и потому, что для получения аттестата о среднем образовании школьник должен сдать ЕГЭ, а сделать это удаленно нельзя.
Запрос на живые уроки
Обучение по видеозаписям утрачивает актуальность. Это не значит, что от этого формата откажутся полностью — например, у «Онлайн-школы №1» есть более 3000 предзаписанных уроков, которые доступны на интернет-платформе и в школьной библиотеке. При этом образовательный процесс целиком построен на живых уроках с учителем, где с помощью видеотрансляций собирается весь класс. Кроме того, по словам Артема Аницоева, в старших классах активно применяется концепция перевернутого урока — в этом случае ученик самостоятельно знакомится с темой при помощи материалов из личного кабинета, где собраны видеозаписи, учебники, тесты и так далее, а в рамках общения с учителем происходит закрепление темы.
Еще одним краеугольным камнем онлайн-образования можно назвать количество учеников в классе. Если участников вебинара может быть практически сколько угодно, то для школы важно, чтобы ученик мог при необходимости поднять руку и задать интересующий вопрос. Поэтому в «Онлайн-школе», например, в младших классах учится не больше 12 человек, а в старших группах — до 25 человек.
Возвращаясь к видеозаписям, важно учесть и еще один момент — некоторые ученики в силу своей занятости не могут регулярно посещать уроки даже в формате видеосвязи. Решить эту проблему позволяет, во-первых, индивидуальный учебный план, а во-вторых, записи конкретных уроков, которые пропустил ученик, с его учителем, одноклассниками и другими элементами учебного процесса. Аналогичным образом, по словам главы «Онлайн-школы», обстоит и ситуация с домашними заданиями — родители не хотят, чтобы этот процесс был автоматизирован и сводился к тестированию, хотя для бизнес-процессов такой подход кажется оптимальным. Поэтому больше половины всех домашних заданий проверяют учителя. В скане или электронной копии материала педагог оставляет свои комментарии. Таким образом, школьники получают ежедневную обратную связь.
Онлайн-школа не решает лишь вопрос социализации ребенка. Но и не мешает ему общаться с друзьями и посвящать время своим хобби. «Мы консультируем родителей на тему важности выстраивания сбалансированного ежедневного расписания, при котором ребенок компенсировал бы недостаток социализации при онлайн-обучении посещением групповых кружков и секций для физического развития и развития социальных навыков», — объясняет Артем Аницоев.
Экосистема технологий
Онлайн-образование в силу своей специфики во многом зависит от технических возможностей и программного обеспечения.
Создание такой среды требует привлечения большого числа специалистов — от менеджеров до методистов. При этом важно выбрать такие способы передачи информации, которые удобны и понятны ученикам.
«Сейчас мы разрабатываем систему для автоматизированного составления расписания и создаем предзаписанные видеоуроки с разветвленным сценарием для более эффективной работы с учениками разного уровня, — говорит Аницоев. —Значительная часть учебных материалов доступна не только нашим ученикам, но и всем зарегистрированным пользователям. Помимо этого, у нас есть подкасты и статьи, которые тоже может послушать или почитать каждый».
«Онлайн-школа №1» также развивает уроки в дополненной реальности. Соответствующее приложение доступно уже год и постепенно дополняется новыми предметами: сейчас так можно изучать биологию и астрономию, например построить 3D-модель планеты или кровеносной системы человека.
Еще одна разработка связана с искусственным интеллектом, который позволит изучать видеопоток и давать рекомендации на основе этих данных. Фактически это программное обеспечение, которое помогает отследить три важных показателя: присутствие ученика на уроке, уровень усталости и эмоции. Предполагается, что эта технология позволит улучшить учебный процесс и сделать подход к каждому ученику еще более индивидуальным. Плюс к тому создается виртуальный помощник, который будет анализировать запросы конкретного ученика и предлагать ему подходящие учебные материалы.
Персонализация уже здесь
Одним из основных инструментов для этого является индивидуальный учебный план, который при всей своей гибкости учитывает требования ФГОС. В «Онлайн-школе №1» есть обязательная и дополнительная программы. Вторая из них может включать самые разные дисциплины, например мнемотехнику или робототехнику. Работа преподавателей структурирована по часовым поясам, и ученик может выбрать наиболее комфортный для себя вариант по времени занятий.
Как и в обычных школах, онлайн-школы помогают своим ученикам готовиться к ОГЭ и ЕГЭ — программы могут быть разными, бесплатными и за дополнительные деньги, в зависимости от интенсивности занятий. Детей стараются готовить постепенно, чтобы не вызвать лишнего стресса и выгорания. При этом цифровое обучение по срокам не привязано к классическим нормам. Во всех классах проводится онлайн-аттестация, что позволяет ученикам проходить программу раньше, если это им по силам. У всех учеников «Онлайн-школы №1» есть возможность, к примеру, пройти 10-й и 11-й класс за год. Ускоренность может также касаться отдельных предметов, которые даются легче других.
Фокус на потребности учеников важен и в том, что не касается учебного процесса. «Онлайн-школа №1» развивает внеклассные проекты, например bullying.ru (16+), в рамках которого работает горячая линия с психологом. Также к релизу готовится проект «Баланс жизни и школы», он поможет родителям и ученикам в игровой форме разобраться, чего они хотят от образования и жизни в целом.
«Онлайн-школы будут и дальше развиваться вслед за технологиями, в частности, связанными с ИИ, предлагать все более совершенные технологические и методические инструменты для эффективного получения знаний, — резюмирует Артем Аницоев. — Это, несомненно, привлечет еще больше родителей, выбирающих такую альтернативную форму образования. Я уверен, что, пусть и не быстро, это должно привести к трансформации традиционной школы, которая перейдет на работу в гибридном формате, объединяя в себе все лучшее: современные дистанционные технологии и «ламповый» личный контакт ученика с одноклассниками и учителем для развития гибких навыков».
ОГРН: 1197847147090
191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 3–5, литер А, помещ. 16-Н:3