Движение вперед: компания «МБ РУС» вывела на рынок новый бренд AITO
— Вы с 2008 года работали в АО «Мерседес-Бенц PУC». Знаю, что у вас была возможность продолжить карьеру в Дубае, Турции, Германии. Почему в 2022 году решили принять вызов и стать генеральным директором компании в России?
— До поста генерального директора у меня был опыт работы на пяти позициях в компании, и каждое назначение было каким-то новым вызовом. Каждый раз меня перебрасывали туда, где надо было создавать что-то новое. В 2014 году, например, запустив отдел Performance retail, мы занялись построением премиальной инфраструктуры дилерской сети и соответствующих бизнес-процессов, один из примеров — программа Art to delight («Искусство восхищать»). Через год работы мы достигли результатов, на которые по плану отводилось три года. После этого мне предложили должность в нашем собственном дилерском центре. Продажи и ретейл — совершенно разный опыт, внутренние и внешние клиенты. Одной из основных задач в новой позиции было поменять все привычные процессы, уйти от формы разговора с клиентом за столом в безбарьерное пространство — умело продавать машины, прохаживаясь по шоуруму, как по выставке.
В 2021 году я стала директором по продажам легковых автомобилей АО «Мерседес-Бенц РУС» в России, вернувшись к работе с дилерами и стандартам штаб-квартиры. В марте 2022 года в связи со сложившейся ситуацией Mercedes-Benz AG приостановил экспорт автомобилей в Россию, а также локальное производство. А потом штаб-квартира приняла решение о продаже компании в России. В тот момент я остро чувствовала свою ответственность — помочь команде, людям с колоссальным накопленным опытом, продолжить работать на нашем рынке. И это оказалось одной из самых непростых задач в моей профессиональной жизни.
— Чем в первую очередь стали заниматься?
— Сложившаяся в тот момент ситуация затронула все сферы бизнеса: продажи, сервис, дилерскую сеть. Мы рисовали дорожные карты по всем проектам, которые теперь нужно было вести без поддержки штаб-квартиры. Мы со всем справились благодаря устойчивой команде, которая сказала: «Наташа, мы готовы идти в эту новую главу». Одна из самых первых задач — перестройка IT-инфраструктуры. IT-директор, кстати, у нас тоже женщина. Раньше нам не разрешали внедрять ничего локального, все решения были совместными со штаб-квартирой. Но благодаря накопленным за долгие годы работы знаниям, опыту и базам данных нам удалось в значительной мере заменить системы производителя.
— Авторынок сильно изменился. Вы сразу понимали, что будете работать теперь с китайскими брендами?
— Мы понимали, что будем работать с другими брендами. Но делать это иначе, чем многие на рынке. Мы остались вертикально интегрированным холдингом, у которого сохранилось все, что было построено за 30 лет: опыт в производстве, импортировании, продаже, обслуживании автомобилей и в финансовых услугах — лизинге, страховании, факторинге. И все это мы можем предложить любому автопроизводителю, желающему успешно и профессионально выйти на российский рынок.
Китай — страна с особой культурой, со своими тонкостями. Мы наблюдаем за всеми большими китайскими игроками. Они ведут бизнес не так, как привыкли российские игроки рынка. А мы хорошо знаем, как работают дилеры, что им нужно, что такое премиальное обслуживание, какой сервис должен быть. И в Китае можно найти партнеров, которые это ценят. Сейчас мы работаем с дилерскими сетями сразу по нескольким брендам — легковые автомобили AITO* от производителя SERES, коммерческие Foton и Forland. У нас в московском офисе уже сидит команда китайских инженеров, которые работают вместе с нашими, мы интегрируем команды, чтобы оперативно решать различные вопросы. Наши специалисты ездят на обучение в Китай и проходят тренинги здесь. Мы заинтересованы, чтобы и у нас, и в дилерских центрах у наших партнеров работал квалифицированный, обученный персонал. Это влияет на качество обслуживания наших клиентов и в продажах, и в сервисе.
— Давайте на премиальных легковых чуть подробнее остановимся. У вас в шоуруме инновационные гибридные автомобили стоят рядом с моделями Mercedes-Benz. Вы долго с SERES Group друг к другу присматривались? И почему в итоге именно их выбрали долгосрочным партнером?
— Мы действительно долго искали подходящий бренд. В AITO мы поверили.
Когда приходишь на автомобильные выставки в Китае, глаза разбегаются, брендов и автомобилей интересных много, но надо тонну песка просеять, чтобы в руках оказался слиток — не только ценный уникальный продукт, но и тот партнер, который обеспечит своевременную, быструю, качественную гарантийную поддержку автомобилей, поставку запчастей, даст ответы на все технические вопросы. Нам было также важно, чтобы поставки были отлажены, причем по прямым каналам, без посредников.
— Прозрачной вертикали рынку действительно не хватает. Правильно понимаю, что вы строите взаимодействие по классической схеме: производитель — официальный дистрибьютор — сеть официальных дилеров по всей стране?
— Именно. Только так можно обеспечить защищенность клиента. Мы предоставляем 2 года заводской гарантии на автомобиль, 4 года гарантии на электрическую силовую линию. Можем сделать дополнительный сертификат, увеличив срок гарантии вдвое. Клиент должен получать в нашей сети премиальный сервис на том же уровне, к которому он привык. И поэтому нам важен был не только продукт как таковой, но и то, чтобы у производителя было имя, история. Компания SERES Auto была основана в 1986 году, управляет ею сейчас сын основателя. Им важен российский рынок, они выделяют его в своей международной стратегии и хотят быть лидером в сегменте intelligent drive (автомобили с интеллектуальной системой вождения) в России. Так что это для обеих сторон работа на перспективу, интересное долгосрочное сотрудничество.
AITO — технологичный бренд с историей
Появление автомобильного бренда AITO я считаю невероятным событием в индустрии. Когда несколько лет назад разработкой собственных автомобилей заинтересовались крупнейшие мировые технологические гиганты, многие предсказывали им успех. Однако создать автомобиль-гаджет пока не вышло даже у крупнейших американских техногигантов. А с AITO это получилось.
Представленные сейчас в России гибридные модели M5 и M7 выглядят современно, технологично. У них классные гигантские горизонтально ориентированные дисплеи, в них множество мест для зарядки гаджетов, вместо приборной панели — экран. И при всей этой современной начинке модели AITO выглядят как автомобили, а не как непонятные модели со странным дизайном и безумным салоном: водителям не придется приспосабливаться или перестраивать свои привычки. Добавьте сюда впечатляющие динамические характеристики — менее 5 секунд для разгона до 100 км/ч. Совсем недавно эти показатели были хороши для суперкаров. А теперь семейный городской кроссовер едет в таком темпе, что впечатляет.
Атрибуты премиального автомобиля — привлекательный дизайн, качественное исполнение, технологии, мощность и скорость. У AITO все это есть. Новым маркам сложно создать свою легенду. Но за AITO стоит технологический концерн с богатой историей, что выделяет бренд среди остальных.
За производство автомобилей этой марки отвечает SERES Auto — научно-технологическая компания, основанная в 1986 году. Ее основным направлением деятельности стало производство электромобилей. На сегодняшний день компания входит в список 500 крупнейших предприятий Китая, насчитывая более 20 000 сотрудников. В настоящее время SERES Auto специализируется на исследованиях и разработке, производстве, продаже и сервисном обслуживании как автомобилей, использующих современные источники энергии, так и автомобилей на традиционном топливе, а также основных агрегатов для них, включая компоненты электрической силовой линии: аккумуляторные батареи, электроприводы и системы управления.
— Учитывает ли производитель российские особенности?
— У тех автомобилей, которые мы поставляем на российский рынок, продуманы все наши специфические потребности: это и зимний пакет — под российские реалии, и улучшенные настройки климатической установки и, конечно, полная русификация. Производитель готов адаптировать продукт конкретно под российского потребителя. Совместно с их инженерами мы на постоянной основе тестируем автомобили в различных, в том числе зимних, российских условиях. И, конечно, вся электронная начинка и ПО будут работать в России.
Гибриды для России — это выгодно
Последовательные гибриды объединяют в себе преимущества электромобилей и автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Поскольку колеса вращает электромотор, работает рекуперативное торможение, наибольшая нагрузка приходится именно на электродвигатель. Водитель, таким образом, тратит меньше топлива. Сами гибриды, по сравнению с автомобилями с классическими ДВС, подвержены меньшему износу: расходники приходится менять гораздо реже и на обслуживание в целом не придется тратить много времени. Отдельная прелесть гибридов в том, что при желании водитель вообще может ездить только на электротяге, то есть подзаряжаясь от домашних розеток или на электростанциях, многие из которых бесплатны. А если нужно отправиться в дальнюю поездку, можно не переживать, что батарея разрядится и ты останешься один без заряда в поле: машина сама вырабатывает электроэнергию, и при этом всегда есть запас классического топлива. И наоборот, последовательный гибрид можно эксплуатировать вовсе без зарядки от внешней сети, а лишь заправляя его привычным способом, используя электротягу как возможность снизить расход топлива.
В России использование подзаряжаемого от сети автотранспорта крайне выгодно. У нас в стране дешевая электроэнергия, и одновременно с этим высокий процент людей, которые обосновались в частных домах. Мы привыкли судить по Москве, где большинство живет в больших комплексах, где даже парковки не найти. Но если взять, к примеру, Краснодарский край с населением в несколько миллионов человек, можно увидеть, что там крайне популярен частный сектор. И в целом чем меньше город, тем выше процент частного сектора с домами, где можно установить трехфазную розетку и оставлять автомобиль на подзарядке на ночь по более выгодным ночным тарифам. По статистике, в среднем за год россияне проезжают за рулем 18 000 км. Это около 50 км в день. Получается, что даже на гибриде можно ездить на одной только электротяге, а ДВС использовать лишь как страховку.
— Сколько дилеров у вас в России?
— На сегодняшний день наша розничная сеть партнеров по бренду AITO включает более 50 предприятий в 34 городах по всей стране, при этом мы постоянно работаем над ее расширением. Кроме того, у нас собственная сеть дилеров, занимающихся продажей и обслуживанием коммерческой техники с соответствующей экспертизой.
— Вы уже пересели с Mercedes на AITO?
— И я, и весь топ-менеджмент. Я долгое время проездила на Mercedes-Benz, и лично для меня в приоритете — всегда быть на ходу. Страх перед «электричками», как и у многих клиентов, наверное, был в том, что в какой-то момент можешь остаться без заряда, пока инфраструктура для электромобилей в стране не разовьется до определенного уровня. Последовательный гибрид — решение всех вопросов. У AITO есть и электромоторы, и двигатель внутреннего сгорания, выполняющий роль генератора. Динамика, плавность хода, ощущения от вождения, управляемость — все полностью как у электромобиля. Так что он спокойно может быть и единственным в семье, а не вторым или третьим, как «электрички».
Когда-то казалось, что невозможно отказаться от кнопочного телефона, что пользоваться сенсорным экраном будет неудобно. Но сейчас мы все про кнопки уже забыли. AITO точно также дарит совершенно новый опыт вождения. Это проявляется в деталях. Когда с машиной начинаешь взаимодействовать на тактильном и визуальном уровне восприятия — непередаваемые эмоции.
— А как же без привычного звука мотора?
— Пару раз проехав, уже забываешь про это, ловишь другие ощущения. Это про то будущее, куда мы все движемся. Мои дети уже спокойно пишут рефераты, используя возможности ChatGPT. Если мы хотим двигаться вперед, надо пробовать новое.
AITO M7 — автомобиль года в Китае
Гибридный кроссовер M7 получил в Китае звание автомобиля года — 2023, обойдя как китайских, так и премиальных европейских конкурентов. Сам механизм отбора был интересен. Сначала номинантов предложили пользователи версии крупной китайской социальной сети Weibo. Далее список из 150 конкурентов голосованием сократили до 60. Выбор смогли сделать и сами автопроизводители, если в список попали несколько их моделей. Когда после многоступенчатых голосований осталось 30 вариантов, к выбору подключили топовых китайских журналистов. Эта победа модели M7 действительно показательна.
* здесь и далее — от производителя SERES