К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Натуральный эффект: зачем жители городов едут изучать молочные фермы и заводы

Фото ЭкоНива
Фото ЭкоНива
Агротуризм в России только развивается. По данным Ассоциации содействия развитию туризма, его доля в общем объеме туруслуг пока составляет 5–7%. Но интерес к турам, связанным с сельхозбизнесом принимающей стороны, у россиян растет. Например, экскурсии холдинга «ЭкоНива» за первые пять лет посетило около 40 000 человек, а только за 2023 год — свыше 60 000. Мы поговорили о смыслах и перспективах агротуризма с руководителем отдела развития экскурсионного проекта «ЭкоНива» Екатериной Барцевой.
Екатерина Барцева
Екатерина Барцева
руководитель отдела развития экскурсионного проекта «ЭкоНива»

— В минувшем году «ЭкоНива» запустила сразу два экскурсионных маршрута: в апреле — по молочной ферме в Новосибирской области, а в ноябре — в Московской. Насколько успешно?  

— Шесть наших агротуристических локаций за прошедший год посетило более 60 000 человек. Мы очень довольны таким результатом. Поскольку спрос растет, то каждый год мы наращиваем возможности по приему гостей. Внутренний туризм активно развивается. На этой волне предлагаем всем желающим не только отдохнуть вдали от городской суеты, но и узнать больше о сельском хозяйстве и молочном производстве, чтобы, вернувшись с отдыха, они смогли правильно подходить к выбору молочных продуктов.

— Экскурсионный проект «ЭкоНивы» стартовал в 2013 году с фермы в Воронежской области. Почему вы решили развивать это направление?  

— Одна из целей экскурсионного проекта, как и вообще компании, — популяризация потребления молочной продукции. Холдинг с начала 2000-х инвестирует в молочное животноводство и в 2017 году вышел на первое место по объему производства сырого молока в России, удерживая его до сих пор. Поэтому мы стараемся повышать уровень знаний наших потребителей об этом продукте. 

Следующая цель — формирование лояльности к бренду. Приезжая к нам, люди видят поля, на которых мы выращиваем корма, чем питаются наши телята и коровы, в каких условиях содержатся, как мы за ними ухаживаем и что потом происходит с молоком. 

Параллельно рассказываем о том, сколько нужно знаний, опыта, чтобы получить высококачественный продукт, — и в селекции семян для кормов, и в племенной работе. Такие экскурсии способствуют расширению знаний о профессиях, связанных с агробизнесом. 

Фото ЭкоНива

— Изучаете ли вы обратную связь и используете ли ее при создании экскурсионных программ? 

— Естественно, учитываем запросы гостей. Без этого мы бы не могли развиваться. Вначале, например, предполагали, что будет достаточно экскурсий на фермы, но выяснилось, что горожанам интересен весь агропроизводственный процесс, начиная с полей. И это пересекается с нашей целью по популяризации сельского хозяйства. Мы показываем, что это современная и высокотехнологичная отрасль, где работают специалисты с самым передовым образованием. Поэтому проводим еще и отдельные профориентационные экскурсии для школьников. 

— Замечаете удивление посетителей, открывающих для себя вот такой новый мир?

— Да, ведь мы стараемся не просто создать позитивное впечатление. Наши гости с радостью обнаруживают, что село, сельское хозяйство живет и развивается не только в ногу со временем, а в чем-то и опережая его.

— В 2023 году всплеск интереса к сельским турам случился не только у вас. Платформа «Свое За городом» приводила статистику: за первые семь месяцев потребительский спрос вырос на 26%, а количество туров — на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С чем связан рост интереса к агротуризму? 

— Здесь несколько факторов. Во-первых, развитие внутреннего туризма в целом и автотуризма в частности. Наш комплекс в Воронежской области, например, находится рядом с трассой М4, и люди, путешествующие на юг, заезжают к нам — сделать паузу, узнать что-то новое, провести время на свежем воздухе. Во-вторых, тренд на осознанное потребление: люди хотят знать, какой путь проходят продукты, прежде чем оказаться в холодильнике и на столе. В-третьих, современные горожане хотят больше времени проводить на природе, общение с животными — ценность. Для многих родителей наши экскурсии — возможность показать детям, которые много времени проводят в виртуальном пространстве, насколько прекрасно и современно настоящее, где все натуральное. 

Некоторые наши бизнес-партнеры приезжают на ферму с детьми раз в полгода  — по мере взросления те иначе воспринимают и информацию, и животных, и обстановку, задают более умные, заковыристые вопросы. Агротуризм становится частью процесса саморазвития.

— Насколько разные туристы к вам приезжают? Чаще всего это именно семьи?  

— Мы не сосредотачиваемся только на семейном отдыхе. У нас гибкие программы и экскурсии, которые можно настроить под посетителей любого возраста. Когда приезжают семьи с детьми, родители хотят узнать что-то новое, полезное и для себя. Есть и семейные пары без детей, и дружеские компании, желающие интересно провести время недалеко от города. Школьников очень много — учителя организуют поездки, чтобы провести нестандартный урок. Есть формат бизнес-экскурсий — для предприятий, которые имеют дело с молочной продукцией: рестораны, кондитерские, кофейни и т. д. 

— Чем повару или бариста может быть интересна экскурсия на молочную ферму?

— Мы помогаем им расширять профессиональную эрудицию. Капучино, например, на 80% состоит из молока. И если о кофейном зерне бариста знают абсолютно все, то о молоке порой не могут сказать ни слова. Мало кто из них знает, что в правильном молоке и сливках есть естественная сладость — а это важно для вкуса конечного напитка. Проводим слепые дегустации молока, для кулинаров — слепые дегустации сыров. То есть это уже профессиональный уровень погружения в тему — с презентациями, профильными экспертами и, естественно, с традиционной экскурсией.

— Как устроены экскурсии?

— Экскурсия на молочной ферме начинается с домиков для телят, где можно самому покормить малыша из бутылочки. Далее показываем, какие жизненные циклы проходит животное, прежде чем стать дойной коровой.  Постепенно доводим гостей до установки «Карусель», чтобы показать бережную, бесстрессовую, автоматизированную дойку. Далее — мастер-классы, дегустации, активные игры. Например, гонки на мини-тракторах. 

Фото ЭкоНива

На сыродельном заводе сначала идет короткая лекция по истории сыроварения, а затем с обзорной галереи посетителям показывают все этапы: приемку молока, лабораторный контроль, производство полутвердых и твердых сыров, включая специальные камеры хранения и созревания. В финале — мастер-класс по изготовлению сырных конфет.

Фото ЭкоНива

Во время экскурсии на молочном заводе гости смогут узнать, как собирается конструктор под названием «пастеризованное молоко» или «сметана». Им удастся познакомиться со всеми основными производственными процессами: от отбора проб сырого молока и их анализа по ключевым параметрам качества до прохождения готового продукта по конвейеру и его фасовки роботом-укладчиком. 

— Цены экскурсий на уровне билетов в московские музеи. Агротуристический проект окупает себя?

— Такой задачи мы не ставили. Для нас это просветительская и маркетинговая история. Безусловно, выгода от проекта есть, но не всегда она измеряется деньгами здесь и сейчас. Если мы говорим о профориентации школьников, то выгода в том, что кто-то из них заинтересуется, выучится и приедет к нам работать. Или потребительский ракурс: люди увидели, что телята и коровы сыты, здоровы, и сделали вывод — «тут заботятся о качестве продукции, мы будем ее покупать». В долгосрочной перспективе это несомненная выгода.

— У «ЭкоНивы» 40 ферм и четыре перерабатывающих завода. Планируете ли открывать для туристов новые локации?

— Наши предприятия расположены в 11 регионах страны, а экскурсионный проект сегодня функционирует в четырех из них. Безусловно, в перспективе планируем расширить число экскурсионных локаций. Запрос от покупателей наших молочных продуктов, турагентств и образовательных учреждений на посещение аграрных и промышленных объектов растет. Могу отметить, что в ближайшее время мы увеличим количество экскурсий на завод «МосМедыньагропром» в Калужской области. Как я уже говорила, основная наша задача — показать потребителям все этапы производства. Объяснить, что мы контролируем все процессы на каждом этапе. На ферме люди видят, где хранится сырое молоко, в каких молоковозах уезжает на производство. А на заводе — как это молоко поступает на переработку и расходится на разные продукты, попадает в упаковку. Расширяя опции по посещению этой площадки, мы масштабируем экскурсионную цепочку «от поля до прилавка» — а это как раз наш главный производственный принцип. 

Фото ЭкоНива

Агротуристическая география холдинга «ЭкоНива»

Московская область: ферма в Ступинском районе.  

Калужская область: 

— ферма в Медынском районе; 

— молочный завод в городе Медынь.    

Воронежская область:

— ферма в Лискинском районе;

—  сыродельный завод в Лискинском районе.

Новосибирская область: ферма в Черепановском районе. 

Экскурсии проходят ежедневно. 

Обязательная предварительная запись по телефону: 8 (800) 550-57-00, доб. 4.

Подробности о каждом экскурсионном маршруте можно узнать на сайте.

Реклама
ООО «ТД ЭКОНИВА МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+