К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Розе от «Пятёрочки»: как торговая сеть строит партнерство с российскими виноделами

Розе от «Пятёрочки»: как торговая сеть строит партнерство с российскими виноделами
Спрос на российское вино растет год от года. К примеру, в сети «Пятёрочка» на его долю приходится уже 70% проданного вина. Как «Пятёрочка» отбирает партнеров, способных обеспечить 20 000 магазинов качественным продуктом, и запускает эксклюзивные торговые марки вина? Выясняем подробности непосредственно на месте производства.

Спрос на российское

По данным «Пятёрочки», доля российского вина в потреблении растет постепенно — на 1,5-2% в год. Одновременно растет число искушенных покупателей, которые обращают внимание на сортовой состав, апелласьон, винтаж. «Одна из наших задач — развитие доверия покупателя к российским производителям, — говорит Ксения Филиппова, федеральный менеджер категории «Вино» торговой сети «Пятёрочка». — Мы хотим показать, что российские компании в условиях высокой конкуренции с иностранными виноделами повышают уровень производства и качество продуктов».

«Кубань Вино» — один из таких поставщиков: 67-летняя история здесь сочетается с современным оборудованием и европейскими технологиями. Годовой объем выпуска — свыше 80 млн бутылок стоимостью от 200 до нескольких тысяч рублей. Для сравнения: с августа 2022 года по август 2023 года «Пятёрочка» продала 79 млн бутылок вина от отечественных производителей.

Ксения Филиппова
Ксения Филиппова
федеральный менеджер категории «Вино» торговой сети «Пятёрочка»

Российские бренды сейчас составляют 52% винного ассортимента «Пятёрочки». Многие покупатели по-прежнему предпочитают вина из стран с давней культурой винного производства и потребления. Но у торговой сети и нет задачи провести полное импортозамещение. Ее цель — удовлетворить запрос покупателей на качественное вино по приемлемым ценам. Для этого сеть фокусируется на развитии эксклюзивных торговых марок (ЭТМ) в партнерстве и с российскими, и с зарубежными производителями. Сегодня вина ЭТМ попадают почти в треть всех чеков покупателей, где есть винная продукция.

Фото предоставлено компанией Х5.

«Производство эксклюзивных торговых марок позволяет компании контролировать все этапы производства продуктов, что важно для торговой сети, которая заботится о своих покупателях, — объясняет Ксения Филиппова. — Мы хотим предложить уникальный продукт, за которым покупатель вернется к нам». И похоже, это получается: 51% купленных за год бутылок от российских производителей пришелся на ЭТМ.

Сеть не только формулирует техническое задание для ЭТМ. Представители ретейлера участвуют в составлении купажей, доработке образцов и даже в дизайне этикетки. «У нас очень жесткие требования к выбору партнеров, мы регулярно проводим внешний аудит и сами бываем на их заводах несколько раз в год, чтобы оценить производство и потенциал изменений», — отмечает Филиппова.

В этот раз эксперты «Пятёрочки» пригласили журналистов и блогеров вместе с ними побывать на винодельне «Кубань Вино», которая производит для сети ряд ЭТМ.

Производство с размахом

Гости краснодарских виноделов стоят на высокой платформе комбайна Gregoire. Сзади — лиман, впереди — длинные ряды пятилетних лоз на шпалерах. Внизу — те же лозы: машина, вибрируя, едет прямо над двухметровыми кустами, колеса крутятся по бокам. «Смотрите, как бережно комбайн загребает виноград и пускает по конвейеру, встряхивая его и выдувая вентиляторами ненужные листья и гребни, — говорит Павел Владимирович, сотрудник агрофирмы «Южной», сырьевой базы «Кубань Вино». — Виноград целым падает в один из двух бункеров вместимостью 2,5 т — почти как после ручного сбора».

Фото предоставлено компанией Х5.

Буквально за полчаса комбайн собирает 5 т винограда, ссыпает урожай в грузовик и продолжает работу. Неподалеку трудятся рабочие с секаторами: хотя производительность каждого не больше 1 т в день, для коллекционных и премиальных вин до сих пор используется только ручной сбор.

«Наличие собственных виноградников — наше обязательное требование к партнеру, — рассказывает Елена Генералова, руководитель отдела контроля качества СТМ «Пятёрочки». — Только в этом случае производитель может обеспечить стабильность сырья, а для вина это 98% успеха». Плодоносящие виноградники агрофирмы «Южная» занимают более 9 000 га в Краснодарском крае. В рекордно урожайный 2022 год она собрала более 113 000 т винограда. Еще почти на 3 000 га агрофирма выращивает саженцы автохтонов и международных сортов из европейских виноградников, выводит новые гибриды.

Елена Генералова
Елена Генералова
руководитель отдела контроля качества СТМ «Пятёрочки»

«Еще одно требование к партнеру — наличие производственных мощностей, чтобы они могли бесперебойно производить продукт для торговой сети с 20 000 магазинов, — продолжает Елена Генералова по пути с полей в Центр энологии Chateau Tamagne (также подразделение «Кубань Вино»). — На производственных площадках мы проверяем не только оборудование, но и соблюдение всех требований законодательства по санитарии. У крупных производителей в последние годы мы не встречаем нарушений».

Центр энологии Chateau Tamagne, открытый на берегу Таманского залива в 2020 году, сложно даже заподозрить в отсутствии должных мощностей и несоблюдении санитарных норм. Он выглядит одновременно крупным заводом и туристическим магнитом. Чего стоят только 30 стальных ферментаторов высотой более 18 м под открытым небом: экскурсионные группы поднимаются по лестницам к их верхушкам, чтобы быстро заглянуть под крышку и долго наслаждаться панорамным видом.

Фото предоставлено компанией Х5.

Экскурсовод проводит группу по пути превращения винограда в вино. От въезда, где огромный щуп забирает на анализ виноград прямо из кузова грузовика, через дробильно-прессовочное отделение, цех брожения до винохранилища. Последний этап превращений и розлив, правда, происходят на другой площадке «Кубань Вино». «Когда мы приезжаем с визитами на производства, обязательно бываем в цеху розлива», — отмечает Ксения Филиппова. По ее словам, за день они стараются посетить три-четыре завода партнеров и зайти во все интересующие отделы, поговорить с разными специалистами. «В разговорах на месте можно узнать много интересного, ведь все заводы развиваются, приобретают новое оборудование и новые возможности, — продолжает Ксения. — Дистанционно мы можем упустить информацию об инновациях и экспериментах, а в разговоре с технологами речь о них обязательно зайдет. Это знание может не пригодиться сегодня, но оказаться полезным при разработке новой ЭТМ».

Вопрос сочетаемости и обновление полок

Участники тура садятся обедать в просторном Центре энологического туризма Villa Aristov под Анапой. Винодел Ванда Бондарь предлагает всем оценить, как сочетается выбранное ею вино с салатом от шеф-повара. Участники принимаются за блюдо с куриным филе су-вид, зеленью и трюфельным маслом. Делают по глотку белого и переглядываются с приятным удивлением. «Ощущение, будто трюфельный аромат только раскрылся», — замечает кто-то. «Значит, вино ладит с блюдом», — удовлетворенно кивает главный винодел компании «Кубань Вино». 

«Пятёрочка» старается запускать новую ЭТМ не реже раза в квартал. Разрабатывая техзадание для ЭТМ, эксперты ориентируются на потребительские тренды. Это и очевидный спрос на сухие вина в Центральной России, и постепенное расширение интереса к белым и розовым винам, и рост популярности игристых не только в новогодние и гендерные праздники, как раньше, но и в летний сезон.

ЭТМ безалкогольного вина, несмотря на невероятный рост спроса, «Пятёрочка» пока не готовит: как говорит Филиппова, «с нуля расти несложно», доля безалкогольного сегодня составляет всего 0,2% продаж, поэтому пока сеть довольствуется закупками двух видов итальянского вина.

Кроме трендов, на процесс создания ЭТМ влияют изменения рынка. «Допустим, привык покупатель к доступному импортному продукту высокого качества, а с изменением логистики и курса валют это вино переходит в другую ценовую категорию, — рассказывает Ксения. — Тогда мы обращаемся к партнерам, чтобы закрыть возникшую потребность».

Фото предоставлено компанией Х5.

Обычно компания обращается сразу к трем-четырем крупным производителям. «Мы не стесняемся давать обратную связь, поэтому постоянные партнеры понимают, что мы хотим, и иногда выдают нужный продукт с первого раза», — отмечает Филиппова. Чаще образцы приходится дорабатывать. Вместе с разработкой дизайна упаковки на выпуск новой ЭТМ уходит от трех до шести месяцев.

Со всеми на связи

«Пятёрочка» использует несколько способов контроля качества ЭТМ. Кроме ежегодного внешнего аудита производства и анализа продукции в независимых лабораториях винные эксперты и сотрудники отдела качества проводят дегустацию вина с магазинных полок. активно используется и обратная связь, полученная от покупателей через приложение, по телефону или в электронной почте. «Получив обращение от покупателя, мы сразу сообщаем на завод и проводим параллельные проверки продукта: на наших полках и в депозитарии завода», — говорит Ксения Филиппова.

«Каждый обратившийся покупатель получает обратную связь и от нас, и от завода — неважно, российский он или зарубежный, — продолжает Ксения. — Все заботятся об имидже, поэтому мы не оставляем без внимания реакции гостей».

В приложении «Пятёрочки» есть рейтинг товаров, который отражает оценки потребителей.

«Если покупатель ставит продукту меньше пятерки, ему выпадает окошко с вопросами, которые помогают точнее понять, что ему не нравится, — рассказывает Елена Генералова. — Дважды в месяц мы смотрим, у каких товаров начал падать рейтинг, и принимаем меры. Если проблема в повышении цены — обращаемся в коммерческий отдел, если изменился вкус — проверяем товар с полки. А если нужен другой вкус, мы можем учесть пожелания в разработке новой ЭТМ – уже вместе с производителем».

Фото предоставлено компанией Х5.

Эксперты «Пятёрочки» уверены, что в России уже достаточно крупных и стабильных производителей, с которыми можно строить смелые планы и долгосрочные отношения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+