К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Подзарядка для инвесторов: как Hyper создает рынок технологий для частного капитала

Фото: Hyper
Фото: Hyper
Запланированный на этот год объем производства электромобилей в России в девять раз больше, чем в прошлом. Машины еще дорогие, но отказ от использования двигателя внутреннего сгорания — вопрос нескольких лет, убежден основатель компании Hyper Алексей Тихонов. Главное — оставаться в общемировом тренде и создавать инфраструктуру нового рынка, вокруг которой будут появляться современные технологические решения. Это можно сделать, если предложить инвесторам удобную форму участия в новых проектах.

— Как в России будут развиваться венчурные технологии в сегменте электротранспорта? Достаточно ли для этого инфраструктуры?

— Есть эталонная, на мой взгляд, бизнес-модель для развития технологий в России, которая построена командой «Роснано» и зафиксирована в стратегии госкорпорации в 2021 году. В ней два ключевых элемента. Первый — не нужно проталкивать на рынок новые разработки. Нужно создавать новый рынок, который будет вытягивать технологические решения под определенные задачи. Второй — новые проекты должны быть структурированы таким образом, чтобы их удобно было финансировать за счет частного капитала.

Это то, что мы делаем в Hyper. Мы пытаемся на вновь формирующихся рынках создать систему, которая будет стимулировать развитие технологий и новых проектов, пригодных для вложения частного капитала. Одно из самых перспективных направлений — электротранспорт. Это масштабный технологический тренд во всем мире.

— В России он тоже есть?

— Да. Автомобильная промышленность традиционно является отраслью, которая формирует спрос на практически бесконечное количество технологий. Это касается не только электротранспорта, но и обычного транспорта. А со сменой технологического уклада с двигателя внутреннего сгорания на электрический возникают новые рыночные возможности для развития технологий. Поэтому появилась компания Hyper. Сейчас она находится ближе всего к потребителю и может формировать спрос, например, на батареи, IT-решения и новую химию, необходимые для электрокаров. Большинство создает продукт и затем пытается его продать. Но в технологиях недостаточно создать супердевайс, его нужно упаковать и сделать пригодным для рынка. Фактические параметры продукта, в которые должна вписаться технология, чтобы стать интересной для рынка, мы прекрасно понимаем. Это делает нас проводником к другим технологическим проектам, в которые инвестируют «Роснано», ее фонды и партнеры.

Алексей Тихонов
Алексей Тихонов
основатель компании Hyper

— На каком этапе развития находится Hyper?

— Сейчас компании год. Когда мы задумали Hyper, мы подписали соглашение с правительством Нижегородской области, согласно которому строим зарядную инфраструктуру для транспорта в каждом районе города. Сейчас в Нижнем 44 зарядные станции. Но так делают многие, а мы делаем так, чтобы зарядки были загружены, использовались. Это обеспечивает трафик, выручку, маржинальность. Мы договорились, что местные таксопарки закупят электрокары, это загрузило станции. В результате у нас востребованная сеть зарядных станций, которые нужны в том числе жителям города. Это делает электроинфраструктуру инвестиционно привлекательной. Первые бизнес-риски основатели взяли на себя, а когда бизнес-модель начала складываться, присоединились и другие инвесторы.

— Почему вы начали в Нижнем Новгороде?

— Это стечение двух обстоятельств. Первое — местная команда, готовая протестировать что-то новое, и задача по созданию прототипа отрасли электродвижения, которая нам была поставлена регионом. Второе — экономические особенности области. Нижний Новгород — миллионник; мы понимали, что если проект удастся здесь, то мы сможем повторить успех в других, более экономически активных и схожих по темпам роста мегаполисах.

— Кто сейчас инвестирует в Hyper?

Основатели бизнеса, позже к ним присоединились ГК «ТехноСпарк» и один из крупнейших российских телеком-операторов.

Фото: Hyper

— В чем вы видите потенциал развития электротранспорта в России? Электромобили пока не очень распространены.

— Весь транспорт рано или поздно будет электрическим. На это указывают три фактора. Во-первых, глобальный контекст. Международные автоконцерны инвестируют в электротранспортную инфраструктуру. В Китае в ближайшие несколько лет порядка 70 млрд долларов (около 6,8 трлн рублей — август 2023) будет потрачено на субсидирование рынка электромобилей. В США государственные субсидии концентрируются на развитии зарядной инфраструктуры и продаж электромобилей.

Во-вторых, резкое снижение доступности технологий, необходимых российской экономике. Импорт и локализация автосборочного производства машин с двигателями внутреннего сгорания стали гораздо менее доступными, чем 3 года назад. С учетом подорожания автомобилей с ДВС и выросшего объема импорта авто из Китая, одновременно со ставкой местного правительства на развитие электротранспорта, очевидно, что в ближайшее время рынок заполнят китайские электромобили.

В-третьих, электромобили более рентабельны по сравнению с работающими на ДВС. Их дешевле обслуживать и их дешевле заряжать.

— Каких инвесторов может заинтересовать Hyper?

— Когда строишь стартап, приходится ориентироваться на разные группы инвесторов. «ТехноСпарк» — наш технологический партнер. Если нам нужно проанализировать зарядку в труднодоступных для энергетики местах, это к ним. Фонд дает огромный ресурс экспертизы, нетворкинга и эффективные совместные решения. То же касается и других инвесторов в Hyper — это крупнейшие корпорации с прекрасно выстроенными бизнес-процессами, которые могут сделать из стартапа полноценный корпоративный бизнес.

Но в целом по стране с капиталом институциональных инвесторов для стартапов есть проблема, она заключается в его недоступности. Для серьезных private equity фондов суммы в 100–200 млн рублей не очень интересны. Чтобы брать банковский кредит, стартапы, как правило, еще не созрели — пока очень ранняя стадия инвестирования. Есть еще госкорпорации, но привлечение государственного капитала — это жесткий регламент и неготовность к венчурному риску, получить поддержку быстро нельзя. Поэтому стартапы выручают инвестиционные платформы. Мы размещаемся на Zorko и рассчитываем привлечь 127 млн рублей от всех, кто разделяет нашу стратегию и подход к развитию бизнеса.

Фото: Hyper

— Почему именно 127 млн рублей?

— У нас есть инвестиционная программа, согласно которой для реализации задач Hyper в этом году нужно 350 млн рублей на тиражирование проекта в регионах. К концу 2023 года под управлением должно быть 160 зарядных станций в Москве, Екатеринбурге, Перми и Челябинске. В эту же цифру входит удвоение количества станций в Нижнем Новгороде. Все действующие инвесторы вкладываются в программу пропорционально долям в Hyper, и треть мы предлагаем частным инвесторам. Конечно, в этом размещении нас интересует не сам объем инвестиций, а валидация нашей стратегии и выбранного курса на привлечение частного инвестора. В ходе этого размещения мы получаем много «горячих» вопросов от будущих миноритариев и понимаем, куда нужно двигаться дальше. Для нас это является ценностью.

— Инвестиционных платформ много. Почему вы выбрали Zorko?

— Для нас определяющим стало то, что партнером Zorko является Московская биржа. То есть для создания нового технологичного продукта было принципиально воспользоваться инфраструктурой, которая прошла официальное подтверждение государственными институтами.

В долгосрочной перспективе размещение на инвестиционных платформах повысит вовлеченность населения в технологическую повестку страны и создаст новые рынки для получения доходности. Сегмент электротранспорта точно. Zorko — это биржа нового типа с фокусом на технологичных компаниях, которые могут завтра стать лидерами экономики, но сегодня не соответствуют жестким условиям листинга Московской биржи. Своеобразный российский аналог Nasdaq.

— Какую сумму уже удалось привлечь?

— Размещение началось в июле и продлится до 15 августа. После этого будем подводить итоги. Пока могу сказать, что все идет по плану. Минимальный объем, который мы планируем собрать, составляет 100 млн рублей. Это сумма, при которой размещение будет признано успешным.

— Каков минимальный порог участия в размещении?

Минимальный пакет для инвестиций — 30 000 рублей. По статистике, которую мы видим сейчас, люди заходят на абсолютно разные чеки. Перспективы Hyper плюс удобство участия в размещении через платформу дают хороший результат. Приобрести наши акции может любой человек, зарегистрировавшийся на Zorko. Если планируется покупка на сумму более 600 000 рублей, нужно пройти тест на квалифицированного инвестора. Затем, как обычно, формируется заявка на покупку акций, и после 15 августа мы подаем регистратору поручение, он перечисляет акции инвестору на счет, а мы в этот момент получаем деньги.

— Hyper не единственная технологичная компания на рынке. Почему инвесторы должны заинтересоваться именно ее бумагами?

— Если посмотреть на российский финансовый рынок, то Hyper как раз единственный игрок, предложивший широкому кругу инвесторов инструмент для инвестиций в эту сферу. Как еще инвестировать в развитие электротранспорта? Других инструментов инвестирования сегодня на рынке пока просто нет.

— Когда и в каком формате планируется следующий этап привлечения инвестиций?

— У нас есть инвестиционная программа на следующий год — мы будем делать дополнительную эмиссию акций, уже находясь на другом этапе развития. Наша сеть зарядных станций вырастет, все процессы в регионах будут тиражированы и отлажены. Мировой тренд по развитию электротранспорта стал очевиден в 2020–2021 годах. Российский рынок идет в сопоставимом графике развития. Массовое переключение сознания и востребованность электротранспорта придут, если не в следующем году, то через 2–3 года.


Реклама
ООО «ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЯ»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+