Чистый бизнес: как Дмитрий Портнягин делает премиальные бани «местом силы»
Премиальный банный комплекс Siberia предлагает взыскательным и активным гостям отдых в пяти аутентичных парных в разных стилях. Согласно концепции, здесь можно перезагрузиться и обрести баланс без долгих перелетов к чистым просторам тайги или Алтая. Сам Дмитрий Портнягин называет Siberia бизнесом для души, но в его планах — масштабироваровать сеть и открыть премиальные русские бани в важных финансовых центрах мира. Мы поговорили с предпринимателем о сути проекта и его перспективах.
— Почему решили инвестировать в банный бизнес?
— Мне нравится создавать премиальные продукты. Работа с высоким уровнем качества, глубоким подходом в разработке, ювелирным маркетингом и пиаром — это сложно, но увлекает раз и навсегда. У меня с партнерами таких премиум-проектов несколько: бизнес-клуб CLUB 500 и туристическое агентство Transformator travel со средним чеком около миллиона рублей, сервис проката и обслуживания люксовых автомобилей Deiz, коллекционные игрушки Ugly Duck, которые стоят от $2000.
Я постоянно ищу новые рынки, на которых можно было бы работать с высоким чеком, и баня оказалась такой нишей, причем перспективной. Было решено делать суперкачественную, дорогую русскую баню, но главное, в городе, чтобы люди могли легко и быстро добраться.
Год работы показал, что выбор ниши был правильным. Сейчас мы самая дорогая баня в стране: у нас средний чек на человека 41 000 рублей и при этом около 75% загрузки, а это очень хороший показатель. Как мы это сделали? Мы очень хорошо изучили нашего будущего гостя, хорошо сегментировались. Если бы мы стали стремиться к 100%-ной загрузке при чеке вполовину меньше, то вряд ли удерживали бы такой уровень продукта и такое качество сервиса.
И мы первые, кто выстроил маркетинговую стратегию и занялся глубинной аналитикой цифр, гипотезами и данными в банном бизнесе.
А что касается конкуренции, то мы ее ощущаем только в каких-то аспектах. Даже недостаточно. Хотелось бы больше, чтобы рынок рос, качество бань улучшалось, рос уровень банной культуры. Мы приветствуем здоровую конкуренцию — она всегда идет на пользу всем игрокам. Но пока таких смельчаков не так много.
— В Москве довольно много премиальных бань вдвое дешевле — и места с историей, и новые комплексы. Почему вы не считаете их конкурентами и как в принципе оцениваете банный рынок столицы?
— В банный бизнес идут либо те, кто работал в банной индустрии, либо те, кто фанатично любит баню. Потому у них аккуратные проекты, без размаха: может быть, для них ценнее какой-то канон, а не опыт гостей. И кажется, что люди со стороны побаиваются заходить на этот непростой рынок: в России, согласно исследованиям, парится всего 1% населения, хотя, казалось бы, баня — в нашем культурном коде. Так что свободного места много.
Но, конечно, мне было бы сложно сделать такой проект без человека, понимающего продукт изнутри. Мой партнер, сооснователь Siberia Нестор (Сергей Нестеров. — Прим. ред.) — один из создателей индустрии, главный судья Национальной федерации специалистов банного парения. Он в «тусовке», помогает нам набирать лучших людей, сам их обучает, интегрирует в работу, вводит стандарты и правила. У нас есть еще пять инвесторов — предпринимателей, которые поверили в нас, вложили средства в этот банный комплекс.
Когда разрабатывали концепцию, решили: это точно будет центр города, небольшое помещение до 1000 кв. м, своя парковка, приватные банные пространства внутри, рассчитанные на одну компанию, чтобы не случалось этого странного молчания в парной, когда ты никого не знаешь и надо спрашивать, можно ли поддать пара побольше. Наш приоритет — приватность, и мы ее на 100% обеспечиваем.
Команде я сразу ставил цель, что для нашей целевой аудитории банный комплекс Siberia должен быть в Москве вторым знаковым местом после Красной площади — местом, куда все хотят попасть и куда водят гостей. Еще была задача, чтобы на выходе из банного комплекса гость говорил, что это было лучшее парение в его жизни.
А третье, чего я хотел добиться: чтобы человек, переступая порог нашего комплекса, забывал, что он в большом городе, а чувствовал себя у бабушки в деревне или у травника в лесу. Это означает детально проработанные интерьеры, свет, запахи, звуки. Например, «Курная изба» — это такая деревенская баня: гости слышат, как где-то вдалеке корова мычит, собаки лают, птицы поют, дети бегают. Многие гости писали в отзывах: не знаю, как вы это сделали, но я вспомнил эмоции, которые испытывал в детстве.
Мы даем возможность полностью отключиться от дел и на четыре часа погрузиться в процедуру в одном из пяти наших банных форматов — с первым паром, травами, ароматерапией, массажем, купелью со льдом и горячим чаном, чтобы можно было вкусно поесть и полежать в комнате звукотерапии. Поспать, наконец, между заходами в парную.
В общем, не могу сказать, что другие городские банные комплексы — наши близкие конкуренты. Все-таки у нас совсем другой формат — что-то вроде таежного банного ретрита, но в 15 минутах от работы и в 20 минутах от дома.
— Кто к вам ходит и как вы привлекали любителей и знатоков бани в новый проект?
— Среди наших гостей есть предприниматели, госслужащие, звезды, артисты, спортсмены и просто люди, у которых доход, скажем, заметно выше среднего. Для таких людей большое значение имеет рекомендация.
Это была честная история — с нашими проблемами со сроками, с руганью на стройке. Такая новая искренность, которая знакома всем, кто строил свой дом, бизнес, что угодно. Люди видели, как мы искали здание, собирали команду, делали дизайн-проект, ездили в деревню разбирать заброшенный столетний дом, чтобы использовать эти доски для отделки в зоне ресепшен. Кстати, стойку ресепшен мы сделали из огромного бревна дуба, который подняли со дна Байкала. И мы собирали каждый раз под пятьсот тысяч просмотров, и некоторые из зрителей этого реалити писали в комментариях: «О, я непременно в этот комплекс схожу». Так что среди тех, кто пришел первым, было много моих подписчиков.
Сам комплекс у нас одновременно выглядит аутентично, где каждый элемент вызывает желание рассказать о нем своим близким друзьям. Наши гости любят делать фото, отмечают нас в соцсетях и рассказывают про свой отдых.
Мы делаем все, чтобы человек возвращался к нам раз за разом. Создаем новые программы, прислушиваемся к пожеланиям. Показываем, что погружаться в мир русской банной культуры можно практически бесконечно, а мы — грамотные проводники.
— Какой срок окупаемости заложен в бизнес-плане?
— Два года с момента запуска. Я бы очень хотел сказать, что мы сделаем это даже раньше, но, к сожалению, в сегодняшней политической и экономической ситуации сложно что-то точно прогнозировать. В этом контексте мы, как все на нашем рынке.
А операционную прибыль мы получаем с первого месяца работы.
— Сколько вы вложили в Siberia?
— Здание у нас в долгосрочной аренде — не вижу смысла покупать помещение в центре Москвы по завышенным ценам. Изначально мы рассчитывали, что 110 млн рублей на проект будет достаточно. Но мы начали в ковид, закончили в СВО. Турбулентность внесла коррективы и в сроки, и в стоимость.
По ходу работ мы столкнулись с колоссальным повышением цен на строительные материалы. Оказалось, что наше здание, в котором когда-то была конюшня, такое ветхое, что нам пришлось внутри перекладывать абсолютно все коммуникации: воду, канализацию, электричество, и вообще укреплять здание полностью. В процессе стройки все время находили, на что потратить дополнительные деньги, чтобы комплекс получился идеальным. Думаю, в этом меня поймут многие предприниматели. Например, четыре или пять раз отшивали полностью весь текстиль для комплекса, включая халаты, сами разрабатывали косметику. Все декоративные элементы искали на блошиных рынках.
Так получилось, что у нас не было детального 3D-проекта, мы все делали по нашим скетчам и картинкам в голове. Бывало, что я приходил на стройку, видел камень и говорил: «Снести». Мне в ответ: «Мы заплатили за него большие деньги». Я: «Он нам не подходит, надо иначе». По этой же причине мы меняли деревянный потолок из ценной древесины. Безусловно, это плохой пример и даже грех для предпринимателей: лучше все-таки потратить время на компьютерные модели, но у нас получилось так.
В итоге мы потратили в два раза больше заложенного бюджета, но самое главное — это то, что у нас проект получился таким, как мы его задумывали. Концепцию мы выдержали и воплотили, это самое главное.
— А название вы придумывали? И почему Siberia, а не что-то связанное с Дальним Востоком, где вы родились и долго жили?
— Я родился в городе Тында, на БАМе. На Дальнем Востоке тоже классная банная культура, но, к сожалению, ее сложнее было бы экспортировать. Нам был нужен бренд, который знают во всем мире: мы сразу думали и о заделе на будущее. Сибирь — регион большой и интересный. Спроси любого иностранца, что это такое — Siberia, и ассоциации будут: холодно, лес, медведи, люди, которые пьют водку и закусывают корой деревьев с топора. Поэтому мы зарегистрировали торговую марку нашего банного комплекса в России и в тех странах, куда хотим идти.
Ну и, конечно, в нашу концепцию мы интегрируем бытовой опыт народов сибирских регионов и восстанавливаем забытые традиции. Как там люди парились, лечились, что ели и пили, как отмечали праздники.
— Где собираетесь открывать новые банные комплексы?
— Нам амбициозно хочется, чтобы через Siberia люди разных стран приобщились к традициям русской бани. Мы станем называть себя не баней, а спа-комплексом славянских народов — такого точно нигде нет.
И снова в этой нише и в мировом масштабе конкуренции мало. Я хожу в спа-комплексы везде, куда приезжаю, и вижу, что даже в самых крутых пятизвездочных отелях все ограничивается обычным массажем — совершенно ничего особенного. Мы со своим проработанным, уникальным продуктом и нашим системным подходом точно будем востребованы.
А вот следующий комплекс делаем в Дубае — уже подписали договор аренды на 2500 кв. м. Там появится первый спа-комплекс международного формата с адаптацией под жаркий климат — будет много льда, снега, проруби с обледенением. Уже готовится дизайн-проект, в ближайшее время начинаем стройку и рассчитываем открыть и Петербург, и Дубай в 2024 году. В августе летим в Берлин — потенциальные партнеры пригласили. Посмотрим, подходит ли рынок нашей идее.
— Как вы решаете, подойдет вам рынок или нет?
— Это должна быть страна, в которой спа, бани или хаммамы являются одной из культурных традиций. Должен быть крупный город с высоким уровнем жизни. И еще мы должны понимать, что там достаточно русскоязычных экспатов, что позволит получить первых гостей.
— Сколько вы инвестируете в новые комплексы?
— Питерский проект будет стоить в районе $6 млн, дубайский — $10 млн. Это новый уровень Siberia.
На первом комплексе мы поняли, как работает продукт и чего хочет аудитория, и теперь адекватно можем взять на себя больше ответственности. Точно будет больше парных форматов и абсолютно новый — баня для одного. Обязательно — ресторан, лавка с нашими продуктами: варенья, шапки, халаты, свечи с запахом трав, мед с нашей пасеки…
Хотим сделать так, чтобы гость мог сразу купить все, что увидел и попробовал в банном комплексе. Такая банная IKEA: посмотрел, как выглядит в обстановке, — загорелся — купил. Дальше пойдем с этой продукцией на маркетплейсы, сделаем свой интернет-магазин.
— Но вы же не будете открывать с десяток производств, чтобы все это выпускать?
— Когда есть широкий список контактов и когда бренд уже работает на себя и самим именем привлекает партнеров, это необязательно.
В стране много прекрасных ферм, профессиональных лесничих и уважаемых шаманов, у которых без проблем можно узнать и купить все нужное.
Самое главное — выбрать качественный, классный продукт, его круто упаковать и через маркетинг и наш бренд донести нашему гостю, что это будет для него правильным выбором.
И еще — быть современными, но глубокими. Мы разбавляем консервативный рынок своим подходом и своей работой.