К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В стиле арт-техно: как технологии помогают искусству и бизнесу

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Сегодня высокие технологии задают новый формат искусства, рекламы и событийного бизнеса. Медиаарт, кинетические инсталляции и NFT-искусство применительно к творчеству и ивент-индустрии стремительно развиваются. Отдельный тренд — взаимодействие человека и машины, при котором искусственный интеллект помогает творить, создавать дополнительный интерактив и воплощать даже самые сложные замыслы. Наиболее яркие примеры сотрудничества — в нашей подборке.

Нейросети-искусствоведы: как технологии участвуют в культуре

Джарвис — так звали нейросеть, которая в 2022 году провела кастинг участников для X Бухарестской биеннале. На основе данных о популярности художников, загруженных в нейросеть, Джарвис отбирал тех, чье искусство — по его мнению — соответствует заявленной теме «Каждый достоин бросить вызов поп-культуре». Имя для нейросети позаимствовали из киновселенной Marvel, где оно принадлежало помощнику Железного человека.

Еще одну нейросеть обучили улавливать «почерк» мазков художника и таким образом атрибутировать работы самых разных авторов. Так, нейросеть изучала живописные произведения через трехмерные топографические сканы ее поверхности и анализировала фрагменты объемом в несколько миллиметров. Именно это и позволяло ей выявлять малейшие изменения в характере мазка и тем самым утверждать или опровергать авторство.

Так, в ходе исследования, проведенного осенью 2021 года швейцарской компанией Art Recognition, нейросеть сравнила картину «Самсон и Далила», приписываемую Рубенсу, со 148 другими его произведениями. Результат не заставил себя ждать: с вероятностью 91% Рубенс не является автором этого полотна — такой вердикт вынесла нейросеть.

На ниве искусства нейросети все чаще выступают не только инструментом для кураторов и экспертов, но и полноценным соавтором самих творцов — от художников и модельеров до музыкантов и организаторов мероприятий.

Фото: Shutterstock

Робот на подиуме: от опыта Александра Маккуина до «робособаки» от Boston Dynamics

В модной индустрии роботов использовали еще в конце 1990-х годов: они вдохновляли дизайнеров и были частью рекламных промо. В качестве полноценных помощников в модельном бизнесе впервые их использовал британский дизайнер Александр Маккуин. Во время шоу-показа своей коллекции «№ 13» он задействовал «роботворчество» в реальном времени: два робота разбрызгивали струи черной и желтой краски на белое платье-бюстье модели Шалом Харлоу. Событие мгновенно вошло в историю мировой моды — и как пример взаимодействия технологий с человеком, и как новаторский прием использования роботов в модной индустрии.

Сегодня организаторы модных показов считают, что традиционная проходка моделей по подиуму дарит зрителям недостаточно яркие эмоции. С целью повышения зрительского интереса и создания необычной атмосферы в индустрии вновь стали использовать роботов. Так, на мартовской неделе моды 1999 года в Париже сотрудничество человека с роботом выглядело не только технологично, но и трогательно, и даже кокетливо.

Во время показа коллекции от французской марки Coperni модели разыгрывали короткие сценки с робособаками от Boston Dynamics, которые кокетливо общались с моделями, помогая им снять жакет, чтобы лучше показать платье, подхватывали в нужный момент женские сумочки и галантно возвращали их назад — одним словом, вели себя как джентльмены.

Робот на все случаи жизни — от дискуссий до визита к королеве

Фото: Shutterstock

Привлечь к стенду и удержать внимание публики — две эти ключевые задачи организаторам мероприятий приходится решать постоянно. На российской выставке «Иннопрома» стенд по роботехнике одного из лидеров российского финтеха решил обе задачи более чем оригинально.

В каждой зоне стенда человекоподобные роботы Alpha 1 Pro совершали самые разные действия: ходили, танцевали, играли в футбол, показывали приемы кунг-фу и другие движения. В свою очередь посетители могли ими управлять, задавая любой алгоритм движений через мобильное приложение. Приветствовалось и общение с роботом — он отвечал на простые вопросы, связанные с экспозицией.

Использовать роботов можно и для более сложных коммуникаций, чем просто выступление на стенде. Их не стыдно пригласить даже на день рождения к королеве Великобритании. Так, робот-андроид Теспиан считается самым «человечным» среди своих механических собратьев — он ездит на творческие гастроли, где читает стихи, поет песни, непринужденно общается с гостями и даже шутит. Неудивительно, что несколько лет назад Теспиана пригласили в Букингем на день рождения королевы Елизаветы — экзамен на манеры и светское общение с самой изысканной леди Европы робот сдал блестяще.

На сотрудничество с современными технологиями решаются не только представители британской короны, но и исполнители классической музыки.

VR и скрипка: концерт в дополненной реальности

Так, в 2019 году американская скрипачка Линдси Стирлинг при поддержке IT-стартапа Wave провела двухчасовую презентацию своего нового альбома Artemis весьма необычным образом. Концерт проходил в виртуальной реальности, имитирующей ландшафты дикой природы, — обладатели VR-шлемов наблюдали, как артистка играла на фоне невероятной красоты лесных пейзажей и водопадов. Трансляция шла через официальный YouTube-канал скрипачки, презентационный ролик до сих пор доступен на ее канале. Концерт посмотрело более 300 000 человек.

Коллаборация искусства и IT была представлена и в дни проведения Санкт-Петербургского экономического форума, на вечеринке от холдинга T1.

Фото: Shutterstock

ТРИПТ1Х. Куда движется будущее

Один из крупнейших IТ-холдингов страны посвятил свое мероприятие искусству создавать технологии. Затронули и космическую тему, тем более что для этого был повод: Т1 в рамках ПМЭФ подписал соглашение о запуске в космос первой в России частной ракеты.

Проводниками в мир этой уникальной синергии искусства, технологий и космоса стали «начинающий» космонавт Юлия Пересильд и певица Полина Гагарина, которые открывали вечер. Затем организаторы представили зрителям новое технологичное прочтение балета, поэзии и музыки.

Начали с балета. На сцену для исполнения партии черного лебедя из «Лебединого озера» вышли солистка Большого театра Маргарита Шрайнер и… роботы. Тандем получился эмоциональным и футуристичным одновременно: роботы удивили гостей способностью «чувствовать» музыку, балерина — изящным образом, грацией и умением взаимодействовать со столь необычными партнерами. После выступления роботы спустились со сцены к гостям и продолжили участие в вечеринке — перемещались по территории и позировали для фотографий. Затем группа Jukebox Trio придала новое звучание стихотворению поэта Серебряного века, исполнив его в жанре битбокса.

Завершился концерт синтезом звука и визуального ряда: во время выступления Uma2rman одну из песен параллельно иллюстрировал искусственный интеллект, создавая новые впечатления у аудитории.

Высокие рекламные технологии в космосе как бизнес и как искусство

Фото: Shutterstock

Реклама всегда была тесно переплетена с индустрией искусства. Яркий тому пример — коллаборации брендов с известными художниками, музыкантами, режиссерами, рекламные ролики, снятые в духе короткометражных кинолент. Один из символов единения коммерческого бренда и художественного видения — легендарный логотип для конфеты, придуманный гениальным Сальвадором Дали.

Со временем носители рекламы сильно трансформировались, и сегодня основная коммуникация с потребителем идет через digital-носители. Например, если бренд запускает свой плейлист классической музыки, слушать мы его будем в приложении, в которое зайдем через QR-код.

Реклама будущего выбирает уже совсем другие каналы коммуникации и формы взаимодействия с искусством. Она шагнула далеко за пределы стратосферы.

В 2019 году российский стартап космической рекламы StartRocket поставил целью доказать, что современные технологии могут закрепить рекламный носитель в любом, даже безвоздушном пространстве. Фаундеры StartRocket собираются разместить гигантские рекламные щиты на расстоянии 400–500 километров от Земли. Они будут состоять из множества крошечных кубов, которые создадут иллюзию гигантского программируемого дисплея. На нем, как на световом табло, и планируется показывать в ночном небе уникальную космическую рекламу вперемешку со звездами. А показывать шедевры рекламной индустрии в облаках над головой — это ли не искусство создавать технологии?

Очевидно, что с каждым годом искусство и направления бизнеса, связанные с ним, будут находить все больше новых воплощений через технологические решения. Интеграции произведений в VR, коллаборации с искусственным интеллектом, роботы-артисты и даже космические технологии — это та реальность, в который мы уже живем. Что нас ждет в следующем году, какие формы сотрудничества искусства, бизнеса и технологий увидят свет? Ответить на этот вопрос, кажется, сейчас сможет только искусственный интеллект.


Реклама, 6+
ООО «Т1»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+