Плиточный прогресс: как керамическое производство меняет качество современного дома
Группа компаний Unitile — один из крупнейших производителей облицовочных материалов в России. На двух керамических заводах в Воронеже и Шахтах Ростовской области Unitile выпускает порядка 14 млн кв. м плитки и 12,5 млн кв. м керамогранита в год — в сумме это более 12% федерального рынка. Третья производственная площадка — Маркинский кирпичный завод (около 60 млн кирпичей в год). Часть сырьевых компонентов для этих предприятий обеспечивается собственным карьером тугоплавких глин. Широкая сбытовая сеть, охватывающая практически всю Россию и пять стран СНГ, помогает отслеживать потребительские тренды и подстраиваться под рыночную конъюнктуру.
— Какие тренды видите на рынке отделочных материалов и плитки в частности?
— Минимализм и натуральные материалы или их имитация в тренде с пандемийных времен. Внутри этих трендов, конечно, происходят изменения. Появляются, например, новые текстуры. У плитки в последние годы вообще неплохие времена — она перестала восприниматься как облицовка только санузлов и кухонных фартуков. Прихожая, гардеробная и часть комнаты, подоконники, потолки, столешницы и даже пол в спальне — границы применения этого практичного и разнообразного по дизайну материала постоянно расширяются. Вместе с краской плитка и керамогранит уверенно вытесняют обои.
— Повлиял ли на рынок уход иностранных брендов в 2022 году?
— С точки зрения трендов, дизайна и качества продукция российских производителей давно сопоставима с зарубежными аналогами. А с точки зрения рыночной ситуации, в которой на текущий момент отмечается хоть и незначительная, на наш взгляд, стагнация, для российских производителей открывается возможность удерживать свои позиции.
— Из чего состоит ваш продуктовый портфель?
— Из нашего флагманского бренда Graсia Ceramica, под которым мы производим плитку и керамогранит в трендовых дизайнах и популярных форматах. Возрожденного весной 2023 года бренда «Шахтинская плитка», который относится к среднему низкому и экономсегменту в этой же категории продуктов. И бренда «Маркинский кирпичный завод», под которым мы выпускаем облицовочный кирпич.
— Зачем понадобилось возрождать старый бренд?
— Мы приняли это решение еще в 2021 году, чтобы иметь возможность балансировать разноценовым товарным предложением в наших каналах сбыта. «Шахтинская плитка» до сих пор известный бренд: согласно проведенному нами исследованию, он имеет статус народной марки. Структурированный таким образом продуктовый портфель позволяет нам лучше подстраиваться под конъюнктуру рынка.
— Как диверсификация бренд-портфеля сказалась на продажах?
— Мы убедились, что потребители ждали такого предложения. Доля «Шахтинской плитки» в нашем объеме производства сегодня составляет 60%. Теперь при общем наращивании продаж мы хотим увеличить долю Gracia Ceramica, и шансы есть. Рынок облицовочных материалов не сильно просел — во многом благодаря рекордным темпам жилого строительства в 2021–2022 годах. И даже сейчас девелоперы не бросают проекты, хотя не спешат начинать новые. А государство вкладывается в строительство новых объектов и поддерживает, например, ипотечное кредитование. Все это позволяет предположить, что на нашем рынке в ближайшие год-два не будет больших потрясений. У производителей вопрос будет только в том, кто сколько заработает. А долгосрочные прогнозы в нестабильной ситуации просто невозможны. Главное в нынешних условиях — подстраиваться под рыночную конъюнктуру, производить востребованный продукт и диверсифицировать каналы сбыта. И это то, чем мы активно занимаемся последние три года.
— Отразилось ли на вашем бизнесе стремительное развитие онлайн-ретейла?
— Потребителям нашей продукции всегда было и остается важным увидеть и потрогать ее, прежде чем принять решение о покупке. Но изоляция во время пандемии изменила потребительское поведение. Люди начали в интернете изучать продукцию и ее характеристики, сравнивать цены, читать отзывы и полезные материалы. При всем при этом доля онлайн-продаж на текущий момент несущественна. Мы начали наращивать информационный массив на сайтах наших брендов и в соцсетях: показывать разные интерьерные решения, рассказывать, как рассчитать нужное количество плитки для ванной или что учесть при облицовке помещений с нишами. Вступили в коллаборации с лидерами мнений, которые ведут видеоблоги о ремонте и, например, показывают, как работать с нашими материалами. Мы изучаем разные каналы коммуникации и задействуем наиболее актуальные.
— Как вы сейчас оцениваете положение компании и ее перспективы?
— Наша доля на российском рынке плитки и керамогранита составляет 12,5%, и мы намерены ее наращивать. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы. Развитая система складов и сеть дистрибьюторских подразделений по всей стране гарантирует, что продукция Unitile всегда доступна к покупке и отгрузке. Она представлена более чем на 1500 торговых площадок, включая крупнейшие федеральные и региональные DIY-сети, а также доступна в странах СНГ: Казахстане, Азербайджане, Белоруссии, Киргизии и Таджикистане. Один из наших ключевых ресурсов и одна из наших ценностей — сотрудники, их свыше 2500 человек. Мы постоянно инвестируем в условия труда, поддерживаем командную атмосферу и корпоративную культуру. Все это дает уверенность в устойчивости нашего бизнеса, который нацелен на то, чтобы сделать квартиры и дома уютнее, и работает в интересах настоящих и будущих поколений.