Красота по плану: профессор Юцковская и фармкомпания ИНГАЛ о трендах бьюти-индустрии
За последние 10 лет на российском рынке косметологических услуг произошли тектонические сдвиги. Сфера, где «тут подколю, тут накачаю, тут сделаю бьютификацию», причем в том виде, в каком ее видит конкретный специалист по контурной пластике, превратилась в индустрию, ответственную за качество жизни пациента.
«Задача современной эстетической медицины — сохранить здоровье своих пациентов на долгие годы, — говорит Яна Юцковская, д. м. н., профессор, врач высшей категории, основатель и владелец сети клиник (Владивосток, Москва, Сочи), «Школы профессора Юцковской», клуба «Юсистем», «Центра лечения осложнений». — Люди стали жить дольше, социальная востребованность увеличилась минимум на 10 лет по сравнению с нашими родителями. Если раньше про женщину или мужчину старше сорока никто не говорил, что они молодые, то теперь таковыми можно оставаться и в 50, и в 60 лет. Все зависит от вашего желания и готовности взять ответственность за свое физическое и ментальное состояние».
Определенные изменения в отношении многих людей к своему здоровью произошли в результате пандемии коронавируса, что в свою очередь повлияло и на восприятие косметологии. Каким образом? В клиниках развивается направление превентивной медицины: врач может не только улучшить внешность, но и качество жизни.
«Поэтому в современных клиниках эстетической медицины косметолог больше не работает в одиночку, — поясняет Яна Юцковская. — Менеджмент качества жизни пациента включает в себя целый комплекс по профилактике старения. Участвует в нем пул врачей: гинеколог, эндокринолог, андролог, терапевт, пластический хирург, в задачи которого входят не только операции по улучшению или изменению внешности, но и удаление новообразований, коррекция сосудистых патологий и другие процедуры с целью улучшения качества кожи».
Неудивительно, что столь фундаментальные изменения в восприятии эстетической медицины привлекают в индустрию крупные фармацевтические компании. При этом «импортозамещение», про которое так много пишут с весны прошлого года, началось намного раньше 2022 года. Разрабатывать, тестировать и производить препараты для косметологии многие фармкомпании начали более 10 лет назад. «Именно поэтому у нас сейчас есть биоревитализанты и филлеры, химические пилинги и ампульная космецевтика отечественного производства, которые, как уверяют создатели, не только не хуже, а часто лучше своих зарубежных конкурентов», — утверждает Юцковская.
Примечательно, что изначально компания специализировалась на производстве препаратов, применяемых в ортопедии и ревматологии, для чего изучались системы инъекционной доставки различных веществ. «Среди них была и гиалуроновая кислота. Ближе с ней познакомившись, мы открыли для себя потенциально новый для нас рынок «уколов красоты» и поняли, что можем не только лечить людей, но и улучшать качество жизни», — рассказывает Алексей Ермаков, к. т. н., заместитель генерального директора компании ИНГАЛ.
Было принято решение инвестировать в собственный научно-исследовательский центр, который не копировал бы существующие продукты и технологии, а разрабатывал новые. Это выглядело логичным: опыт создания лекарственных средств лег в основу для трансфера фармацевтических технологий в область эстетической медицины.
Лабораторная работа: как это устроено
Создание центра обошлось ИНГАЛ в 1,1 млрд рублей, из которых более 800 млн рублей было потрачено на оснащение европейским оборудованием, которое соответствует международным стандартам ISO. Так, в лабораториях центра используется оборудование для проведения хроматографического, оптического, спектрального, асептического, реологического (теста на упругость и растяжимость), биологического и физико-химического анализов из Японии, Швейцарии, Великобритании, Германии и России. Производственные процессы максимально роботизированы, чтобы минимизировать влияние человеческого фактора.
«Прогнозные показатели вполне соответствуют спросу», — убежден Алексей Ермаков. Согласно данным ISAPS (Международного общества эстетических пластических хирургов), инъекционные препараты на основе гиалуроновой кислоты в мире занимают второе место по популярности после ботулотоксина, а спрос растет на миллион процедур ежегодно. Спрос на услуги биоревитализации и контурной пластики в России также вернулся на доковидные показатели, а вместе с ним и тренд на ухоженное, свежее лицо. Диджитализация, видеоконференции создали тренд на «лицо без фильтров». Но это лишь одна сторона медали.
Красота не потребует жертв
Волна интереса крупных российских фармкомпаний к рынку препаратов для косметологии привела к тому, что в фокусе участников рынка оказались вопросы безопасности. Что же попадает под кожу тем, кто регулярно прибегает к услугам биоревитализации и контурной пластики? Какие последствия для здоровья могут быть как от некачественных препаратов, так и от тех, что ввозят так называемыми параллельными путями?
В «Центр лечения осложнений» на базе «Клиники профессора Юцковской» ежедневно обращаются 2-4 человека с проблемными ситуациями, которые возникли вследствие эстетических процедур, проведенных у «домашних» косметологов или в других клиниках. Список осложнений огромен — от контурирования, когда препарат проступает под кожей, до некроза тканей. «По нашей статистике, растет число осложнений после услуг, которые оказывают как в домашних условиях (по разным данным, рынок косметологических услуг на дому составляет до 40%), так и из-за применения препаратов не по назначению, использования контрафактных препаратов или самоуверенности врачей, предлагающих «авторские» методики без доказательной базы, — рассказывает Яна Юцковская. — Мы всегда стараемся помочь, собираем консилиумы с участием хирурга, иммунолога, терапевта, дерматолога, чтобы избавить пациента от осложнений. Во избежание этих проблем пациент должен понимать, что, когда он обращается за медицинской услугой на дом, то разделяет системные риски для своего здоровья с тем специалистом, который такие услуги оказывает».
Казалось бы, что тут особенного? Это же всего лишь гиалуроновая кислота, родственный коже компонент. Но все не так просто, как может показаться.
Александр Кузнецов, руководитель службы качества ИНГАЛ, за последние несколько лет в рамках сравнительного лабораторного контроля проверил десятки отобранных с рынка образцов изделий гиалуроновой кислоты — биоревитализантов, филлеров, скинбустеров: «Медицинские изделия, произведенные в Европе, США, России, Израиле, Южной Корее или Китае, могут существенно отличаться в зависимости от используемых материалов и процесса технологической обработки. Один из важнейших показателей качества имплантируемых изделий гиалуроновой кислоты — степень ее биологической чистоты. При недостаточной очистке используемой исходной субстанции и материалов, при проведении производственного процесса в недостаточных для обеспечения чистоты продукта условиях в состав биоревитализанта могут попасть потенциально опасные белковые соединения, которые при подкожном введении могут вызывать не только быстрый, но и отдаленный иммунный ответ у человека. Именно по этой причине даже через два-три месяца после введения у пациентов может появиться воспалительный процесс или внезапная острая реакция на солнечный свет».
С филлерами история еще сложнее — дополнительным фактором безопасности таких изделий является остаточное содержание добавленного стабилизатора.
Когда речь идет о сером рынке, контрафактных филлерах или изделиях, попадающих на наш рынок без регистрации, проверить документацию производителя, измерить реальное остаточное содержание токсичного компонента, определить параметры безопасности изделия в условиях косметической клиники невозможно, данную процедуру необходимо проводить только в аккредитованных и оснащенных надлежащим оборудованием лабораториях.
Зачем потребителю знать такие тонкости? «Проблема в том, что ненадлежащее качество примененного филлера или биоревитализанта может проявиться не сразу и имеет эффект накопления, — продолжает Александр Кузнецов. — Отсроченные осложнения, вплоть до онкологии, могут появиться через полгода, год, два года и дольше. В мировой регуляторной практике статистику по таким осложнениям уполномоченные организации ведут на срок до 15 лет после первой имплантации».
В итоге желание быть красивой здесь и сейчас способно превратиться в своеобразную лотерею с отсроченными последствиями.
Отечественные препараты: тренд на качество
Самый простой способ уменьшить частоту возникновения осложнений и быстро справиться с ними — контролировать цепочку поставок, когда препарат от лицензированного производителя поступает к врачу в клинику с медицинской лицензией, и увеличить осведомленность врача о поведении при возникновении осложнения. Для накопления информации и изучения долгосрочных последствий введения косметологических препаратов мировые фармацевтические компании активно привлекают профильные медицинские учреждения. Российская компания ИНГАЛ также проводит экспертизу своих разработок, в том числе совместно с «Центром лечения осложнений» Клиники профессора Юцковской.
В частности, речь идет о новых филлерах, созданных в научно-исследовательском центре ИНГАЛ на основе передовых технологий. Процедура контурной пластики будет такой же функциональной, также будет работать на улучшение качества и повышения упругости кожи, но в разы уменьшит потенциально опасную нагрузку на метаболические процессы организма.
В ближайшем будущем тренд на качество будет активно развиваться, уверены бьюти-эксперты. В свою очередь, качественная отечественная продукция для косметологического рынка, произведенная по высоким международным стандартам, — отличный стимул для перехода на нее как игроков бьюти-индустрии, так и самих потребителей, ориентированных на осознанный подход в выборе услуг для красоты и здоровья.
Социальные сети клиник профессора Юцковской:
Клиника профессора Юцковской, Москва: https://t.me/yuclinic_moscow
Профессорская клиника Юцковских, Владивосток: https://t.me/yuclinic_vladivostok
Профессорская клиника династии Юцковских, Сочи: https://vk.com/pkduvsochi
Социальные сети Ingal Cosmetics
https://t.me/ingal_official
https://vk.com/ingal.cosmetics
https://vk.com/ingal_official