Панки на рынке: почему REDKEDS занялось мечтателями, идеалистами и волками-одиночками
Креативные индустрии — одна из самых динамично растущих сфер экономики. Численность креативного класса в России за 2017–2021 годы выросла более чем на треть — до 3,4 млн человек, или 4,8% от общего числа занятых. Почти 25% из них — это специалисты по рекламе и маркетингу, более 14% — дизайнеры товаров и одежды, архитекторы, журналисты, художественные фотографы, музыканты и композиторы (по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, опубликованным в январе 2023 года).
В 2022 году контекст изменился — несколько сотен тысяч человек покинули Россию; есть предположения, что свыше миллиона. Большинство уехавших — представители среднего класса, работающие в творческих профессиях: режиссеры, писатели, архитекторы, дизайнеры и художники. «Они взяли с собой немного наличных денег и много вопросов о будущем, — говорит Виталий Быков, СЕО креативного агентства REDKEDS. — Для них не только сложно заниматься репрезентацией себя в разных странах, но и появился риск невозможности всецело высказаться, стать обезличенным. А еще нагрузка в виде сложного документооборота, непрерывного поиска заказов и спорных условий сотрудничества».
Департамент REDKEDS CHARISMA был создан с целью представлять на рынке интересы профессионалов в сфере творчества — от креативных директоров до дизайнеров и медиаперсон, которые находятся в России или же покинули ее территорию и заинтересованы в поддержке реализации идей. CHARISMA берет на себя поиск проектов, полный менеджмент, документооборот, то есть в целом предоставляет возможность высказываться и коллаборироваться во времена, когда это стало непросто. Инициатива тут же получила отклик.
Творческая практичность
REDKEDS существует уже 18 лет — это мультидисциплинарное агентство, которое делает дизайн одежды, интерьеры, ивенты на десятки тысяч человек, издает книги, разрабатывает стратегии и запускает новые бренды. Придуманный REDKEDS международный фестиваль креативных индустрий G8 в этом году пройдет в седьмой раз.
«Наш принцип — действовать вне каких-либо устоявшихся стандартов и стереотипов, — рассказывает Виталий Быков. — Пока остальные изучают тренды, мы ищем вдохновение в ржавых узорах на выброшенных железных листах, неизвестных сайтах на обочине интернета и смелых научных идеях, на которые с презрением смотрит профессиональное сообщество. Мы не боимся экспериментировать с безумием. Это наш способ смотреть на свою работу свежим взглядом и под острым углом. Делать безумие управляемым и направлять креатив на решение задачи клиента помогает стратегический анализ: погружение в продукт, контекст и культуру. Подсматривать, подслушивать и подмечать каждую деталь. Ведь именно так у нас получается создавать особую связь между продуктом и целевой аудиторией».
Судя по числу и списку клиентов агентства, принцип no limits был воспринят с большим интересом. Заказчиками REDKEDS стали самые различные организации, компании и бренды — как по масштабу, так и по специализации. Например, Сбер и «Ростелеком», Danone и «Много лосося», «Яндекс» и VK, Land Rover и Nike, DHL и Ozon, «Азбука вкуса» и Pandora.
При всем при том REDKEDS — небольшая структура: всего 18 человек в штате. «Наши амбиции никогда не заключались в том, чтобы быть самыми большими. Наша цель — быть идейным лидером, ориентированным на инновационные и эффективные решения бизнес-проблем клиентов и работников», — подчеркивает Виталий Быков.
Агентство работает по модели гиг-экономики. Иногда такой подход называют аутсорсингом, но на самом деле есть существенное отличие. Понятие «гиг» пришло из джаза — оно означает разовое (вроде подработки), но при этом полноценное выступление музыканта в составе временного коллектива. Соответственно, как и в музыке, участникам гиг-проекта платят за общий результат. REDKEDS каждый раз собирает команду под клиента. Благодаря практически неограниченным творческим ресурсам распределенных команд агентство может предлагать большое количество услуг, связанных с рекламой, брендингом, ивентами и коммуникационной стратегией.
«Если вы хотите добиться успеха в кино — вы должны любить кино. Если хотите преуспеть в копирайтинге — любите слова. Мы любим творческих людей, увлечены ими много лет, поэтому нашли свой успех в этом», — говорит Машер Казанова, HR-директор REDKEDS. «У нас нестандартная бизнес-модель, которая позволяет работать с артистами из разных направлений искусства. В этом нам помогает еще один проект — фестиваль креативных индустрий G8, объединяющий все креативные индустрии на одной платформе», — продолжает Машер.
Причина объединяться
Комментарий графического дизайнера и художника Свята Вишнякова, креатора CHARISMA:
Департамент CHARISMA в REDKEDS называют микрокосмосом творческих умов, трудолюбивых, командных игроков, активистов, неисправимых идеалистов, мечтателей и реалистов, волков-одиночек, которые в динамичном нестабильном мире могут стать преданными партнерами в воплощении проектов в жизнь. Агентство нацелено искать аутентичных и решительных в своем собственном стиле людей, создающих узнаваемый (то есть ассоциирующийся именно с ними) дизайн, медиаарт, видео, креативные концепции.
«Мы стремимся производить долгосрочные результаты и концепции, объединяя идеи, мастерство и таланты разных личностей, — объясняет Виталий Быков. — Для нас каждый проект особенный и требует уникального набора навыков для достижения результата. Именно поэтому мы формируем проектную команду индивидуально для каждой поставленной перед нами задачи».
В CHARISMA хотят установить прочную связь с креативными профессионалами — их обобщенно называют артистами. В агентстве обеспечат продвижение артиста, высокий уровень внутренней коммуникации, ведение документооборота, подбор проектов под навыки участников, чтобы они были действительно заинтересованы в том, что делают. Создатели уверены, что доход артиста от такого взаимодействия будет стабильным и высоким. «Мы вкладываем в художника собственные наработанные ресурсы. Мы гарантируем, что кампания, в которую привлекают артиста, будет афишировать и акцентировать его имя. Мы против обезличенности — это один из пунктов договора, — перечисляет Виталий Быков. — Мы не забираем из гонорара артиста никаких сумм. Перед нами не стоит задачи сделать с участниками департамента обычную рекламу. Мы подписываемся не для этого, мы хотим делать искусство. CHARISMA — это возможность собрать вместе самых талантливых людей, которых мы когда-либо имели честь знать. Что может быть лучшей причиной для того, чтобы объединяться?»
Накануне открытия нового департамента команда REDKEDS сама для себя устроила панк-проект — фотосессию в номере отеля The Carlton. Эпатаж на фоне люксовых интерьеров стал выразительным пятном, одновременно провокационным и по отношению к своим убеждениям, не принимающим стандартную игру и кем-то написанные правила.
«Посыл REDKEDS — противопоставление массовой культуре, неприятие скучных консервативных правил, нонконформизм, бунтарство. Вместо этой тысячи слов подходит одно — панк, — поясняет Виталий Быков. — Мы стремимся к свободе: в работах, которые делаем для клиентов, во внутренних проектах (книги «Сто открытий» и «Сто историй», фестиваль креативных индустрий G8 и теперь CHARISMA). Кажется, что мир стал злым, закрытым и сложным. Мы ему противопоставляем свою позицию: все равно оставаться верным самому себе, быть искренним в том, что делаешь, давать волю чувствам».
Стайлинг фотосессии агентство REDKEDS поручило команде «ШБ Визибл» — профессионалам с опытом работы со звездами и частными клиентами, для изданий и рекламы. За фотографии отвечало агентство FUNDAMENTAL, которое реализует самые смелые проекты, не боясь экспериментировать с безумием.
Команда REDKEDS CHARISMA:
Машер Казанова — руководитель
Виталий Быков — генеральный директор
Павел Череванин — исполнительный директор
Александра Боттчер — аккаунт-директор
Николай Широбоков — руководитель ивент-департамента
Мария Дьяконова — арт-директор
Никита Новосельцев — стратег
Саша Калугин — копирайтер
Анастасия Оголева — PR-менеджер
Дарья Щербакова — аккаунт-менеджер
Яна Цветкова — аккаунт-менеджер
Егор Кондрат — продюсер
Алина Евстратова — офис-менеджер
Креаторы REDKEDS CHARISMA:
Денис Башев — художник, графический дизайнер, арт-директор
Саша Монтаг — видеоблогерша, музыкант с сольным проектом FOILAR, режиссёр
Свят Вишняков — художник, графический дизайнер, арт-директор
Команда ШБ ВИЗИБЛ:
Василиса Гамалея-Гусарова — стиль
Аня Шилина — исполнительный стилист
Кристина Елисеева — ассистент
Владимир Амосов — стилист
Мария Боровская — макияж
Анна Ешич — волосы
Команда FDMAGENCY:
Дима Гущин — фотограф
Федор Анисимов — ассистент
Роман Ерофеев — арт-директор
Команда креативного агентства REDKEDS благодарит отель The Carlton за помощь в проведении съемки