Совместное исследование ProductSense и Яндекс Практикума «О развитии специалистов продуктовых команд в 2022 году» описывает, как изменился актуальный скиллсет в профессии продакта и какие пробелы в знаниях сегодня необходимо устранить специалистам для достижения бизнес-целей компаний. В опросе участвовали 712 респондентов, из них больше половины (58%) отвечают за управление продуктами, 11% — за управление проектами. Среди других категорий: руководители (9%), аналитики (8%), основатели бизнесов (5%).
Большинство продактов работает в финтехе и банковской сфере — 26% участников исследования. По 13% указали, что заняты в обучающих сервисах, доставке еды и онлайн-торговле. Интересно, что чуть больше половины опрошенных непосредственно участвуют в найме.
Чтобы понять, насколько локальные данные соотносятся с глобальной картиной изменений в профессии продакта, в этом материале их дополнили выводами международного исследования Trends and benchmarks in Product Management 2022. В нем приняли участие 600 продуктовых специалистов из 59 стран на разных позициях, от джунов до СЕО и фаундеров, из них 28,6% — продуктовые лидеры (VPs / Head of Product / Director of Product).
Актуальность роли продакта
В 2022 году в мире стало на 6% больше компаний со стратегией быстрого наращивания инвестиций в продуктовый менеджмент. Медленно, но неуклонно уменьшается число работодателей, которые урезают расходы на это направление (–7%) или оставляют их неизменными (–5%). Это говорит о том, что бизнес начинает чувствовать реальную отдачу от работы продактов.
Подтверждает тренд и мировая статистика найма. За три года сильно выросло число компаний, которые строят планы по найму продактов на ближайшие полгода. В 2022 году на момент опроса нанять 2–5 новых продактов собирались 34% компаний (для сравнения: в 2019 году — 25%). Меньше стало тех, кто не собирается расширять штат таких специалистов (34% вместо 42%).
Структура инвестиций в продуктовый менеджмент в 2022 году изменилась, появился фокус на наращивание внутренних компетенций. Все больше компаний в мире вкладывали в обучение и тренинги (29% вместо 26% в 2019 году), а также инструменты для работы продуктовых команд (20% вместо 15%). Это компенсировалось урезанием трат на участие во внешних событиях. Так, расходы на конференции теперь составляют 6% вместо 21%.
Приоритетные навыки в условиях высокой неопределенности
В условиях новой экономической реальности требования работодателей к скиллам продакт-менеджеров повысились. По данным ProductSense и Яндекс Практикума, в 2022 году самым востребованным навыком стал Product Growth Management — управление ростом продукта (24%). На второй строчке приоритетов стоит аналитика (21%). В предыдущем исследовании, посвященном 2021 году, с большим отрывом лидировали основы продуктового менеджмента.
В 2023 году новая тенденция усилится. Развивать Product Growth Management намерены уже 39% респондентов — значительно больше, чем аналитику (24%) или управленческие навыки (22%). По мнению опрошенных, развитие продукта входит в тройку самых нужных командам навыков. Это также одно из самых популярных требований, которые будут указываться в вакансиях на позицию продакт-менеджера в 2023 году.
«Сейчас рынок находится в том состоянии, когда продакту, помимо базового понимания работы интернет-сервисов, нужны сильные бизнес-навыки. А с учетом того, что в 2022 году весь российский бизнес столкнулся с необходимостью перестройки, оптимизации, выхода на прибыль, эти требования стали жестче. Мы учли это в программе «Практикума» для продакт-менеджеров и сделали ее не только технической, но и бизнесовой. В ней есть сильные блоки по исследованию рынка, продуктовой стратегии, росту продукта. Такая программа дает знания, позволяющие менеджеру действительно решать проблемы бизнеса с помощью продукта, а не быть проводником заказчиков в мир разработки. Также мы добавили аспект стейкхолдер-менеджмента: рынок сейчас лихорадит еще и с точки зрения кадровых перестановок, продакты могут сталкиваться со сменой руководства или курса компании в целом».
Что касается глобальной картины, то более 35% продакт-менеджеров чувствуют потребность в ускоренном развитии компетенций. Однако заметного изменения скиллсета, похоже, не предвидится. Когда респондентов спросили о связи навыков с действиями в условиях кризиса, подавляющее число продактов в мире ответили, что не собираются осваивать какие-то принципиально новые компетенции. 59% полагаются на предыдущий накопленный опыт и внутреннюю готовность к вызовам. 20% считают, что им помогут отлаженные процессы.
Как развиваться продакту?
Исследование ProductSense и Яндекс Практикума зафиксировало рост интереса к софт-скиллам. Наряду с проектным управлением их, по мнению самих респондентов, наиболее ценят руководители (36%). Вместе с тем на уровне специалистов эта группа навыков остается недооцененной. Только 10% отметили, что софт-скиллы для команды важны. Тем не менее респонденты готовы реагировать на актуальный запрос. Развиваться в этом направлении планируют 18% опрошенных, что на 5% больше, чем в 2022 году.
«То, что менеджеры продуктов и их руководители ценят навыки проектного менеджмента и софт-скиллы, но при этом развитие этих навыков не приоритетно, может быть связано с тем, что за последние пять лет заметно изменился бэкграунд менеджеров продуктов. Если раньше большая часть была менеджерами проектов, то теперь их доля размылась. Возможно, причина и в определении того, что входит в зону ответственности менеджеров продуктов в конкретных компаниях. Отдельно хочется отметить еще одно: с увеличением зарплаты важность софт-скиллов и приоритет в их развитии тоже растут».
Тема коммуникационных навыков поднимается и в международном исследовании, но несколько с другого ракурса — с точки зрения взаимодействия продакт-менеджера с командой. Исходя из структуры отчета, международное отраслевое сообщество уделяет большое внимание лидерству как одной из ключевых компетенций продакт-менеджера.
Если сравнивать 2019 и 2022 годы, то в мире выросла доля тех, чей стиль лидерства исследователи обозначили словом «servant» (буквально «слуга»), — с 21% до 30%. К этому типу относятся продакты, главная цель которых — развивать и растить команду. Продактов со стратегиями лидерства «принуждение» и «автократия», напротив, становится все меньше. Первых теперь насчитывается 9% вместо 12%, вторых — 13% вместо 16%.
Интересно, что этот тренд коррелирует с ожиданиями продуктовых команд от своих непосредственных руководителей. Их спросили, как продакт-менеджер мог бы улучшить свои управленческие навыки. С большим отрывом среди разных вариантов лидируют три: предоставить возможности роста для членов команд (24%), дать доступ к обучению и тренингам (19%) и улучшить фидбэк по работе подчиненных (17%).
Зарплаты: медленный рост в России и мире
В России самая популярная зарплатная вилка в 2022 году в целом у специалистов продуктовых команд и продакт-менеджеров — 180 000–220 000 рублей (14%). В прошлогоднем исследовании ProductSense чаще всего встречалась вилка зарплат от 50 000 до 100 000 рублей, а среди продактов — 110 000–150 000 рублей.
Но разброс доходов остается ощутимым. В диапазоне 110 000–150 000 и 150 000–180 000 рублей зарабатывают суммарно 26% респондентов, более 300 000–400 000 рублей — 25%. Специалистов, чьи зарплаты оказались у верхней границы диапазона, стало больше: по 4% прибавили вилки 300 000–370 000 рублей и более 400 000 рублей.
На зарплату влияет опыт работы (в категории продактов с опытом более 10 лет 50% указали размер зарплаты более 400 000 рублей) и тип продукта — самые «богатые» сотрудники работают в C2C (60% отметили зарплату «более 400 000 рублей) и платформенных продуктах (у 15% более 400 000 рублей). Если смотреть на размер команды, то чаще всего зарплаты по верхней границе встречаются в коллективах 1000–5000 человек и более 5000 человек.
Тем, кто задействован в подборе сотрудников, платят больше остальных, — самые популярные вилки зарплат у таких специалистов 300 000–370 000 рублей и более 400 000 рублей.
Интересно сравнить эти цифры с глобальными данными. В международном исследовании приводится зарплата за год до вычета налогов (усредненная для всех грейдов). Для удобства разделим суммы на 12, чтобы получить декларируемый месячный доход. Получается, что больше всех зарабатывают продакты в США — $14 000, на втором и третьем месте Швейцария и Нидерланды ($12 000 и $9000). Ниже по рейтингу доход стремительно снижается. Так, на десятом месте Индонезия — там продакт зарабатывает $3000 в месяц. Что касается тенденции к росту, то в странах-лидерах зарплата медленно растет год от года, и 2022-й не стал исключением.
Профессиональное развитие и карьера
Исследование ProductSense и Яндекс Практикума говорит о том, что продакт-менеджеры постоянно учатся — 73% развивают нужные навыки в целом по выборке, а в категории опытных специалистов (более 10 лет опыта) этот показатель доходит до 82%.
Также респондентов спросили о том, с какими трудностями они столкнулись за минувший год (вопрос подразумевал множественность ответов). Для большинства главными вызовами стали неопределенность (59%), карьера и развитие (59%), а также эмоциональная нестабильность (51%). Эти факторы, вероятно, повлекли за собой проблемы с личной эффективностью, самомотивацией, скоростью изменений и мотивацией команды. Каждый из этих пунктов указали от 30% до 40% участников опроса.
Несмотря на сложности с карьерой и развитием, половина респондентов получила в 2022 году повышение на текущей работе. Из них 51% — в срок от полугода до года с момента найма или предыдущего повышения; 17% — в диапазоне от трех до шести месяцев. Данные практически не меняются в зависимости от размера компании.
Если посмотреть на удовлетворенность карьерой в глобальном опросе продактов, то 31% полностью доволен ее развитием, а еще 29% — частично (хотелось бы более быстрого продвижения). Почти треть респондентов сказали, что их рост ограничен природой компании, где они работают. У 10% карьера стагнирует.
Становится понятно, почему самой частой причиной увольнения продакт-менеджеров в мире в 2022 году стало отсутствие возможностей для роста (33%). Для сравнения: слишком сильная рабочая нагрузка — всего 7%.
Возможно, этот факт связан с другим: в 2022 году число тех продуктовых специалистов, которые хотят работать в компаниях гибкого типа («эджайл»), выросло с 30% до 33%. Напротив, количество желающих работать в «бюрократических» компаниях снизилось с 28% до 26%. Любопытна и статистика, связанная с ценностью таких сотрудников у бизнеса разного типа. Так, в гибких компаниях и стартапах продактов ценят в два раза выше, чем в компаниях бюрократического типа. Также в первых двух категориях намного меньше продактов активно ищут новую работу (9% и 13%), тогда как от иерархии бегут 27%.
Резюме и рекомендации
В этом году специалисты ProductSense и Яндекс Практикума рекомендуют обратить внимание на навыки проектного управления и софт-скиллы, которые ценятся и среди руководителей, и среди специалистов. Прокачка проектного управления поможет работать с проектами более эффективно и качественно, что отразится на результатах. Похожая ситуация с софт-скиллами — их снова ценят руководители и сами специалисты, но редко сознательно развивают.
Еще одно недооцененное направление — дизайн, который занимает заметное место в структуре рабочих задач, так как продактам приходится создавать прототипы, писать техзадания, согласовывать макеты. А значит, насмотренность и понимание принципов дизайна позволят быстрее и лучше закрывать эти задачи.
Кроме того, большинство уделяет мало внимания техническим навыкам. Исключение — специалисты с опытом работы более 10 лет. Среди них доля тех, кто будет развивать эти скиллы, составила 36%. Таким образом, для опытных продактов технические навыки оказались столь же важны, как и Product Growth Management (аналогичные 36%).